Диагностическая работа по русскому языку для 10 класса
Кодификатор
№ задания | Тема | Тип задания | Максимальный балл |
1 | Морфемный анализ слова | Б | 1 |
2 | Слитное, дефисное, раздельно написание слов различных частей речи | Б | 1 |
3 | Правописание -Н и –НН в различных частях речи | Б | 1 |
4 | Употребление слова в сочетании с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости | Б | 1 |
5 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. | Б | 1 |
6 | Правописание НЕ и НИ | Б | 1 |
7 | Грамматическая основа предложения | Б | 1 |
8 | Правописание корней | Б | 1 |
9 | Знаки препинания при обособленных и однородных определениях и при обособленных обстоятельствах | Б | 1 |
10 | Знаки препинания в обособленных предложениях | Б | 1 |
11 | Знаки препинания в простом осложненном предложении (сложносочинённые) | Б | 1 |
12 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложениях | Б | 1 |
13 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова и обращения) | Б | 1 |
14 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 |
15 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | Б | 1 |
16 | Функционально-смысловой типы речи | П | 2 (выбрано не менее 2-х правильных вариантов ответа) |
17 | Языковые средства выразительности | П | 2 (выбрано не менее 2-х правильных вариантов ответа) |
18 | Средства связи предложения в тексте | П | 1 |
Всего заданий – 18; из них по уровню сложности:
Базовый – 15, повышенный – 3
Максимальный первичный балл - 20
ИНСТРУКЦИЯ
по проведению диагностики по русскому языку
обучающихся 10-х классов на основе выявленных затруднений в 9 классе.
Назначение диагностической работы – оценка уровня готовности по русскому языку учащихся 10 классов на основе выявленных затруднений в 9 классе.
Общее время выполнения диагностической работы – 45 минут.
Этапы проведения работы:
инструктаж обучающихся (примерный текст инструкции приводится ниже) – 2 мин.
выполнение заданий – 40 мин.
ИНСТРУКЦИЯ
для учащихся
Ребята!
На выполнение работы Вам даётся 40-45 минут. Работа включает в себя 18 заданий, 15 из которых являются заданиями базового уровня сложности, а 3 - повышенного. Максимальный балл, который можно получить в результате выполнения всей работы, составляет 20 баллов.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Желаю вам успехов!
ВАРИАНТ 1
1.Выпишите слово, которое имеет следующий состав (морфемный анализ слова):
ПРИСТАВКА — КОРЕНЬ — СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ
проверенный, издалека, подкравшись, изменчивость
Ответ: _________________
2.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно выпишите это слово.?
(НЕ)СМОТРЯ на волнение, актёр прекрасно справился с ролью.
ЧТО(БЫ) добиться успеха, мало одного таланта.
Нарежьте картофель кубиками, ТО(ЖЕ) самое проделайте с чесноком и очищенными помидорами.
(В)СЛЕДСТВИЕ плохой видимости скорость транспорта на дорогах ограничена
Ответ: _________________
3.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Речка была смире(1)ая, сплошь по берегам заросшая водя(2)ой травой, кое-где освеще(3)ая желтыми лампадами кувшинок и шибко засоре(4)ая лесом от весе(5)его сплава.
Ответ: _____________
4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Экологи сохраняют БОЛОТНЫЕ участки местности, которые являются ключевыми местами остановок перелётных птиц во время миграции.
Известный режиссёр заверил в интервью, что ничего АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО в его новой картине нет.
Древний город был окружён ЗЕМЛЯНЫМ валом.
Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть ГАРМОНИЧНОЙ.
Ответ: _________________
5.Из предложения 2 выпишите антонимы (синонимы и антонимы)
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»
Ответ: _________________
6.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Птиц гонит на юг (не)наступивший холод, а отсутствие корма.
Ключи до сих пор (не)найдены.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную тучу.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина.
Ответ: _________________
7. Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
(1)... (2)Композиторы трактовали и использовали это поистине универсальное средство очень широко. (З)Программой могло служить название сочинения, указывающее на определённое состояние природы или души человека. (4)Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. (5)Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и излагал в специальном пояснении к партитуре. (6)... осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза видов искусства — литературы, живописи и музыки.
Ответ: _________________________________________________________
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
б..снописец, в..ртуоз, в..траж, изл..гать, бл..стеть
Ответ: _________________
9. Среди предложений 1—4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
Ответ: _________________
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.
Ответ: _________________
11.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Ответ: _________________
12.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён () и ронял свои листья в маленький садик.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Ответ: _________________
13.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Они стояли друг над дружкой, (1) голова над головой, (2) руки по швам, (3) они замерли, (4) точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза, (5) конечно, (6) были не для фотографии: удивлённые, (7) печальные, (8) непонимающие глаза.
Ответ: _________________
14.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
«Осенний день в Сокольниках» — единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
Ответ: _________________
15.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.
Ответ: _________________
Прочитайте текст и выполните задания 16
(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, — первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З) Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.
(18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия.
16. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.
2) В предложениях 14−15 представлено рассуждение.
3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в предложении 16.
4) Предложения 21−23 содержат повествование.
5) Предложение 10 содержит вывод из 9.
Ответ: _________________
17. Среди предложений 4—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.
«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»
«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой».
«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»
Ответ: _________________
Прочитайте текст и выполните задание 18
18. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (З)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.
(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...
«В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».
Список терминов:
1) лексический повтор 2) просторечие 3) диалектизм
4) литота 5) ряды однородных членов 6) эпитет
7) ирония 8) риторическое обращение 9) противопоставление
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ВАРИАНТ 2
1.Укажите слово (цифру), которое имеет следующий состав (морфемный анализ слова):
ПРИСТАВКА — КОРЕНЬ — СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ.
подаренный, задумчивость, поранившись, заманчиво
Ответ: _________________
2.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
(НЕ)СМОТРЯ на крутой подъём, мы очень без труда преодолели склон.
Мы ТО(ЖЕ) хотели принять участие в прошлом розыгрыше.
Расскажите историю так, ЧТО(БЫ) вам все поверили!
(ПО)ПРИБЫТИИ поезда все встречающие быстро прошли на вторую платформу.
Ответ: _________________
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
Ответ: _________________
4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.
ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель.
Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.
На железной дороге действуют ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов.
Ответ: _________________
5.Из предложения выпишите синонимы.
Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове.
Ответ: _________________
6.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Только через семьдесят лет будут обнаружены (не)опубликованные редактором бумаги деда.
Ещё (не)распустившиеся цветки побило морозом.
Андрей, (не)доумевая, вертел пакет в руках.
(Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину.
Иногда его (не)отличишь от хозяина дома.
Ответ: _________________
7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
На российском рынке труда наблюдается постоянный спрос на менеджеров по маркетингу. (3)Эти специалисты должны уметь подготовить и реализовать контракты на закупку и поставку товара. (4)Существует также большой спрос на главных бухгалтеров. (5)Они должны иметь высшее финансовое или экономическое образование, опыт работы по специальности, навыки работы с компьютером и знать международные системы бухгалтерского учёта. (6)... многие фирмы приглашают на работу секретарей-референтов, свободно владеющих иностранными языками и знающих современное делопроизводство.
1) специалисты должны уметь подготовить (и) реализовать (предложение 3)
2) наблюдается спрос на менеджеров (предложение 2)
3) они должны (предложение 5)
4) приглашают секретарей-референтов (предложение 6)
Ответ: _________________
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
вн..дрить, к..сание, нат..реть, об..щавший, р..стение
Ответ: _________________
9. Среди предложений 24—30 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.
(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла.
Ответ: _________________
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
Ответ: _________________
11.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Ответ: _________________
12.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Царило безмолвие () и солнце погружалось в пепел туч.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
13.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
— Костик, (1) съезди в магазин за хлебом,(2) дождь уже кончился, (3) — услышал он голос матери.
Магия книжных строк тотчас улетучилась. Он натянул кроссовки,(4) приладил на багажник старенького велосипеда пластмассовую корзинку и, (5) взяв список покупок, (6) покатил в магазин.
Ответ: _________________
14.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
Ответ: _________________
15.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
Ответ: _________________
16.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) В предложении 3 представлено рассуждение.
2) В предложении 2 содержится описание.
3) В предложениях 15–16 содержится повествование.
4) В предложении 10 представлен вывод из содержания предложений 8–9.
5) Предложение 9 объясняет содержание предложения 8.
Ответ: _________________
(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (З)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.
(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.
(6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».
(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.
(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий.
17. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» − «объединяет»). Синтаксическое средство — (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп — (В)_____ («они — две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство — (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) − помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм 2) литота 3) ряды однородных членов 4) ирония
5) метафора 6) антонимы 7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»
(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом — одни проблемы и пустота. (б)Часто такие формальные связи хуже одиночества.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они — две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
18.Среди предложений 2—6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!
(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами.
Ответ: _________________
11