СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по теме "Пищеварение" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назчение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 8 класса. КИМ педназначен для промежуточного контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов по теме "Пищеварительная система".

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по теме "Пищеварение" 8 класс»

МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»





ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА







Описание

контрольных измерительных материалов

для осуществления оценки

качества образования обучающихся

по программе основного общего образования.

учебный предмет БИОЛОГИЯ

8 класс



ВЫПОЛНИЛ: Вдовина Жанна Викторовна,

учитель биологии МОУ «Кривецкая СОШ»

Мантуровского района







2019г.



Спецификация



1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 8 класса. КИМ предназначены для промежуточного контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов по теме «Пищеварительная система».

2.Документы, определяющие содержание работы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждённый Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г №1644, от 31 декабря 2015 года № 1577.

  2. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Кривецкая СОШ» в части планируемых результатов по предмету и формирования УУД.

  3. Рабочая программа по биологии 8 класс, утверждённая приказом №82 от 31.08.2018 по МОУ «Кривецкая СОШ»

  4. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев, 2016 год



3. Структура проверочной работы.



Структура данной работы полностью соответствует понятийному аппарату обязательного минимума содержания основной образовательной программы Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основное общее образование) и требованиям к уровню подготовки обучающихся 8 класса.Структура КИМ отвечает системе дифференцированного обучения биологии в современной школе. Содержание предлагаемых КИМ не выходит за пределы курса биологии основной школы.

4. Характеристика структуры КИМ


Работа содержит 19 заданий.

Ответы к заданиям 1–13 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к заданиям 14–18 является последовательность цифр.

На задание 19 следует дать развёр­нутый ответ.


5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию.



тема

задания

Питание и пищеварение

№1, №2, №5,№14,№16

Пищеварение в ротовой полости

№7,№9,№18

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.Действие ферментов.

№4,№8,№10,№13, №14.№15

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

№3,№6,№11,№12,№15

Регуляция пищеварения

№17

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

№19





6. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности

Уровень сложности
заданий

Количество

заданий

Максималь­ный первич­ный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 26

Базовый

13

13

50

Повышенный

5

10

38

Высокий

1

3

12

Итого

19

26

100


Задания № 1-13 – задания базового уровня сложности. Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

Задания № 14-18 - задания повышенного уровня сложности. Содержание задания предполагает либо возможность использования нескольких решений, научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, применение комплексных умений.

Задания № 19 - задание высокого уровня сложности. Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи.



7. Условия выполнения работы: предлагаемую работу целесообразно проводить с обучающимися 8-х классов как промежуточную диагностическую работу. Общее время выполнения работы - 40 минут.



8. Оценивание работы. Система оценивания выполнения отдельных заданий и тематической работы в целом.

Правильно выполненная работа оценивается 26 баллами.

Каждое правильно выполненное задание с выбором ответа оценивается

- 1 баллом.

Задания 14–18 оцениваются от 0 до 2 баллов.

Задания с развернутым ответом оцениваются по критериям в зависимости от правильности ответа. За полное и правильное выполнение задания 19 выставляется 3 балла.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0–9

10–16

17–22

23–26




Вариант 1

Инструкция

На выполнение работы по биологии даётся 40 минут. Работа содержит 19 заданий.

При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

1.В результате пищеварения

 1) из менее сложных органических веществ образуются более сложные

2) пища размельчается

3) пища перемещается в пищеварительном канале

4) сложные органические вещества расщепляются на менее сложные


2Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, улучшает

 1) пищеварение в желудке

2) расщепление углеводов

3) моторную функцию кишечника

4) всасывание питательных веществ в кровь


3. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды

 1) желудке

2) пищеводе

3) тонкой кишке

4) толстой кишке


4Ферментативное расщепление белков до аминокислот в пищеварительной системе человека начинается в

 1) желудке, а завершается в тонком кишечнике

2) ротовой полости, а завершается в тонкой кишке

3) ротовой полости, а завершается в пищеводе

4) слепой кишке, а завершается в прямой кишке


5В каком порядке расположены органы пищеварения

 1) ротовая полость — пищевод — желудок — тонкий кишечник — толстая кишка — прямая кишка

2) ротовая полость — пищевод — желудок — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка

3) ротовая полость — желудок — пищевод — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка

4) ротовая полость — желудок — пищевод — прямая кишка — толстая кишка — тонкая кишка


6. Функцию вса­сы­ва­ния питательных ве­ществ в пи­ще­ва­ри­тель­ной системе че­ло­ве­ка выполняют

 1) клет­ки рых­лой со­еди­ни­тель­ной ткани

2) клет­ки глад­кой мы­шеч­ной ткани

3) же­ле­зы раз­лич­ных от­де­лов пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы

4) вор­син­ки тон­ко­го ки­шеч­ни­ка


7. Вкусовые рецепторы боковых краев языка более чувствительны к

1)горькому

2)кислому

3)сладкому

4)соленому


8Желчь и поджелудочный сок по протокам попадает в

 1) желудок

2) двенадцатиперстную кишку

3) отделы толстой кишки

4) прямую кишку


9. Слюна со­дер­жит ферменты, участ­ву­ю­щие в расщеплении

 1) уг­ле­во­дов

2) гор­мо­нов

3) бел­ков

4) жиров


10Реакции син­те­за органических ве­ществ в клет­ках человека и дру­гих организмов, рас­щеп­ле­ния пищи в пи­ще­ва­ри­тель­ном канале уско­ря­ют­ся благодаря действию

 

1) фер­мен­тов

2) гор­мо­нов

3) хло­ро­фил­ла

4) ге­мо­гло­би­на


11. 

Какой буквой обозначен орган в котором обезвреживаются продукты обмена веществ?

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г


12. Пища из две­на­дца­ти­перст­ной кишки по­па­да­ет в

 1) пе­чень;

2) же­лу­док;

3) под­же­лу­доч­ную же­ле­зу;

4) дру­гие от­де­лы тон­кой кишки.


13.  Поджелудочная железа не выполняет функцию

 1) регуляции уровня содержания глюкозы в крови

2) секреции инсулина

3) выделения пищеварительного сока

4) секреции пепсина


14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Какие функции в организме человека выполняет желчь?

 

1) обеззараживает ядовитые вещества

2) активизирует ферменты панкреатического сока

3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами

4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки

5) стимулирует перистальтику кишечника

6) обеспечивает всасывание воды


15.Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ

 

ОРГАН

А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови

Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы

В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови

Г) образование веществ, эмульгирующих жиры

Д) формирование пищевого комка

 

1) печень

2) поджелудочная железа

3) слюнная железа

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д







16. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот и глюкозы

2) механическое изменение пищи

3) обработка желчью и расщепление липидов

4) всасывание воды и минеральных солей

5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков


17.Верны ли следующие суждения о регуляции пищеварения?

А) Центры отделения пищеварительных соков у человека находятся в продолговатом мозге.

Б)Работу пищеварительной системы усиливает симпатическая нервная система, а ослабевает – парасимпатичекая.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2) верно только Б 4)оба суждения неверны


18.Вставьте в текст «Строение зубов» пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем поучившуюся последовательность цифр ( по тексту) перенесите в приведенную ниже таблицу.

Строение зубов.


Каждый зуб имеет корень, сидящий в ячейке челюстной кости, _________ (А), прикрытую десной, и коронку. Зуб состоит из плотного вещества - _________ (Б), а его коронку прикрывает еще более плотное вещество - __________ (В). Внутри зуба находится __________ (Г) – кровеносные сосуды, питающие зубную ткань и нервные окончания.


Перечень терминов

1)зубная эмаль 5)костная лунка

2)пульпа 6)дентин

3)пульпит 7)кариес

4)шейка 8)железа

Ответ:

A

Б

В

Г






19.Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений. Укажите не менее трех мер.


Вариант 2

Инструкция

На выполнение работы по биологии даётся 40 минут. Работа содержит 19 заданий.

При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

1.Строительная функ­ция пи­та­тель­ных ве­ществ за­клю­ча­ет­ся в том, что

 1) из мо­ле­кул белков, жиров и углеводов, по­сту­пив­ших в организм, в пищеварительной си­сте­ме син­те­зи­ру­ют­ся новые вещества,

2) молекулы по­сту­пив­ших ве­ществ рас­па­да­ют­ся на более мел­кие молекулы, из ко­то­рых в клет­ках син­те­зи­ру­ют­ся новые вещества,

3) молекулы по­сту­пив­ших ве­ществ на­кап­ли­ва­ют­ся в клет­ках организма,

4) новые ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся из не­ор­га­ни­че­ских мо­ле­кул пищи.


2Какой из процессов характерен для собственно пищеварения?

 1) поддержание постоянства внутренней среды организма

2 защита органов и тканей от повреждений и

3) механическая обработка пищи

4)участие в теплорегуляции организма


3.  В каком отделе кишечника человека происходит расщепление растительной клетчатки

 1) двенадцатиперстной кишке

2) толстой кишке

3) тонкой кишке

4) слепой кишке


4При какой температуре и реакции среды фермент желудочного сока наиболее активно действуют на белки

 1) выше температуры тела, в щелочной среде

2) выше температуры тела, в нейтральной среде

3) при нормальной температуре тела, в кислой среде

4) при нормальной температуре тела, в щелочной среде


5В каком порядке расположены органы пищеварения

 

1) ротовая полость — желудок — пищевод — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка

2) ротовая полость — пищевод — желудок — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка

3) ротовая полость — пищевод — желудок — тонкий кишечник — толстая кишка — прямая кишка

4) ротовая полость — желудок — пищевод — прямая кишка — толстая кишка — тонкая кишка


6Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

 1) эпителиальные клетки

2) мышечные клетки

3) железы желудка

4) кровеносные сосуды


7Сколько резцов находится в каждой челюсти?

 1) 2

2) 3

3) 4

4) 6


8Желчь образуется в

 1) желчном пузыре

2) двенадцатиперстной кишке

3) поджелудочной железе

4) ) печени


9В ро­то­вой по­ло­сти че­ло­ве­ка при уча­стии фер­мен­тов слюны на­чи­на­ют расщепляться

 1) пептиды

2) мо­ле­ку­лы крахмала

3) липиды

4) нук­ле­и­но­вые кислоты


10В каком отделе пищеварительной системы человека происходят основные процессы всасывания питательных веществ?

 1) в ротовой полости

2) в желудке

3) в толстой кишке

4) в тонкой кишке


11.



Какой буквой обозначен орган в котором происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г


12.В двенадцатиперстную кишку открываются протоки

 1) извитых канальцев нефронов

2) поджелудочной железы

3) лимфатических узлов

4) селезёнки


13. В организме человека не происходит превращение

 

1) белков в жиры

2) углеводов в белки

3) углеводов в жиры

4) органических веществ в неорганические


14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 1) защитную

2) механической обработки пищи

3) удаления жидких продуктов обмена

4) транспорта питательных веществ к клеткам тела

5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6) химического расщепления органических веществ пищи



15. Установите соответствие между процессами пищеварения, происходящими в пищеварительном тракте, и отделами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

А) эмульгирование жиров

Б) начало расщепления белков

В) синтез витаминов

Г) всасывание аминокислот

Д) выделение пепсина

Е) сбраживание клетчатки

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


16. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека.

1) расщепление белков до пептидов и аминокислот

2) удаление непереваренных остатков пищи из организма

3) поступление мономеров в кровь и жиров в лимфу

4) расщепление клетчатки до глюкозы

5) расщепление крахмала до простых углеводов


17.Верны ли следующие суждения о регуляции пищеварения?

А) Центры отделения пищеварительных соков у человека находятся в промежуточном мозге.

Б)Работу пищеварительной системы усиливает парасимпатическая нервная система, а ослабевает – симпатическая..

1)верно только А 3)верны оба суждения

2) верно только Б 4)оба суждения неверны


18. Вставьте в текст «Слюна» пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем поучившуюся последовательность цифр ( по тексту) перенесите в приведенную ниже таблицу.

Слюна.


Слюна содержит различные химические вещества. ____________ (А) – это слизистое белковое вещество, помогающее формированию пищевого комка. _____________ (Б) – бактерицидное вещество. ___________ (В) –фермент, расщепляющий крахмал до мальтозы, _________ (Г) – фермент, расщепляющий мальтозу на две молекулы глюкозы.


Перечень терминов

1)амилаза 5)глицин

2)мальтаза 6)муцин

3)инвертаза 7)пепсин

4)лизоцим 8)соляная кислота

Ответ:

A

Б

В

Г






19.Какие профилактические мероприятия уменьшают риск заболевания человека гельминтозами – болезнями, которые вызываются паразитическими червями-гельминтами. Укажите не менее трех мер.


Ответы




Правильный ответ

Вариант 1

Вариант 2

1

4

2

2

3

3

3

4

2

4

1

3

5

1

3

6

4

1

7

2

3

8

2

4

9

1

2

10

1

4

11

3

3

12

4

2

13

4

2

14

235

256

15

12213

213213

16

25314

51342

17

1

2

18

4612

6412




В-1

19.Ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа

1)употреблять только доброкачественную пищу

2)обращать внимание на срок годности продуктов

3)тщательно мыть руки перед едой


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный бал

3



В-2

19. Ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа

1)Мытье рук перед едой (мытье рук после контакта с животными, мытье рук после посещения туалета),

2)санитарный контроль мяса, рыбы на наличие личинок гельминтов,

3)тщательное прожаривание, проваривание мяса и рыбы


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный бал

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!