СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа для 5 класса в формате Pisa.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются задания, связанные с выбором правильного ответа, определением основной мысли текста, работой по таблице, схеме. 

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа для 5 класса в формате Pisa.»

Диагностическая работа для учащихся 5-х классов



Родственные отношения.

Часть 1. Родство: кто кому приходится в семье.

Сейчас семьи не такие большие, как раньше. Достаточно знать, кто такие внуки, племянники, бабушки, дедушки, двоюродные братья и сестры. А всех остальных просто называют родственники. Но в отличие от других языков, в русском для всех есть свое название. Досконально разобраться, кто кому кем приходится из родственников непросто.

Названия кровных родственников

Прежде чем перейти к названиям будущих родственников, для начала стоит разобраться кто кому и кем приходится в своей семье. Есть несколько степеней родства, считают от первой до шестой, так как потом уже связи становятся слишком далекими. Итак, степени в порядке убывания:

  1. Отец – сын/дочь, мать – сын/дочь.

  1. Дедушка/бабушка – внуки.

  1. Прадедушка/прабабушка – правнуки, дяди/тети – племянники.

  1. Двоюродные сестра/брат, двоюродные бабушка/дедушка – внучатые племянники/племянницы.

  1. Двоюродные дяди/тети – двоюродные племянники/племянницы.

  1. Троюродные сестры и братья.

Схема 1.Родственные связи.

Если с первой степенью все понятно, то дальше в названиях указанных родственников есть свои нюансы. Для бабушки и дедушки внуки – это дочери и сыновья не только своих детей, но и племянников.

Дядями/тетями называют братьев/сестер матери или отца, а также их супругов, но жены и мужья уже, конечно, не кровные родственники. Есть также понятие великие и малые дяди/тети. Первыми называли сестру и брата дедки/бабки, а вторыми – отца/матери. Сейчас их просто называют двоюродными бабушками/дедушками и двоюродными дядями/тетями.

Просто племянники – это дети братьев/сестер, внучатые племянники, соответственно их внуки. Но внучатыми также называют любых троюродных родственников. Двоюродных братьев и сестер сегодня зачастую именуют кузенами и кузинами на западную манеру и совсем забыли их старорусские наименования – сестринка и братан. Хотя последнее в ходу в определенных молодежных кругах, но не подразумевает кровное родство. К слову, если вы задумываетесь, как распределить обязанности на свадьбе, то имейте в виду, что привлекать к организации торжества можно всех, даже людей шестой степени родства, если вы, конечно, с ними знакомы.

Не кровные, но близкие

Бывают случаи, когда семьей становятся не родные по крови люди, например, когда мужчина и женщина женятся, имея детей от предыдущих браков, или супруги усыновляют ребенка. В этом случае члены семьи будут называться:

  • мачеха – неродная мать,

  • отчим – неродной отец,

  • пасынок – неродной сын,

  • падчерица – неродная дочь,

  • названный сын – усыновленный,

  • названная дочь – удочеренная,

  • названные мать и отец – усыновители,

  • сводные братья и сестры – родные и неродные дети между собой.

Также к неродным, но близким можно отнести людей, названия которых в наши дни чаще можно встретить в фильмах и книгах, чем в реальности:

  • молочная мать – женщина, вскормившая неродного ребенка по отношению к нему,

  • молочный брат или сестра – неродные между собой дети, вскормленные одной женщиной,

  • дядька, мамка – мужчина или женщина, которые присматривают за ребенком и воспитывают его, сегодня больше известные как нянь и няня.

Часть 2. Родство по свойству или кто есть кто после свадьбы

Как только молодые официально стали мужем и женой, количество родственных связей каждого из них умножилось на два. И хорошо бы знать, как называют родственников, которых вы только приобрели, ведь во многих семьях до сих пор принято обращаться к друг другу по давно сложившейся традиции. Давайте разберемся, кто кому и кем приходится после свадьбы.

Муж, жена и их родители

Здесь все просто, названия матерей и отцов супругов сегодня у всех на слуху и до сих пор активно используются. Родители жены – тесть и теща, родители мужа – свекор и свекровь. Между собой отцы – сваты, а матери – сватьи. А называли их так потому, что именно с их участием проходил обряд сватовства невесты. Жена после свадьбы получает статус невестки или снохи (для отца мужа), а муж – зятя. Интересно, что в русском языке есть специальное слово для мужа, который поселился у родителей жены – примак. Раньше такое было не принято, видимо, поэтому народная молва особо выделяла таких мужей.

Братья и сестры молодых с супругами

Брат и сестра мужа, соответственно, называются деверь и золовка, а брат и сестра жены – шурин и своячница. Носители восточно-европейского диалекта еще называют братьев с обеих сторон швагерами.

Что касается жен братьев, их наименования и того, кем они являются друг другу, – русский язык не скупился на названия. Их больше, чем для каких-либо других родственников – ятровки, сношенницы, а в некоторых регионах, также как и сестра мужа, имеют название золовки. Соответственно, жены братьев по отношению к друг другу называются также.

А вот название мужей сестер не отличается оригинальностью, их всех величают свояки между собой, хотя отдельно мужа сестры мужа и называют зятем. Чтобы было наглядней, какие названия имеют приобретенные родственники, предлагаем взглянуть на схему, где указано, кто кем кому приходится:

Другие родственники мужа и жены

Что касается остальных родственников, дяди/тети, бабушки/дедушки, племянники жены по отношению к мужу или мужа к жене никаких особых названий не имеют, обращаются к ним сегодня также, как и до брака.

В качестве общего наглядного пособия, кто кому и кем приходится в семье, предлагаем вам следующую таблицу:

Таблица родственных связей №1.













Таблица №2.







  1. Какую информацию вы нашли в Первой части статьи? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Братан - старорусское название двоюродного брата.

Б. Жены братьев - это ятровки.

В. Свекор и свекровь - родители мужа.

Г. Жена после свадьбы получает статус невестки.



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





2. Опираясь на текст Части 1 и Части 2, напишите три группы родственных связей, которые выделяют авторы статьи.

1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

3) _______________________________________________________________



Система оценивания

3 балла

Записаны три группы из следующих возможных:

1) Названия кровных родственников; 2) Не кровные, но близкие;

3) Родство по свойству или кто есть кто после свадьбы.

Обратите внимание: при оценивании не снижается балл, если каждая из групп не записана в отдельное поле, например, две или даже три группы записаны в одном поле для ответов.

2 балла

Записаны две группы из перечисленных выше, третья или не записана, или не содержится в тексте.

1 балл

Записана только одна из групп, перечисленных выше, две другие или не записаны, или не содержатся в тексте.

0 баллов

Ни одна из записанных групп не связана со статьей.

Ответ отсутствует.





3. Запишите три названия родственницы со стороны мужа.

1 )______________________________________________________

2) _______________________________________________________

3) _______________________________________________________



Система оценивания

3 балла

Приведены три названия из указанных ниже.

1. золовка

2. ятровка

3. сношенница

2 балла

Правильно указано два названия, третий или не указан, или указан неверно.

1 балл

Правильно указано одно из названий, два другие признака или не указаны, или указаны неверно.

0 баллов

Ни одно из названий не соответствует действительности.

Ответ отсутствует





4. Используя Схему №1, Таблицу родственных связей и Таблицу №2, запишите, какая из них наиболее полно характеризует систему родственных взаимоотношений.

А. Схема №1.

Б. Таблица родственных связей №1.

В Таблица №2



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





5. Информацию о родственных отношениях решили занести в таблицу. Для каждого наименования необходимо подобрать характеристику.

Наименование

Характеристика

Шурин


Золовка


Тесть


Теща


Зять


Свекровь


Невестка


Деверь


Сноха


Свояченица




Система оценивания

3 балла

Все строки таблицы заполнены верно:

Наименование

Характеристика

Шурин

Брат жены

Золовка

Сестра мужа

Тесть

Отец жены

Теща

Мать жены

Зять

Муж дочери или сестры

Свекровь

Мать мужа

Невестка

Сестра мужа

Деверь

Брат мужа

Сноха

Жена сына

Свояченица

Сестра жены


2 балла

Две из трёх строк таблицы заполнены верно, третья или не заполнена, или заполнена неполностью, или при её заполнении допущены фактические ошибки.

1 балл

Одна из трёх строк заполнена верно, остальные две или не заполнены, или заполнены неполностью, или при их заполнении допущены фактические ошибки.

0 баллов

При заполнении каждой из строк допущены фактические ошибки.

Ответ отсутствует.





6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит Части 2.

А. Отчим - это некровный родственник по отношению к падчерице.

Б. Швагеры - это родственники со стороны мужа.

В. Сестринка и братан - это двоюродные сестры и братья.

Г. Жены братьев не могут быть золовками.



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Г.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





7. Из предложенных схем (Схема №1, Таблица родственных связей и Таблица №2) выберите самую неполную. Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

2 балла

Выбран (или очевиден из объяснения) ответ Таблица №2, приведено объяснения:

‒ в описании указаны только родственники жены для мужа

1 балл

Выбран ответ Таблица №2, объяснение не приведено.

0 баллов

Выбран любой ответ, кроме Таблицы №2, или объяснение НЕВЕРНОЕ. Ответ отсутствует.









8. Какие названия родственных отношений сейчас не используются и почему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

2 балла

Указано, что старорусские сестринка и братан не используются, так как устарели.

1 балл

Указано только сестринка и братан.

0 баллов

Записано любое другое слово или слова.

Ответ отсутствует.





9. Почему названия кровных родственников считают только до 6 степени родства?

А Потому что с 7 степени люди не считаются родственниками.

Б Потому что связи становятся слишком далекими.

В Потому что нет названий следующей степени.

Г Потому что трудно собрать данные.

Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





Нина Павлова Мышонок заблудился

Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?

На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:

— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.

— Спасибо! — сказал мышонок.

Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!

Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.

А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.

На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?

А пчёлка как раз это знала и ответила:

— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.

— Спасибо! — сказал мышонок…

Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.





10. Как вы считаете, был ли главный герой храбрым? Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

2 балла

Дан ответ «Да», в обосновании указывается на то, что герой испугался,

Приведены примеры из текста (Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю. ИЛИ А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал.)

1 балл

Дан ответ ДА

0 баллов

Дан ответ «Нет» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено.

Ответ отсутствует.









11. Почему Мышонок так далеко убежал? Запишите свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

1 балл

Указано, что герой заигрался.

0 баллов

Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.





12. Найдите и запишите предложение, в котором упоминается о том, кто первый указал Мышонку дорогу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Система оценивания

1 балл

Верно найдено и выписано предложение:

"Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка."

0 баллов

Выписана любое другое предложение.

Ответ отсутствует.





13. Выпишите предложение, в котором говорится, почему Мышонок не встретил тритона.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

1 балл

Выписано предложение: "А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом."

0 баллов

Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.





14. Почему мама сказала Мышонку: "На, играй, катай возле дома."? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А Потому что Мышонок маленький и мог заблудиться

Б Потому что колесо для игры было слишком тяжелым.

В Потому что Мышонок был пугливым.

Г Потому что уже был вечер.



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.





15. Чему учит рассказ? Запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

1 балл

Указывается, что нужно слушаться взрослых, гулять возле дома, помогать друг другу.

0 баллов

Дан любой другой ответ, который противоречит содержанию текста.

Ответ отсутствует.





16. Что изменилось бы, если бы рассказ был написан от лица мамы Мышонка? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А Мы бы не узнали, как блуждал Мышонок.

Б Мама бы не нашла Мышонка.

В Пришлось бы поменять название рассказа.

Г Нужно было бы подбирать других действующих лиц.



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.







17. Мышонку помогла лягушка и пчелка. Отметьте ВСЕ правильные фрагменты маршрута, указанные лягушкой и пчелкой.

А От селезёночника спустись с горы.

Б От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.

В Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь бабочку.

Г Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо.



Система оценивания

2 балла

Выбраны Б и Г.

1 балл

Выбран А или В, ИЛИ вместе с ответами Б и Г выбран ещё ответ А или В.

0 баллов

Выбраны другие ответы.

Ответ отсутствует.