Диагностическая работа по русскому в 9 классе (за полугодие)
1.Назначение контрольной работы
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях диагностирования их готовности к участию в государственной итоговой аттестации.
2. Подходы к отбору содержания, разработке работы
Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся
КР построена с учетом вариативности: девятиклассникам предоставляется право выбора одного из трех вариантов сочинения.
3. Структура работы
Задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
4.Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Данное задание относится к высокому уровню сложности.
Виды работы с языковым материалом | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 38 |
Написание сочинения | 1 | 7 | 21 |
Практическая грамотность | | 10 (на основе написания сочинения) | 25 |
5.Тип задания, сценарий выполнения задания
Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание.
Обучающиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому в распечатанном виде. Девятиклассникам предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. Во время выполнения всех частей работы обучающиеся имеют право пользоваться орфографическим словарем.
6. Время выполнения варианта работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 60 минут
7.План варианта работы
№ | Проверяемые элементы содержания | коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемы:-: тресовзнпн к уровню подготовки выпускников | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
13. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально- смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (синтаксические нормы).Лексические нормы. | 8.1 8.2 8.6 11 9.2-9.4 | 2.1-2.4 32-3.5 3.7-3.10 | В | 7 | 60 |
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
9. Условия проведения
Работа проводится согласно расписанию занятий по русскому языку в присутствии учителя. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
10. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 7 баллами
Текст
(1)Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5)Была ночь.
- Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.
Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.(10) Там, как нам казалось, шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(13) Мы стояли и смотрели на окна.(14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что- то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?
(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие - то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор.
(23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда - мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
(25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали.
(27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
(А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 - 2008)- русский писатель и общественный деятель. Широкую известность писателю принесла повесть «Ночевала тучка золотая..».
13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: « Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
13.3.Как вы понимаете значение слова Человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера - аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта
Критерии оценивания выполнения задания 13
Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Внимание!
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 2
Критерии оценивания выполнения задания 13.2
Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 3
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 1 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более, или экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
С2К2 | Наличие примеров-иллюстраций | |
| Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть | 0 |
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения | 0 |
С2К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 1 |
В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 7 |
Критерии оценивания выполнения задания 13.3
Внимание!
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 4
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 1 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его, или экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения | 0 |
С3К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 1 |
| В работе нарушена композиционная стройность, и/или работа не завершена, и/или в построении текста допущена одна ошибка и более | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 7 |