СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по теме: "Рыбы. Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

диагностическая работа по теме: "Рыбы. Земноводные" может быть использована для диагностики достижений обучающихся и подготовки к ВПР и ОГЭ по биологии

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по теме: "Рыбы. Земноводные"»

Диагностическая работа по темам:

«Рыбы. Земноводные»

Вариант 1

1.У каких рыб от­сут­ству­ют жа­бер­ные крыш­ки?

 1) дво­я­ко­ды­ша­щие 2) хря­ще­вые 3) ко­сти­стые 4) кост­ные

2. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?

 1) касатка 2) тритон 3) крокодил 4) горбуша

3. Выделение из крови лягушки вредных продуктов обмена происходит, когда кровь проходит по капиллярам

 1) кишечника 2) поджелудочной железы 3) печени 4) почек

4. Зем­но­вод­ные бла­го­да­ря шей­но­му по­звон­ку спо­соб­ны

1) вы­тя­ги­вать го­ло­ву вперёд

2) опус­кать и под­ни­мать го­ло­ву

3) де­лать го­ло­вой вра­ща­тель­ные дви­же­ния

4) по­во­ра­чи­вать го­ло­ву в пра­вую и левую сто­ро­ны

5. В скелете лягушки отсутствует:

1) череп 2) позвоночник 3) грудная клетка 4) тазовый пояс

6. На ри­сун­ке схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­же­но стро­е­ние сердца. Для ка­ко­го клас­са хор­до­вых ха­рак­тер­но такое строение?

 

1) Рыбы

2) Земноводные

3) Птицы

4) Млекопитающие


7. У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го клас­са хор­до­вых га­зо­об­мен про­ис­хо­дит не толь­ко в лёгких?

 1) Земноводные 2) Рептилии 3) Птицы 4) Млекопитающие

8. Ос­нов­ное зна­че­ние слизи, вы­де­ля­е­мой кож­ны­ми же­ле­за­ми рыбы, за­клю­ча­ет­ся в

  1) уси­ле­нии чув­стви­тель­но­сти ор­га­нов бо­ко­вой линии

2) за­щи­те чешуи от по­се­ле­ния на ней од­но­кле­точ­ных во­до­рос­лей

3) снаб­же­нии чешуи пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми

4) умень­ше­нии тре­ния тела рыбы о воду

9. К со­вре­мен­ным кистепёрым рыбам относят

 1) акулу 2) ската 3) ла­ти­ме­рию 4) осетра

10. Тело пред­ста­ви­те­лей какой груп­пы жи­вот­ных по­кры­то об­ра­зо­ва­ни­я­ми, изоб­ражёнными на ри­сун­ке?

 

1) Зем­но­вод­ные

2) Рыбы

3) Мле­ко­пи­та­ю­щие

4) Дву­створ­ча­тые мол­люс­ки



11. Какие особенности строения характерны для лягушек?

А) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек,

Б) дыхание кожно-лёгочное,

В) развитие происходит только на суше,

Г) дыхание кожное,

Д) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения,

Е) сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения

12. Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными. 

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

2)Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

3)Серая жаба постоянно живёт на суше, а в воду входит только для размножения.

4) Зимует серая жаба под опавшими листьями, брёвнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

5) Серая жаба − долгожитель, обычно живёт 10−18 лет.

6) Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.


13. Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                             ПРИЗНАК                       

ОРГАНИЗМЫ

А)  наличие шейного позвонка

Б)  отсутствие рёбер

В)  непрямое развитие

Г)  наличие рычажных конечностей

Д)  двухкамерное сердце

Е)  отсутствие лёгких

1)  Рыбы

2)  Земноводные


14. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту).

Рыбы

Рыбы  — постоянные обитатели водной среды. У них, как правило, обтекаемая форма тела, кожа обычно покрыта ______(А). Большинство рыб активно плавает в толще воды, где дышат с помощью _______(Б). Развитие их также происходит исключительно в воде. Всех современных рыб подразделяют на _________(В), к которым относят акул и скатов, и _________(Г), например щуку, окуня, треску.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:

1)  хрящевые 2)  альвеолы 3)  роговые чешуи 4)  кистеперые 5)  костные чешуи 6)  костные

7)  бесчерепные 8)  жабры

  

15. Прочитайте текст и най­ди­те в нём предложения, в ко­то­рых со­дер­жат­ся био­ло­ги­че­ские ошибки. За­пи­ши­те сна­ча­ла но­ме­ра этих предложений, а затем сфор­му­ли­руй­те их правильно.

1. Рыбы — это хо­лод­но­кров­ные животные, име­ю­щие об­те­ка­е­мую форму тела и ды­ша­щие жабрами. 2. Боль­шин­ство су­ще­ству­ю­щих на Земле видов рыб имеют хря­ще­вой скелет. 3. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма рыб замкнутая, а серд­це со­сто­ит из же­лу­доч­ка и предсердия. 4. У всех рыб два круга кровообращения. 5. В серд­це рыбы течёт ве­ноз­ная кровь, ко­то­рая на­сы­ща­ет­ся кис­ло­ро­дом в жабрах. 6. На­прав­ле­ние те­че­ния воды, виб­ра­цию воды рыбы вос­при­ни­ма­ют ор­га­на­ми равновесия.








Диагностическая работа по темам:

«Рыбы. Земноводные»

Вариант 2

  1. Какой из ор­га­нов при­сут­ству­ет толь­ко у пред­ста­ви­те­лей рыб?

 1) жабры 2) серд­це 3) бо­ко­вая линия 4) мышцы

  1. Какой орган у лягушки участвует в дыхании?

 1) кожа 2) сердце 3) почки 4) желудок

  1. Второй круг кровообращения возник у земноводных в связи с их приспособлением к

1) питанию наземными животными

2) дыханию атмосферным воздухом

3) передвижению прыжками

4) размножению и развитию в воде

4. Тело амфибий покрыто:

1) чешуей 2) сухой кожей 3) кожно-мускульным мешком

4) кожей с железами, выделяющими слизь

5. К классу Хрящевые рыбы относится:

1) Скат 2) Сельдь 3) Налим 4) Скумбрия

6. Через сердце рыб проходит:

1) венозная кровь 2) артериальная 3) смешанная 4) у рыб нет крови

7. К выделительной и системе у рыб относятся:

1) сердце 2) почки 3) жабры 4) печень

8. Име­ю­щи­е­ся у рыб ор­га­ны бо­ко­вой линии вы­пол­ня­ют функ­ции

  1) опоры и дви­же­ния

2) обо­ня­ния

3) ощу­ще­ния тем­пе­ра­ту­ры воды

4) ощу­ще­ния на­прав­ле­ния и силы те­че­ния воды

9. На ри­сун­ке схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­же­но стро­е­ние сердца. Для ка­ко­го клас­са хор­до­вых ха­рак­тер­но такое строение?

 

1) Пресмыкающиеся

2) Земноводные

3) Птицы

4) Рыбы


10. Тело пред­ста­ви­те­лей какой груп­пы жи­вот­ных по­кры­то об­ра­зо­ва­ни­я­ми, изоб­ражёнными на ри­сун­ке?

 

1) Зем­но­вод­ные

2) Рыбы

3) Мле­ко­пи­та­ю­щие

4) Дву­створ­ча­тые мол­люс­ки


11. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей

2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3) головной мозг разделён на пять отделов

4) имеется плавательный пузырь

5) сердце трёхкамерное

6) один круг кровообращения

12. Известно, что озёрная лягушка — позвоночное земноводное, являющееся хищником. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) Озёрная лягушка вымётывает икру одним комком или отдельными кучками.

2) Животное живёт на суше, а размножается в пресной воде.

3) Длина тела животного составляет 6—13 см, а масса — до 200 г.

4) Крупные размеры и высокая численность делают озёрную лягушку промысловым видом.

5) Озёрная лягушка питается личинками стрекоз, водяными жуками и их личинками, моллюсками.

6) Шейный и крестцовый отделы позвоночника появляются впервые у представителей класса и имеют только по одному позвонку.

13. Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и животными, к ко­то­рым они относятся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ЖИВОТНОЕ

A) имеет один круг кро­во­об­ра­ще­ния

Б) продукт вы­де­ле­ния — мо­че­ви­на

В) ды­ха­ние кожно-лёгочное

Г) имеет чешую

Д) имеет чётко вы­ра­жен­ные пояса ко­неч­но­стей и сво­бод­ные ко­неч­но­сти

Е) имеет бо­ко­вую линию

 

1) пресноводный окунь

2) зелёная лягушка

14. Вставь­те в текст про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого их циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст но­ме­ра вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту).

Зем­но­вод­ные

Зем­но­вод­ные обыч­но встре­ча­ют­ся в прес­ных водоёмах и вб­ли­зи от них. Взрос­лые жи­вот­ные дышат кис­ло­ро­дом воз­ду­ха при по­мо­щи ________(А) и рас­творённым в воде кис­ло­ро­дом через ___________(Б). Кожа зем­но­вод­ных _________(В). Жизнь зем­но­вод­ных в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры и влаж­но­сти окру­жа­ю­щей среды. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство жи­вот­ных раз­мно­жа­ет­ся в (на) _________(Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ И ПО­НЯ­ТИЙ:

1) жабра 2) суша 3) лёгкое 4) оро­го­вев­шая 5) тра­хея 6) вода 7) кожа 8) голая

15. Прочитайте текст и най­ди­те в нём предложения, в ко­то­рых со­дер­жат­ся био­ло­ги­че­ские ошибки. За­пи­ши­те сна­ча­ла но­ме­ра этих предложений, а затем сфор­му­ли­руй­те их правильно.

1. Рыбы — это хо­лод­но­кров­ные животные, име­ю­щие об­те­ка­е­мую форму тела и ды­ша­щие жабрами. 2. Боль­шин­ство су­ще­ству­ю­щих на Земле видов рыб имеют хря­ще­вой скелет. 3. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма рыб замкнутая, а серд­це со­сто­ит из же­лу­доч­ка и предсердия. 4. У всех рыб два круга кровообращения. 5. В серд­це рыбы течёт ве­ноз­ная кровь, ко­то­рая на­сы­ща­ет­ся кис­ло­ро­дом в жабрах. 6. На­прав­ле­ние те­че­ния воды, виб­ра­цию воды рыбы вос­при­ни­ма­ют ор­га­на­ми равновесия.



















Ответы к диагностической работе и критерии оценивания


Вариант 1

Вариант 2

1

2

1

3

2

2

2

1

3

4

3

2

4

2

4

4

5

3

5

1

6

2

6

1

7

1

7

2

8

4

8

4

9

3

9

4

10

2

10

2

11

125

11

125

12

236

12

256

13

222211

13

122121

14

5816

14

3786

15

1) 2 — ске­лет у боль­шин­ства рыб костный.

2) 4 — у рыб один круг кровообращения.

3) 6 — На­прав­ле­ние те­че­ния воды, её виб­ра­цию рыбы вос­при­ни­ма­ют бо­ко­вой линией.


15

1) 2 — ске­лет у боль­шин­ства рыб костный.

2) 4 — у рыб один круг кровообращения.

3) 6 — На­прав­ле­ние те­че­ния воды, её виб­ра­цию рыбы вос­при­ни­ма­ют бо­ко­вой линией.



Задания 1-10 оцениваются 1 баллом

Задания 11-14 оцениваются 2 баллами (если допущена 1 ошибка – 1балл, 2 и более ошибок – 0 баллов)

Задание 15 оценивается 3 баллами (1 балл за каждое верно исправленное утверждение)

Итого: 21 балл

0-10 баллов – «2»

11-14 баллов – «3»

15-18 баллов – «4»

19-21 баллов – «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!