СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая контрольная работа по рускому языку (в форме теста) для 10 класса (входной контроль)

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по русскому языку для 10 класса»

Диагностическая работа по русскому языку для 10 класса

Кодификатор

 № задания

 Тема

Тип задания

Максимальный балл

1

Морфемный анализ слова

Б

1

2

Слитное, дефисное, раздельно написание слов различных частей речи

Б

1

3

Правописание -Н и –НН в различных частях речи

Б

1

4

Употребление слова в сочетании с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости

Б

1

5

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Б

1

6

Правописание НЕ и НИ

Б

1

7

Грамматическая основа предложения

Б

1

8

Правописание корней

Б

1

9

Знаки препинания при обособленных и однородных определениях и при обособленных обстоятельствах

Б

1

10

Знаки препинания в обособленных предложениях

Б

1

11

Знаки препинания в простом осложненном предложении (сложносочинённые)

Б

1

12

Знаки препинания в сложноподчинённом предложениях

Б

1

13

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова и обращения)

Б

1

14

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Б

1

15

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Б

1

16

Функционально-смысловой типы речи

П

2

(выбрано не менее 2-х правильных вариантов ответа)

17

Языковые средства выразительности

П

2

(выбрано не менее 2-х правильных вариантов ответа)

18

Средства связи предложения в тексте

П

1


Всего заданий – 18; из них по уровню сложности:

Базовый – 15, повышенный – 3

Максимальный первичный балл - 20





ИНСТРУКЦИЯ

по проведению диагностики по русскому языку

обучающихся 10-х классов на основе выявленных затруднений в 9 классе.

Назначение диагностической работы – оценка уровня готовности по русскому языку учащихся 10 классов на основе выявленных затруднений в 9 классе.

Общее время выполнения диагностической работы – 45 минут.

Этапы проведения работы:

  1. инструктаж обучающихся (примерный текст инструкции приводится ниже) – 2 мин.

  2. выполнение заданий – 40 мин.







ИНСТРУКЦИЯ

для учащихся

Ребята!

На выполнение работы Вам даётся 40-45 минут. Работа включает в себя 18 заданий, 15 из которых являются заданиями базового уровня сложности, а 3 - повышенного. Максимальный балл, который можно получить в результате выполнения всей работы, составляет 20 баллов.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.



Желаю вам успехов!


ВАРИАНТ 1

1.Выпишите слово, которое имеет следующий состав (морфемный анализ слова):

ПРИСТАВКА — КОРЕНЬ — СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ

проверенный, издалека, подкравшись, изменчивость

Ответ: _________________


2.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно выпишите это слово.?

(НЕ)СМОТРЯ на волнение, актёр прекрасно справился с ролью.

ЧТО(БЫ) добиться успеха, мало одного таланта.

Нарежьте картофель кубиками, ТО(ЖЕ) самое проделайте с чесноком и очищенными помидорами.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой видимости скорость транспорта на дорогах ограничена

Ответ: _________________


3.Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Речка была смире(1)ая, сплошь по бе­ре­гам за­рос­шая водя(2)ой тра­вой, кое-где осве­ще(3)ая жел­ты­ми лам­па­да­ми кув­ши­нок и шибко за­со­ре(4)ая лесом от весе(5)его спла­ва.

Ответ: _____________


4.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Эко­ло­ги со­хра­ня­ют БО­ЛОТ­НЫЕ участ­ки мест­но­сти, ко­то­рые яв­ля­ют­ся клю­че­вы­ми ме­ста­ми оста­но­вок перелётных птиц во время ми­гра­ции.

Из­вест­ный ре­жиссёр за­ве­рил в ин­тер­вью, что ни­че­го АВ­ТО­БИО­ГРА­ФИ­ЧЕ­СКО­ГО в его новой кар­ти­не нет.

Древ­ний город был окружён ЗЕМ­ЛЯ­НЫМ валом.

Слож­ней­шая сце­ни­че­ская кон­фи­гу­ра­ция но­во­го спек­так­ля долж­на быть ГАР­МО­НИЧ­НОЙ.

Ответ: _________________


5.Из пред­ло­же­ния 2 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (синонимы и антонимы)

(1)Пу­стой тра­той вре­ме­ни яв­ля­ют­ся по­пыт­ки оце­нить вза­и­мо­от­но­ше­ния, кро­пот­ли­во и при­сталь­но про­ана­ли­зи­ро­вать то, что нас разъ­еди­ня­ет. (2)Ос­нов­ным всё-таки яв­ля­ет­ся дру­гой во­прос, на ко­то­рый мы долж­ны найти ответ, если хотим улуч­шить или спа­сти наши от­но­ше­ния: «Что нас объ­еди­ня­ет?»

Ответ: _________________


6.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Не хо­те­лось сей­час ду­мать о (не)вы­пол­нен­ном вчера обе­ща­нии.

Птиц гонит на юг (не)на­сту­пив­ший холод, а от­сут­ствие корма.

Ключи до сих пор (не)най­де­ны.

Солн­це, ещё (не)скры­тое об­ла­ка­ми, осве­ща­ет мрач­ную тучу.

Где-то здесь, в не­сколь­ких шагах, раз­да­ва­лись (не)за­бы­ва­е­мые трели со­ло­вья, и ти­ши­на.

Ответ: _________________



7. Какие слова яв­ля­ют­ся грам­ма­ти­че­ской ос­но­вой в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста?

(1)... (2)Ком­по­зи­то­ры трак­то­ва­ли и ис­поль­зо­ва­ли это по­и­сти­не уни­вер­саль­ное сред­ство очень ши­ро­ко. (З)Про­грам­мой могло слу­жить на­зва­ние со­чи­не­ния, ука­зы­ва­ю­щее на опре­делённое со­сто­я­ние при­ро­ды или души че­ло­ве­ка. (4)Ино­гда му­зы­ка пи­са­лась как ил­лю­стра­ция к про­из­ве­де­нию ли­те­ра­ту­ры или жи­во­пи­си. (5)Порой ком­по­зи­тор сам со­чи­нял сюжет для ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки (на­при­мер, для сим­фо­нии) и из­ла­гал в спе­ци­аль­ном по­яс­не­нии к пар­ти­ту­ре. (6)... осу­ществ­ля­лась по­пу­ляр­ная в ро­ман­тиз­ме идея син­те­за видов ис­кус­ства — ли­те­ра­ту­ры, жи­во­пи­си и му­зы­ки.

Ответ: _________________________________________________________


8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву

б..сно­пи­сец, в..ртуоз, в..траж, изл..гать, бл..стеть

Ответ: _________________


9. Среди пред­ло­же­ний 1—4 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Она воз­ник­ла перед взгля­дом Алек­сея как-то ве­че­ром, в час бе­ше­но­го при­сту­па его боли, и мимо не про­шла, за­дер­жа­лась. (2)Это уж потом узнал Пря­хин, что ра­бо­та­ет тётя Груня не са­ни­тар­кой, не мед­сест­рой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены об­хо­дит гос­пи­таль­ные па­ла­ты, чтобы кому во­дич­ки по­дать, кому по­до­ткнуть хо­лод­ное су­кон­ное оде­яль­це, хотя никто её об этом не про­сил. (3)Толь­ко разве надо про­сить, когда война, когда люди нуж­да­ют­ся в со­стра­да­нии боль­ше, чем в хлебе? (4)И не­гра­мот­ная ста­ру­ха бро­ди­ла ве­че­ра­ми между коек, взби­вая по­душ­ки, кладя ком­прес­сы на жаром пы­шу­щие лбы и при­го­ва­ри­вая, при­го­ва­ри­вая какие-то сло­веч­ки, то ли уба­ю­ки­вая ими, то ли сказ­ку какую вол­шеб­ную рас­ска­зы­вая.

Ответ: _________________


10. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Стро­и­те­ли Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра на Истре (1) по­вто­рив план, то­по­гра­фию и раз­мер храма в Иеру­са­ли­ме (2) воз­ве­ли в Под­мос­ко­вье (3) от­ли­ча­ю­щий­ся осо­бой кра­со­той и ори­ги­наль­но­стью (4) па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры XVII сто­ле­тия.

Ответ: _________________


11.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) Плоды этого рас­те­ния по­лез­ные и вкус­ные и об­ла­да­ют пре­крас­ным аро­ма­том.

2) Стало не­стер­пи­мо душно и при­ш­лось от­крыть все окна.

3) Из окна были видны ство­лы вишен да ку­со­чек аллеи.

4) Изу­че­ние роста не­обыч­ных кри­стал­лов имеет и тео­ре­ти­че­ское и прак­ти­че­ское и об­ще­на­уч­ное зна­че­ние.

5) Древ­ние ис­пан­ские ма­сте­ра при стро­и­тель­стве зам­ков при­ме­ня­ли либо ка­мен­ную либо кир­пич­ную клад­ку.

Ответ: _________________


12.Ука­жи­те пра­виль­ное объ­яс­не­ние пунк­ту­а­ции в пред­ло­же­нии:

Со сто­ро­ны улицы у шта­кет­ни­ка стоял пыш­ный баг­ря­ный клён () и ронял свои ли­стья в ма­лень­кий садик.

1) Слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние, перед со­ю­зом И за­пя­тая не нужна.

2) Про­стое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, перед со­ю­зом И за­пя­тая не нужна.

3) Слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние, перед со­ю­зом И нужна за­пя­тая.

4) Про­стое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, перед со­ю­зом И нужна за­пя­тая.

Ответ: _________________


13.В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

Они сто­я­ли друг над друж­кой, (1) го­ло­ва над го­ло­вой, (2) руки по швам, (3) они за­мер­ли, (4) точно го­то­ви­лись сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся. Толь­ко вот глаза, (5) ко­неч­но, (6) были не для фо­то­гра­фии: удивлённые, (7) пе­чаль­ные, (8) не­по­ни­ма­ю­щие глаза.

Ответ: _________________

14.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

«Осен­ний день в Со­коль­ни­ках» — един­ствен­ная (1) по всей ви­ди­мо­сти (2) кар­ти­на Ле­ви­та­на, в ко­то­рой при­сут­ству­ет че­ло­век. Это пей­заж, где серая осень (3) по­и­сти­не (4) ожи­ва­ет.

Ответ: _________________


15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 Та­тья­на Афа­на­сьев­на по­да­ла брату знак (1) что боль­ная хочет уснуть (2) и (3) когда все по­ти­хонь­ку вышли из свет­ли­цы (4) снова села за прял­ку.

Ответ: _________________


Прочитайте текст и выполните задания 16

(1)Ны­неш­ние под­рост­ки, рождённые в на­ча­ле де­вя­но­стых годов XX века, — пер­вое по­ко­ле­ние, вы­рос­шее в «об­ще­стве по­треб­ле­ния». (2)У боль­шин­ства из них, не­смот­ря на юный воз­раст, уже су­ще­ству­ет лич­ност­ная уста­нов­ка, со­от­вет­ству­ю­щая сло­га­ну: «Бери от жизни всё». (З) Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Де­ся­ти-пят­на­дца­ти­лет­ние ак­тив­ны, но не умеют де­лать что-либо про­сто так. (5)По ве­ле­нию души. (6)Они во мно­гом хит­рее и прак­тич­нее взрос­лых и ис­крен­не убеж­де­ны, что взрос­лые су­ще­ству­ют лишь для удо­вле­тво­ре­ния их по­треб­но­стей. (7)Всё воз­рас­та­ю­щих. (8)Дети хотят быст­рее вы­рас­ти. (9)По­че­му спе­шат? (10)Чтоб сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся день­га­ми. (11)Как за­ра­бо­тать, пока не знают, не за­ду­мы­ва­ют­ся.

 (12)Сей­час вос­пи­ты­ва­ют сверст­ни­ки, те­ле­ви­де­ние, улица. (13)Рос­сий­ские пси­хо­ло­ги счи­та­ют, что самая боль­шая про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что и сами взрос­лые на­це­ле­ны на по­треб­ле­ние. (14)Од­на­ко не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень раз­ношёрст­ная, а бо­лез­нен­ные пе­ре­ко­сы имеют объ­ек­тив­ную ос­но­ву: свой­ствен­ные под­рост­ко­во­му воз­рас­ту кри­зи­сы сов­па­ли с кри­зи­сом цен­ност­ных ори­ен­та­ции в стра­не.

 (16)У со­вре­мен­ной молодёжи не­ма­ло и по­ло­жи­тель­ных ори­ен­ти­ров. (17)Она жаж­дет учить­ся, де­лать ка­рье­ру и для этого го­то­ва много ра­бо­тать, тогда как юноши и де­вуш­ки эпохи за­стоя ждали, что им всё даст го­су­дар­ство.

 (18)Тен­ден­ция к са­мо­ре­а­ли­за­ции — зна­ко­вое на­прав­ле­ние для се­го­дняш­не­го юного по­ко­ле­ния. (19)А по­вы­шен­ное вни­ма­ние под­рост­ков к опре­делённым то­ва­рам, стилю жизни было и будет, так как это вхо­дит в круг цен­но­стей, ко­то­ры­ми надо об­ла­дать, чтобы впи­сать­ся в среду сверст­ни­ков. (20)Надо быть как все.

 (21)Что же наи­бо­лее зна­чи­мо в жизни, по мне­нию самих под­рост­ков? (22)На пер­вом месте у них — хо­ро­шая ра­бо­та, ка­рье­ра и об­ра­зо­ва­ние. (23)Под­рост­ки осо­зна­ют: чтобы в бу­ду­щем хо­ро­шо жить, надо при­ло­жить к этому соб­ствен­ные уси­лия. 


16. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Пред­ло­же­ние 2 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 1.

2) В пред­ло­же­ни­ях 14−15 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3) В пред­ло­же­нии 17 со­дер­жит­ся ар­гу­мент к те­зи­су, сфор­му­ли­ро­ван­но­му в пред­ло­же­нии 16.

4) Пред­ло­же­ния 21−23 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

5) Пред­ло­же­ние 10 со­дер­жит вывод из 9.

Ответ: _________________



17. Среди пред­ло­же­ний 4—11 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)В по­след­ние не­сколь­ко лет к обыч­ным стра­хам ро­ди­те­лей при­ба­вил­ся ещё один. (2)Всё чаще под­рост­ки пу­га­ют нас при­стра­сти­ем к вир­ту­аль­но­му об­ще­нию. (3)Вот при­ме­ры жалоб.

 «(4)Детей не от­та­щишь от ком­пью­те­ра. (5)Сидят сут­ка­ми. (6)Какие-то аськи, аген­ты, чаты, фо­ру­мы...»

 «(7)Я не по­ни­маю, какое может быть от этого удо­воль­ствие. (8)Но сын сидит у мо­ни­то­ра, смеётся чему-то, а то и ку­ла­ком по столу бьёт. (9)Мне ка­жет­ся, он схо­дит с ума — раз­го­ва­ри­ва­ет сам с собой».

 «(10)Рань­ше играл в ви­део­иг­ры, это от­ни­ма­ло много вре­ме­ни, уроки за­бро­сил, а те­перь во­об­ще из рук вон — будто его нет дома. (11)Це­лы­ми днями в Сети, го­во­рит, у них там ту­сов­ка...»

Ответ: _________________

Прочитайте текст и выполните задание 18

18. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

(1)Эти трое были живые, смеш­ли­вые, ост­рые на язык. (2)Раз­го­вор шёл о новых кни­гах. (З)Было при­ят­но слы­шать, как эти ре­бя­та, мо­ло­дые стро­и­те­ли, по­ка­зы­ва­ли свой вкус, са­мо­сто­я­тель­ность суж­де­ний. (4)Они знали стихи Бу­ла­та Окуд­жа­вы, уже про­чи­та­ли новый роман Га­б­ри­э­ля Гар­сии Мар­ке­са. (5)Они были в курсе по­след­них филь­мов и пре­мьер, ко­то­рых я ещё не видел, и книж­ных но­ви­нок, о ко­то­рых я ещё по­ня­тия не имел. (6)Они си­де­ли пе­ре­до мной в своих за­мыз­ган­ных спе­цов­ках, но видны были их мод­ные стриж­ки, слова они упо­треб­ля­ли на уров­не наи­выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, раз­го­ва­ри­вать с ними было труд­но и ин­те­рес­но.

 (7)Когда они ушли, я обер­нул­ся к про­ра­бу и по­хва­лил его ребят. (8)«По­нра­ви­лись... а Ер­ма­ков, зна­чит, не про­извёл?» — ска­зал он как-то не­при­ят­но-на­смеш­ли­во.

 (9)Ер­ма­ков был плот­ник, с ко­то­рым я раз­го­ва­ри­вал до этого, и Ер­ма­ков дей­стви­тель­но «не про­из­вел ». (10)Ни­че­го он не читал, не видел, ни к чему не стре­мил­ся. (11)Был он, оче­вид­но, из тех за­бой­щи­ков «козла», что ча­са­ми сту­чат во дво­рах или ре­жут­ся в карты.

 (12)Так-то оно так, и про­раб со­глас­но качал го­ло­вой. (13)Од­на­ко, к ва­ше­му све­де­нию, Ер­ма­ков — зо­ло­той че­ло­век, один из самых чест­ных и доб­ро­со­вест­ных ра­бот­ни­ков. (14)Тот, на кого можно по­ло­жить­ся в любой си­ту­а­ции, сер­деч­ный, от­зыв­чи­вый че­ло­век, ра­бо­ту ко­то­ро­го, кста­ти, можно ни­ко­гда не про­ве­рять. (15)Не то что эти мо­лод­цы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы ско­рее. (16)Про­раб го­во­рил об этих троих с подчёрк­ну­тым пре­не­бре­же­ни­ем, он был оби­жен за Ер­ма­ко­ва, и мои оцен­ки за­де­ли его не­спра­вед­ли­во­стью. (17)Позд­нее я имел воз­мож­ность про­ве­рить его слова. (18)Он был прав, удру­ча­ю­ще прав...


«В тек­сте нет пря­мо­го от­ве­та на во­прос, вол­ну­ю­щий Д. Гра­ни­на. Од­на­ко хо­ро­шо видно от­но­ше­ние ав­то­ра к ге­ро­ям. Так, троп — (А)_____ («наи­выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния» в пред­ло­же­нии 6) — и приём — (Б)_____ («не про­извёл» в пред­ло­же­ни­ях 8—9, «прав» в пред­ло­же­нии 18) – по­мо­га­ют ав­то­ру дать оцен­ку мо­ло­дым стро­и­те­лям. Дать плот­ни­ку Ер­ма­ко­ву ёмкую ха­рак­те­ри­сти­ку по­мо­га­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (В)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сер­деч­ный че­ло­век»)».

 Спи­сок тер­ми­нов:

1) лек­си­че­ский по­втор 2) про­сто­ре­чие 3) диа­лек­тизм

4) ли­то­та 5) ряды од­но­род­ных чле­нов 6) эпи­тет

7) иро­ния 8) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние 9) про­ти­во­по­став­ле­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 



ВАРИАНТ 2


1.Укажите слово (цифру), которое имеет следующий состав (морфемный анализ слова):

ПРИСТАВКА — КОРЕНЬ — СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ.

подаренный, задумчивость, поранившись, заманчиво

Ответ: _________________


2.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

(НЕ)СМОТРЯ на крутой подъём, мы очень без труда преодолели склон.

Мы ТО(ЖЕ) хотели принять участие в прошлом розыгрыше.

Расскажите историю так, ЧТО(БЫ) вам все поверили!

(ПО)ПРИБЫТИИ поезда все встречающие быстро прошли на вторую платформу.

Ответ: _________________


3. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

И гу­стое мо­ло­ко, лью­ще­е­ся из глиня(1)ого кув­ши­на, и пыш­ный ка­ра­вай в плетё(2)ой кор­зи­не, и спол­за­ю­щая сал­фет­ка вы­пи­са(3)ы ху­дож­ни­ком во всех де­та­лях и с осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью.

Ответ: _________________


4.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

На ДИ­ПЛО­МА­ТИЧ­НУЮ встре­чу при­гла­ше­ны по­ли­ти­ки дру­же­ствен­ных стран.

ПОД­ПИ­СИ на до­ку­мен­те по­ста­ви­ли ме­не­джер и по­ку­па­тель.

Это ком­нат­ное рас­те­ние от­ли­ча­ет­ся ЭФ­ФЕКТ­НОЙ окрас­кой ли­стьев.

На же­лез­ной до­ро­ге дей­ству­ют ДИФ­ФЕ­РЕН­ЦИ­РО­ВАН­НЫЕ та­ри­фы на пе­ре­воз­ку гру­зов.

Ответ: _________________


5.Из пред­ло­же­ния вы­пи­ши­те си­но­ни­мы.

Рас­стро­ил­ся из-за чего-то, огор­чил­ся — выйди на улицу, когда оду­ван­чи­ки цве­тут, прой­ди два квар­та­ла сол­неч­ной до­рож­кой, и бу­дешь ещё вспо­ми­нать, что это тебя так рас­стро­и­ло, какая не­при­ят­ность: оду­ван­чи­ки ярким цве­том своим вол­шеб­но со­трут всё в го­ло­ве. 

Ответ: _________________


6.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Толь­ко через семь­де­сят лет будут об­на­ру­же­ны (не)опуб­ли­ко­ван­ные ре­дак­то­ром бу­ма­ги деда.

Ещё (не)рас­пу­стив­ши­е­ся цвет­ки по­би­ло мо­ро­зом.

Ан­дрей, (не)до­уме­вая, вер­тел пакет в руках.

(Не)го­во­ря ни слова, лес­ни­чий взва­лил на себя тя­же­лую кор­зи­ну.

Ино­гда его (не)от­ли­чишь от хо­зя­и­на дома.

Ответ: _________________


7. Какое со­че­та­ние слов яв­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской ос­но­вой в одном из пред­ло­же­ний или в одной из ча­стей слож­но­го пред­ло­же­ния тек­ста?

На рос­сий­ском рынке труда на­блю­да­ет­ся по­сто­ян­ный спрос на ме­не­дже­ров по мар­ке­тин­гу. (3)Эти спе­ци­а­ли­сты долж­ны уметь под­го­то­вить и ре­а­ли­зо­вать кон­трак­ты на за­куп­ку и по­став­ку то­ва­ра. (4)Су­ще­ству­ет также боль­шой спрос на глав­ных бух­гал­те­ров. (5)Они долж­ны иметь выс­шее фи­нан­со­вое или эко­но­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние, опыт ра­бо­ты по спе­ци­аль­но­сти, на­вы­ки ра­бо­ты с ком­пью­те­ром и знать меж­ду­на­род­ные си­сте­мы бух­гал­тер­ско­го учёта. (6)... мно­гие фирмы при­гла­ша­ют на ра­бо­ту сек­ре­та­рей-ре­фе­рен­тов, сво­бод­но вла­де­ю­щих ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и зна­ю­щих со­вре­мен­ное де­ло­про­из­вод­ство.

1) спе­ци­а­ли­сты долж­ны уметь под­го­то­вить (и) ре­а­ли­зо­вать (пред­ло­же­ние 3)

2) на­блю­да­ет­ся спрос на ме­не­дже­ров (пред­ло­же­ние 2)

3) они долж­ны (пред­ло­же­ние 5)

4) при­гла­ша­ют сек­ре­та­рей-ре­фе­рен­тов (пред­ло­же­ние 6)

Ответ: _________________


8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву

вн..дрить, к..сание, нат..реть, об..щав­ший, р..сте­ние

Ответ: _________________

9. Среди пред­ло­же­ний 24—30 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(24)Пер­вый класс мы за­кон­чи­ли с таким ре­зуль­та­том: пя­те­рых де­ти­шек усы­но­ви­ли и удо­че­ри­ли. (25)Де­сять маль­чи­ков и де­во­чек, как мы и пред­по­ла­га­ли, нашли хо­ро­ших дру­зей. (26)Ше­сте­ро — об­сто­я­тель­ства сло­жи­лись так — в гости хо­дить пе­ре­ста­ли.

(27)Можно счи­тать, бла­го­по­луч­ный исход. (28)Счёт шесть-пят­на­дцать. (29)Но судь­ба ше­сте­рых, вер­нув­ших­ся в ин­тер­нат на­все­гда, му­чи­ла меня дол­гие-дол­гие годы. (ЗО)Ше­сте­ро моих детей, при­кос­нув­шись к се­мей­но­му огню, ли­ши­лись его тепла.

Ответ: _________________


10. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Прин­ци­пы ре­а­лиз­ма и на­род­но­сти (1) вос­при­ня­тые Мо­де­стом Пет­ро­ви­чем Му­сорг­ским в мо­ло­дые годы (2) про­яви­лись в прав­ди­вом от­ра­же­нии жиз­нен­ных яв­ле­ний и в глу­бин­ной на­род­но­сти му­зы­каль­но­го языка (3) став­ше­го для ком­по­зи­то­ра (4) глав­ным на всю жизнь.

Ответ: _________________


11.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух.

2) Ин­то­на­ция все­гда лежит на грани сло­вес­но­го и не­сло­вес­но­го ска­зан­но­го и не­ска­зан­но­го.

3) Ца­ри­ло без­мол­вие и солн­це по­гру­жа­лось в пепел туч.

4) Иван был почти все­гда сон­ли­вый да ле­ни­вый.

5) Мне хо­те­лось за­стать мед­ве­дя где-ни­будь на по­лян­ке или за рыб­ной лов­лей на бе­ре­гу реки.

Ответ: _________________


12.Ука­жи­те пра­виль­ное объ­яс­не­ние пунк­ту­а­ции в пред­ло­же­нии:

Ца­ри­ло без­мол­вие () и солн­це по­гру­жа­лось в пепел туч.

1) Слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние, перед со­ю­зом И за­пя­тая не нужна.

2) Про­стое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, перед со­ю­зом И за­пя­тая не нужна.

3) Слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние, перед со­ю­зом И нужна за­пя­тая.

4) Про­стое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, перед со­ю­зом И нужна за­пя­тая.


13.В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую при об­ра­ще­нии.

— Ко­стик, (1) съез­ди в ма­га­зин за хле­бом,(2) дождь уже кон­чил­ся, (3) — услы­шал он голос ма­те­ри.

Магия книж­ных строк тот­час уле­ту­чи­лась. Он на­тя­нул крос­сов­ки,(4) при­ла­дил на ба­гаж­ник ста­рень­ко­го ве­ло­си­пе­да пласт­мас­со­вую кор­зин­ку и, (5) взяв спи­сок по­ку­пок, (6) по­ка­тил в ма­га­зин.

Ответ: _________________


14.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Пи­са­тель­ство (1) ве­ро­ят­но (2) воз­ни­ка­ет в че­ло­ве­ке как ду­шев­ное со­сто­я­ние го­раз­до рань­ше, чем он на­чи­на­ет (3) на­при­мер (4) ис­пи­сы­вать стопы бумаг.

Ответ: _________________


15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 Об уди­ви­тель­ной ду­шев­ной доб­ро­те этой жен­щи­ны можно су­дить толь­ко по тому (1) что (2) когда слу­чи­лось на­вод­не­ние на по­бе­ре­жье (3) она за­бра­ла оси­ро­тев­ших детей (4) и своей за­бо­той и лю­бо­вью бук­валь­но вер­ну­ла их к жизни.

 Ответ: _________________


16.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­нии 3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2) В пред­ло­же­нии 2 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 15–16 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

4) В пред­ло­же­нии 10 пред­став­лен вывод из со­дер­жа­ния пред­ло­же­ний 8–9.

5) Пред­ло­же­ние 9 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 8.

Ответ: _________________


(1)Раз­ви­тие науки не раз ста­ви­ло перед учёными важ­ней­шие эти­че­ские про­бле­мы. (2)Се­год­ня они свя­за­ны с от­вет­ствен­но­стью не толь­ко за то, что уже сде­ла­но, но и за выбор новых на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний — на­при­мер, в со­вре­мен­ной био­ло­гии. (З)Воз­мож­ность ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния на­след­ствен­ным ма­те­ри­а­лом кле­ток, ко­то­рую дала ген­ная ин­же­не­рия, вне­утроб­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го эм­бри­о­на, про­бле­мы транс­план­та­ции ор­га­нов — эти при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют си­ту­а­ции, где эти­че­ские про­бле­мы в ре­ша­ю­щей сте­пе­ни пе­ре­пле­та­ют­ся с пла­ни­ро­ва­ни­ем и осу­ществ­ле­ни­ем экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний, с но­вы­ми пу­тя­ми прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния на­уч­ных от­кры­тий.

 (4)Не сек­рет, что в среде учёных-есте­ствен­ни­ков пре­об­ла­да­ет убеж­де­ние, будто наука не имеет своей соб­ствен­ной спе­ци­фи­че­ской си­сте­мы цен­но­стей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не ис­клю­ча­ет, а, на­о­бо­рот, пред­по­ла­га­ет, что этика долж­на вы­ра­бо­тать опре­делённые мо­раль­ные нормы, ко­то­ры­ми могли бы ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­сле­до­ва­те­ли в ходе своей ра­бо­ты.

 (6)Вряд ли стоит по­вто­рять, что ос­нов­ным кри­те­ри­ем на­уч­но­сти вы­во­дов ис­сле­до­ва­те­ля яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ность. (7)Это дей­стви­тель­но так, и в науке нет и не может быть места для субъ­ек­тив­но­го фак­то­ра. (8)Но наука не толь­ко новое зна­ние. (9)Это об­ласть при­ло­же­ния кол­лек­тив­ных уси­лий, об­ласть со­мне­ний и цен­ност­ных оце­нок, об­ласть со­ци­аль­ных при­стра­стий — сло­вом, всего, чем на­пол­не­на любая че­ло­ве­че­ская де­я­тель­ность. (10)А зна­чит, и ей, науке, при­над­ле­жит не по­след­нее место в фор­ми­ро­ва­нии того ком­плек­са об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся по­ня­тие «гу­ма­низм».

(11)Учёные не могут за­кры­вать глаза на опас­ность уни­что­же­ния че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции, не могут не ви­деть ни­ще­ту, хро­ни­че­ский голод и без­гра­мот­ность сотен и сотен мил­ли­о­нов жи­те­лей нашей пла­не­ты. (12)Как ис­сле­до­ва­те­ли, как гу­ма­ни­сты они могут и долж­ны вно­сить свой вклад в ре­ше­ние этих ост­рей­ших про­блем со­вре­мен­но­сти.

 (13)Джон Бер­нал, вы­да­ю­щий­ся учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель, раз­мыш­ляя о судь­бах науки, писал, что пер­вый и самый труд­ный шаг со­сто­ит в том, чтобы ис­поль­зо­вать наши зна­ния про­тив устра­ни­мо­го зла. (14)А вто­рым шагом яв­ля­ет­ся поиск средств борь­бы со злом, про­тив ко­то­ро­го се­год­ня мы ещё бес­силь­ны. (15)Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем. (16)А по­се­му учёные долж­ны не­устан­но со­зда­вать новое и по­лез­ное: новые ма­те­ри­а­лы, новые тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы и, пре­жде всего, новые эф­фек­тив­ные ос­но­вы ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­ных дей­ствий.


17. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 «Автор за­став­ля­ет чи­та­те­ля за­ду­мать­ся о важ­ных для каж­до­го че­ло­ве­ка по­ня­ти­ях. С этой целью уже в пер­вом аб­за­це он ис­поль­зу­ет (А)_____ («разъ­еди­ня­ет» − «объ­еди­ня­ет»). Син­так­си­че­ское сред­ство — (Б)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 4, 13), троп — (В)_____ («они — две ко­лон­ны, под­дер­жи­ва­ю­щие крышу од­но­го храма» в пред­ло­же­нии 16) и лек­си­че­ское сред­ство — (Г)_____ («де­лать пер­вый шаг» в пред­ло­же­нии 9) − по­мо­га­ют ав­то­ру вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к сущ­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мых по­ня­тий».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) фра­зео­ло­гизм 2) ли­то­та 3) ряды од­но­род­ных чле­нов 4) иро­ния

5) ме­та­фо­ра 6) ан­то­ни­мы 7) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

8) экс­прес­сив­ный по­втор 9) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

(1)Пу­стой тра­той вре­ме­ни яв­ля­ют­ся по­пыт­ки оце­нить вза­и­мо­от­но­ше­ния, кро­пот­ли­во и при­сталь­но про­ана­ли­зи­ро­вать то, что нас разъ­еди­ня­ет. (2)Ос­нов­ным всё-таки яв­ля­ет­ся дру­гой во­прос, на ко­то­рый мы долж­ны найти ответ, если хотим улуч­шить или спа­сти наши от­но­ше­ния: «Что нас объ­еди­ня­ет?»

(З)Муд­рые спра­вед­ли­во го­во­ри­ли, что наши от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми будут длить­ся столь­ко же, сколь­ко будет су­ще­ство­вать то, что нас объ­еди­ня­ет. (4)Если нас свя­зы­ва­ют дом, дача, день­ги, внеш­няя при­вле­ка­тель­ность или любые дру­гие крат­ко­сроч­ные вещи, ко­то­рые се­год­ня есть, а зав­тра нет, то с пер­вы­ми же про­бле­ма­ми в этой сфере будут по­став­ле­ны под угро­зу и наши вза­и­мо­от­но­ше­ния. (5)Связи, в ко­то­рых людей уже ни­че­го не объ­еди­ня­ет, по­хо­жи на потёмкин­ские де­рев­ни, где внеш­не всё нор­маль­но, но за кра­си­вым фа­са­дом — одни про­бле­мы и пу­сто­та. (б)Часто такие фор­маль­ные связи хуже оди­но­че­ства.

(7)Людей объ­еди­ня­ют сов­мест­но пе­ре­жи­тые труд­но­сти и кри­зис­ные мо­мен­ты. (8)Если в пре­одо­ле­нии пре­пят­ствий, в по­ис­ке ре­ше­ний все сто­ро­ны в оди­на­ко­вой мере при­ла­га­ют уси­лия и сра­жа­ют­ся за то, чтобы стало лучше, это не толь­ко укреп­ля­ет любые от­но­ше­ния, но и рож­да­ет новые, более глу­бо­кие, уди­ви­тель­ные со­сто­я­ния души, от­кры­ва­ю­щие новые го­ри­зон­ты и на­прав­ля­ю­щие раз­ви­тие со­бы­тий в со­всем иное русло.

 (9)Нужно на­учить­ся де­лать пер­вый шаг, не теряя при этом са­мо­го себя и сво­е­го внут­рен­не­го до­сто­ин­ства. (10)Для вза­и­мо­от­но­ше­ний нужны двое, и любой наш шаг дол­жен вы­звать ре­зо­нанс, от­клик дру­го­го че­ло­ве­ка, за ко­то­рым по­сле­ду­ет его ре­ак­ция, его от­вет­ные шаги нам нав­стре­чу. (11)Если после наших про­дол­жи­тель­ных уси­лий та­ко­го не слу­ча­ет­ся, то на­пра­ши­ва­ет­ся один из вы­во­дов: либо мы де­ла­ем не­вер­ные шаги, либо наши вза­и­мо­от­но­ше­ния стро­ят­ся на зыб­кой почве, ибо дер­жат­ся толь­ко на одном че­ло­ве­ке и один че­ло­век пы­та­ет­ся та­щить на себе всё, а это уже аб­сурд­но и ис­кус­ствен­но.

(12)Для успе­ха любых вза­и­мо­от­но­ше­ний нужно, чтобы обе сто­ро­ны пы­та­лись пре­одо­леть чув­ство соб­ствен­ни­че­ства и эго­из­ма. (13)Очень часто мы не видим ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, уни­каль­но­сти людей, ко­то­рых любим, и про­дол­жа­ем рас­смат­ри­вать их как от­ра­же­ние наших соб­ствен­ных взгля­дов, тре­бо­ва­ний, пред­став­ле­ний о том, ка­ки­ми они долж­ны быть. (14)Мы не долж­ны пы­тать­ся вос­пи­ты­вать и пе­ре­де­лы­вать людей по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию. (15)Лю­бовь тре­бу­ет ощу­ще­ния воз­ду­ха и сво­бо­ды души. (16)Люди, лю­бя­щие друг друга, не рас­тво­ря­ют­ся друг в друге и не те­ря­ют своей ин­ди­ви­ду­аль­но­сти; они — две ко­лон­ны, под­дер­жи­ва­ю­щие крышу од­но­го храма.


18.Среди пред­ло­же­ний 2—6 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)По­че­му-то ро­ман­ти­че­ски­ми счи­та­ют­ся такие про­фес­сии, как лётчик, кос­мо­навт, моряк даль­не­го пла­ва­ния, гео­лог... (2)А мне ка­жет­ся, что самая боль­шая ро­ман­ти­ка — в по­все­днев­ном труде учёного. (3)Ведь учёный — это тот че­ло­век, ко­то­ро­му об­ще­ство, че­ло­ве­че­ство по­ру­ча­ет узна­вать новое об окру­жа­ю­щем мире и о нас самих, то есть со­вер­шать от­кры­тия. (4)И как же счаст­лив че­ло­век, ко­то­рый всю жизнь, каж­дый день де­ла­ет от­кры­тия!

(5)А кто не меч­тал сде­лать какое-ни­будь ве­ли­кое от­кры­тие или изоб­ре­сти нечто не­об­хо­ди­мое людям? (6)Пусть это от­кры­тие ка­са­ет­ся, ка­за­лось бы, со­всем не­зна­чи­тель­ных вещей, на­при­мер, ис­то­рии од­но­го слова и даже од­но­го звука. (7)Такое от­кры­тие со­всем не обя­за­тель­но сде­ла­ет его ав­то­ра зна­ме­ни­тым, если не счи­тать уз­ко­го круга учёных, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся теми же про­бле­ма­ми.

Ответ: _________________


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!