Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 1
Диагностическая работа
для мониторинга образовательных достижений учащихся
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 9531
Район Город (населенный пункт) Школа Класс
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 2
Инструкция по выполнению работы
В работе по русскому языку две части. В первой – десять заданий, во второй – шесть. Выполнять задания каждой части можно в любом порядке, главное – сделать правильно как можно больше заданий.
Первая часть работы включает десять заданий. Выполнив каждое задание, укажи ответ в листе с заданиями, а затем перенеси его в бланк ответов.
Вторая часть работы включает два небольших текста и по три задания к каждому из них. Прочти текст 1 и выполни задания к нему. Укажи ответы в листе с заданиями, а затем перенеси их в бланк ответов. Таким же образом выполни задания к тексту 2.
Во время работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарем.
Как указывать ответы в листе с заданиями
К каждому заданию даны четыре варианта ответа, только один из них является верным. Обведи кружком номер правильного ответа. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни крестом выбранную цифру и обведи нужную.
Примеры:
Фамилия Имя
Отчество
Какой знак препинания ставится в конце повествовательного предло- жения?
1) запятая
2) двоеточие точка
4) тире
Какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложе- ния?
1) точка
2) запятая вопросительный знак
восклицательный знак
Инструкции по заполнению бланков есть в самих бланках.
Время выполнения работы, включая заполнение бланка ответов, –
60 минут.
Обязательно проверь в конце выполнения каждой части работы,
что все ответы перенесены в бланк!
Желаем успеха!
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 3
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания (1–10) поставь знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
1 В каком слове все согласные звуки глухие?
1) цветок 2) сказка 3) фея 4) стойка
2 В каком ряду оба слова можно перенести?
1) стричь, наглухо
2) аллея, алоэ
3) парад, успех
4) тембр, заяц
3 В каком ряду все слова являются однокоренными?
1) лень, ленивый, неохота
2) часы, будильник, куранты
3) шёлк, шёлковый, шелест
4) шерсть, шерстяной, шёрстка
4 Какое слово в предложении
РОНЯЕТ ЛЕС БАГРЯНЫЙ СВОЙ УБОР, СРЕБРИТ МОРОЗ УВЯНУВШЕЕ
ПОЛЕ.
стоит в форме винительного падежа мужского рода второго склонения?
1) лес
2) багряный
3) убор
4) поле
5 В каком предложении правильно подчеркнуты все его главные члены?
1) Разноцветные осенние листья укрывают землю лоскутным одеялом.
2) Ёжик любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело борется с гадюкой.
3) В небе высоко-высоко над островом спали бело-розовые облака.
4) Ветер подарил деревьям прохладу и свежесть.
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 4
6 В каком ряду все слова записаны правильно?
1) доверху, звёздный, бескрайнеми
2) радуешь, вогон, негодовать
3) молодёжь, ружьём, о Машеньке
4) кирпич, субота, тучка
7 В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания?
1) Свежесть росистой травы наполняет вас бодростью дарит радостное настроение на весь длинный день.
2) Как хорошо уметь читать!
3) Журавли летели высоко в небе через поля, через леса через шумные города.
4) Огонь разгорелся, и загудел в плите.
8 В каком словосочетании есть прилагательное в единственном числе,
стоящее в творительном падеже?
1) зеленью деревьев
2) зеленым листиком
3) зелеными красками
4) накрошить зелени
9 В предложении
НЕДАРОМ ДЕТИ ЛЮБЯТ СКАЗКУ.
глагол стоит в форме
1) первого спряжения настоящего времени третьего лица
2) второго спряжения настоящего времени третьего лица
3) второго спряжения прошедшего времени мужского рода
4) второго склонения настоящего времени третьего лица
10 В каком ряду оба слова имеют ударение на первый слог?
1) шофер, столяр
2) партер, начал
3) щавель, жили
4) торты, туфля
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 5
Часть 2
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания (11–16) поставь знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
Прочитай текст и выполни задания № 11 – 13.
(1)В мелких заливчиках реки, поросших растениями, живёт водяной ослик. (2)Вообще-то это маленький рачок, а называется почему-то осликом.
(3)Живёт ослик мирно, никого не трогает, зато в воде много желающих полакомиться этим рачком. (4)А он ни удрать не может – плавает ослик гораздо хуже своих врагов, ни защититься – нет у него ни сильных челюстей, ни жала, ни другого оружия. (5)Единственный выход – стать невидимкой. (6)Вот и сидит тихонько ослик среди растений. (7)У него и цвет такой, что его трудно заметить в зарослях. (8)Но не будешь же всю жизнь сидеть неподвижно, а двигаться опасно – того и гляди, кто-нибудь схватит: рыба, или хищный жук, или личинка стрекозы. (9)Но водяной ослик и тут приспособился. (10)Схватит его кто-нибудь за длинную ножку, например, или за один из четырёх усиков и… останется ни с чем. (11)Ноги и усики у ослика легко отрываются, а ослик удирает и прячется. (12)Плохо, конечно, без ноги, но ничего, скоро новая отрастёт.
(По Н. Пожарицкой)
11 Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
1) Ослик, только водяной
2) Жизнь в мелких заливчиках
3) Ослик
4) Невидимка
12 В каком предложении содержится слово со значением «скрываться,
стараться себя не обнаруживать»?
1) 7 предложение
2) 11 предложение
3) 3 предложение
4) 4 предложение
13 Ослик живет в
1) мелких заливчиках реки
2) лесу
3) траве на лугу
4) аквариуме
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 6
Прочитай текст и выполни задания № 14 – 16.
Во многих частях мира, в Америке, Индии, Иране, Палестине, Северной Африке, Испании, Франции, Англии, Скандинавии, Крыму, на Кавказе, можно встретить гигантские сооружения из огромных каменных плит. Учёные называют их мегалитами, от греческих слов «мегас» – большой и «литос» – камень. Эти сооружения поражают своими размерами. Огромные блоки весом до десяти тысяч тонн плотно подогнаны друг к другу. Они вызывают повышенный интерес у исследователей, поскольку возведены были в доисторические времена, когда ещё не было цивилизации.
Учёные давно занимаются изучением этих странных конструкций. Существует даже их классификация. Среди них наиболее часто встречаются дольмены – каменные дома, похожие на скворечники; тумулюсы – дольмены, спрятанные под землёй или покрытые каменной насыпью; кромлехи – круговые ограды, иногда с плитами-перекрытиями; менгиры – одиночные вертикальные столбы.
Считается, что сооружались они во времена каменного и бронзового веков.
(По А.В. Абрамову)
14 Что называется мегалитами?
1) сооружения из огромных каменных плит
2) древние сооружения
3) дома из камней
4) пещеры в горах, используемые для жилья
15 Мегалиты вызывают повышенный интерес у исследователей, потому что
1) были возведены в доисторические времена
2) это сооружения из огромных каменных плит
3) их можно встретить во многих частях мира
4) это странные конструкции
16 Каменные дома, спрятанные под землей, называются
1) дольмены
2) тумулюсы
3) менгиры
4) кромлехи

© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий