Диагностическая работа для учащихся 5-х классов
Родственные отношения.
Часть 1. Родство: кто кому приходится в семье.
Сейчас семьи не такие большие, как раньше. Достаточно знать, кто такие внуки, племянники, бабушки, дедушки, двоюродные братья и сестры. А всех остальных просто называют родственники. Но в отличие от других языков, в русском для всех есть свое название. Досконально разобраться, кто кому кем приходится из родственников непросто.
Названия кровных родственников
Прежде чем перейти к названиям будущих родственников, для начала стоит разобраться кто кому и кем приходится в своей семье. Есть несколько степеней родства, считают от первой до шестой, так как потом уже связи становятся слишком далекими. Итак, степени в порядке убывания:
Отец – сын/дочь, мать – сын/дочь.
Дедушка/бабушка – внуки.
Прадедушка/прабабушка – правнуки, дяди/тети – племянники.
Двоюродные сестра/брат, двоюродные бабушка/дедушка – внучатые племянники/племянницы.
Двоюродные дяди/тети – двоюродные племянники/племянницы.
Троюродные сестры и братья.
Схема 1.Родственные связи.
Если с первой степенью все понятно, то дальше в названиях указанных родственников есть свои нюансы. Для бабушки и дедушки внуки – это дочери и сыновья не только своих детей, но и племянников.
Дядями/тетями называют братьев/сестер матери или отца, а также их супругов, но жены и мужья уже, конечно, не кровные родственники. Есть также понятие великие и малые дяди/тети. Первыми называли сестру и брата дедки/бабки, а вторыми – отца/матери. Сейчас их просто называют двоюродными бабушками/дедушками и двоюродными дядями/тетями.
Просто племянники – это дети братьев/сестер, внучатые племянники, соответственно их внуки. Но внучатыми также называют любых троюродных родственников. Двоюродных братьев и сестер сегодня зачастую именуют кузенами и кузинами на западную манеру и совсем забыли их старорусские наименования – сестринка и братан. Хотя последнее в ходу в определенных молодежных кругах, но не подразумевает кровное родство. К слову, если вы задумываетесь, как распределить обязанности на свадьбе, то имейте в виду, что привлекать к организации торжества можно всех, даже людей шестой степени родства, если вы, конечно, с ними знакомы.
Не кровные, но близкие
Бывают случаи, когда семьей становятся не родные по крови люди, например, когда мужчина и женщина женятся, имея детей от предыдущих браков, или супруги усыновляют ребенка. В этом случае члены семьи будут называться:
мачеха – неродная мать,
отчим – неродной отец,
пасынок – неродной сын,
падчерица – неродная дочь,
названный сын – усыновленный,
названная дочь – удочеренная,
названные мать и отец – усыновители,
сводные братья и сестры – родные и неродные дети между собой.
Также к неродным, но близким можно отнести людей, названия которых в наши дни чаще можно встретить в фильмах и книгах, чем в реальности:
молочная мать – женщина, вскормившая неродного ребенка по отношению к нему,
молочный брат или сестра – неродные между собой дети, вскормленные одной женщиной,
дядька, мамка – мужчина или женщина, которые присматривают за ребенком и воспитывают его, сегодня больше известные как нянь и няня.
Часть 2. Родство по свойству или кто есть кто после свадьбы
Как только молодые официально стали мужем и женой, количество родственных связей каждого из них умножилось на два. И хорошо бы знать, как называют родственников, которых вы только приобрели, ведь во многих семьях до сих пор принято обращаться к друг другу по давно сложившейся традиции. Давайте разберемся, кто кому и кем приходится после свадьбы.
Муж, жена и их родители
Здесь все просто, названия матерей и отцов супругов сегодня у всех на слуху и до сих пор активно используются. Родители жены – тесть и теща, родители мужа – свекор и свекровь. Между собой отцы – сваты, а матери – сватьи. А называли их так потому, что именно с их участием проходил обряд сватовства невесты. Жена после свадьбы получает статус невестки или снохи (для отца мужа), а муж – зятя. Интересно, что в русском языке есть специальное слово для мужа, который поселился у родителей жены – примак. Раньше такое было не принято, видимо, поэтому народная молва особо выделяла таких мужей.
Братья и сестры молодых с супругами
Брат и сестра мужа, соответственно, называются деверь и золовка, а брат и сестра жены – шурин и своячница. Носители восточно-европейского диалекта еще называют братьев с обеих сторон швагерами.
Что касается жен братьев, их наименования и того, кем они являются друг другу, – русский язык не скупился на названия. Их больше, чем для каких-либо других родственников – ятровки, сношенницы, а в некоторых регионах, также как и сестра мужа, имеют название золовки. Соответственно, жены братьев по отношению к друг другу называются также.
А вот название мужей сестер не отличается оригинальностью, их всех величают свояки между собой, хотя отдельно мужа сестры мужа и называют зятем. Чтобы было наглядней, какие названия имеют приобретенные родственники, предлагаем взглянуть на схему, где указано, кто кем кому приходится:
Другие родственники мужа и жены
Что касается остальных родственников, дяди/тети, бабушки/дедушки, племянники жены по отношению к мужу или мужа к жене никаких особых названий не имеют, обращаются к ним сегодня также, как и до брака.
В качестве общего наглядного пособия, кто кому и кем приходится в семье, предлагаем вам следующую таблицу:
Таблица родственных связей №1.
Таблица №2.
Какую информацию вы нашли в Первой части статьи? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Братан - старорусское название двоюродного брата.
Б. Жены братьев - это ятровки.
В. Свекор и свекровь - родители мужа.
Г. Жена после свадьбы получает статус невестки.
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ А. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
2. Опираясь на текст Части 1 и Части 2, напишите три группы родственных связей, которые выделяют авторы статьи.
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
3) _______________________________________________________________
Система оценивания |
3 балла | Записаны три группы из следующих возможных: 1) Названия кровных родственников; 2) Не кровные, но близкие; 3) Родство по свойству или кто есть кто после свадьбы. Обратите внимание: при оценивании не снижается балл, если каждая из групп не записана в отдельное поле, например, две или даже три группы записаны в одном поле для ответов. |
2 балла | Записаны две группы из перечисленных выше, третья или не записана, или не содержится в тексте. |
1 балл | Записана только одна из групп, перечисленных выше, две другие или не записаны, или не содержатся в тексте. |
0 баллов | Ни одна из записанных групп не связана со статьей. Ответ отсутствует. |
3. Запишите три названия родственницы со стороны мужа.
1 )______________________________________________________
2) _______________________________________________________
3) _______________________________________________________
Система оценивания |
3 балла | Приведены три названия из указанных ниже. 1. золовка 2. ятровка 3. сношенница |
2 балла | Правильно указано два названия, третий или не указан, или указан неверно. |
1 балл | Правильно указано одно из названий, два другие признака или не указаны, или указаны неверно. |
0 баллов | Ни одно из названий не соответствует действительности. Ответ отсутствует |
4. Используя Схему №1, Таблицу родственных связей и Таблицу №2, запишите, какая из них наиболее полно характеризует систему родственных взаимоотношений.
А. Схема №1.
Б. Таблица родственных связей №1.
В Таблица №2
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ А. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
5. Информацию о родственных отношениях решили занести в таблицу. Для каждого наименования необходимо подобрать характеристику.
Наименование | Характеристика |
Шурин | |
Золовка | |
Тесть | |
Теща | |
Зять | |
Свекровь | |
Невестка | |
Деверь | |
Сноха | |
Свояченица | |
Система оценивания |
3 балла | Все строки таблицы заполнены верно: Наименование | Характеристика | Шурин | Брат жены | Золовка | Сестра мужа | Тесть | Отец жены | Теща | Мать жены | Зять | Муж дочери или сестры | Свекровь | Мать мужа | Невестка | Сестра мужа | Деверь | Брат мужа | Сноха | Жена сына | Свояченица | Сестра жены | |
2 балла | Две из трёх строк таблицы заполнены верно, третья или не заполнена, или заполнена неполностью, или при её заполнении допущены фактические ошибки. |
1 балл | Одна из трёх строк заполнена верно, остальные две или не заполнены, или заполнены неполностью, или при их заполнении допущены фактические ошибки. |
0 баллов | При заполнении каждой из строк допущены фактические ошибки. Ответ отсутствует. |
6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит Части 2.
А. Отчим - это некровный родственник по отношению к падчерице.
Б. Швагеры - это родственники со стороны мужа.
В. Сестринка и братан - это двоюродные сестры и братья.
Г. Жены братьев не могут быть золовками.
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ Г. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
7. Из предложенных схем (Схема №1, Таблица родственных связей и Таблица №2) выберите самую неполную. Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
2 балла | Выбран (или очевиден из объяснения) ответ Таблица №2, приведено объяснения: ‒ в описании указаны только родственники жены для мужа |
1 балл | Выбран ответ Таблица №2, объяснение не приведено. |
0 баллов | Выбран любой ответ, кроме Таблицы №2, или объяснение НЕВЕРНОЕ. Ответ отсутствует. |
8. Какие названия родственных отношений сейчас не используются и почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
2 балла | Указано, что старорусские сестринка и братан не используются, так как устарели. |
1 балл | Указано только сестринка и братан. |
0 баллов | Записано любое другое слово или слова. Ответ отсутствует. |
9. Почему названия кровных родственников считают только до 6 степени родства?
А Потому что с 7 степени люди не считаются родственниками.
Б Потому что связи становятся слишком далекими.
В Потому что нет названий следующей степени.
Г Потому что трудно собрать данные.
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ Б. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
Нина Павлова Мышонок заблудился
Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.
10. Как вы считаете, был ли главный герой храбрым? Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
2 балла | Дан ответ «Да», в обосновании указывается на то, что герой испугался, Приведены примеры из текста (Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю. ИЛИ А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал.) |
1 балл | Дан ответ ДА |
0 баллов | Дан ответ «Нет» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено. Ответ отсутствует. |
11. Почему Мышонок так далеко убежал? Запишите свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
1 балл | Указано, что герой заигрался. |
0 баллов | Дан любой другой ответ. Ответ отсутствует. |
12. Найдите и запишите предложение, в котором упоминается о том, кто первый указал Мышонку дорогу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
1 балл | Верно найдено и выписано предложение: "Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка." |
0 баллов | Выписана любое другое предложение. Ответ отсутствует. |
13. Выпишите предложение, в котором говорится, почему Мышонок не встретил тритона.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
1 балл | Выписано предложение: "А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом." |
0 баллов | Дан любой другой ответ. Ответ отсутствует. |
14. Почему мама сказала Мышонку: "На, играй, катай возле дома."? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А Потому что Мышонок маленький и мог заблудиться
Б Потому что колесо для игры было слишком тяжелым.
В Потому что Мышонок был пугливым.
Г Потому что уже был вечер.
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ А. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
15. Чему учит рассказ? Запишите свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания |
1 балл | Указывается, что нужно слушаться взрослых, гулять возле дома, помогать друг другу. |
0 баллов | Дан любой другой ответ, который противоречит содержанию текста. Ответ отсутствует. |
16. Что изменилось бы, если бы рассказ был написан от лица мамы Мышонка? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А Мы бы не узнали, как блуждал Мышонок.
Б Мама бы не нашла Мышонка.
В Пришлось бы поменять название рассказа.
Г Нужно было бы подбирать других действующих лиц.
Система оценивания |
1 балл | Выбран ответ А. |
0 баллов | Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует. |
17. Мышонку помогла лягушка и пчелка. Отметьте ВСЕ правильные фрагменты маршрута, указанные лягушкой и пчелкой.
А От селезёночника спустись с горы.
Б От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
В Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь бабочку.
Г Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо.
Система оценивания |
2 балла | Выбраны Б и Г. |
1 балл | Выбран А или В, ИЛИ вместе с ответами Б и Г выбран ещё ответ А или В. |
0 баллов | Выбраны другие ответы. Ответ отсутствует. |