Задание на оценку уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся 7-го класса
«Ассоциативное рисование при восприятии музыкального произведения»
Процедура оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся выстроена на основе следующих положений.
Коммуникативная компетентность – «способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа дом и отдых)».1
Коммуникативная компетентность в сфере художественно-эстетической деятельности предполагает: понимание языка различных видов искусства - архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки, танца, зрелищного, экранного искусства и общих для них содержательных смыслов и символов; умение вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, исполнителя, художника.
В этом плане коммуникативная компетентность отражает имеющийся опыт общения ученика с искусством, его художественно-познавательные интересы и интеллектуальные и творческие способности; художественный вкус и потребности в общении с искусством.
Общий подход к формированию и оценке коммуникативной компетентности как метапредметного результата в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Поэтому учебный процесс должен быть наполнен заданиями и учебными ситуациями, в которых естественными элементами будут коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и в ходе общения.
Исходя из общих рекомендаций ФГОС ОО по оценке коммуникативной компетентности обучающихся, в числе объектов оценки выступают:
коммуникация как языковые средства;
коммуникация как общение.
Смысл использования коммуникативных действий согласно ФГОС ОО состоит в овладении обучающимися знаково-символическими средствами для их использования в процессе деятельности и общения. При организации общения в образовательной среде довольно часто наблюдаются речевые ошибки, в числе основных причин которых - непонимание значения слова, т.е. употребление слова в несвойственном ему значении. Учитывая данный факт, важно существенное внимание уделить такому объекту оценки как познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией). В данном аспекте особенно значимо умение ученика определять понятия, т.е. выполнять логические операции, направленные на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
Для проведения процедуры диагностики коммуникативной компетентности обучающихся в т.ч. с использованием средств искусства объекты оценки конкретизированы с учетом специфики содержания учебных предметов художественно-эстетического цикла и требований ФГОС ОО к метапредметным результатам. Познавательные действия рассматриваются в контексте выделенных объектов оценки (таблица 1).
Таблица 1 - Общие рекомендации по оценке уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся на уроках искусства
Объект оценки | Процедуры и показатели овладения универсальными коммуникативными действиями как видом метапредметного результата |
Музыка | Изобразительное искусство |
Коммуникация как языковые средства, в т.ч. средства искусства | оценивается за счёт адекватного выбора инструментария (эссе, письменная, графическая / иллюстративная часть проекта и т.п.) по критерию «знание и понимание терминологии», «знание и понимание языка искусства» в текущей и итоговой оценке |
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных, письменных текстах, иллюстрациях. | понимать искусство в качестве особого языка общения - межличностного (автор - зритель); воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих. |
Коммуникация как общение, в т.ч. с произведением искусства | оценивается за счёт адекватного выбора инструментария (проект, ответы на вопросы при беседе, защите) в текущей и итоговой оценке |
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. | вести диалог, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций, учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного опыта. |
Цель проведения процедуры.
Оценка уровня овладения обучающимися коммуникативными действиями, отражающими способность восприятия и понимания эмоционально-образного содержания художественного произведения, умений представлять и объяснять впечатления от общения с ним в устной и изобразительной форме (сюжетной композиции), владение художественной грамотой.
Форма выполнения.
Индивидуальная работа.
Материалы и инструменты.
Листы бумаги для рисования, наборы изобразительных материалов и инструментов: карандашей, красок, кистей и др.
Описание задания.
В процессе диагностической процедуры обучающимся предлагается:
решить ряд тестовых заданий на умение определять понятия (владение терминологией, в т.ч. в области художественной грамоты, определение ключевых понятий предстоящей работы);
прослушать музыкальное произведение, выбранное учителем в соответствии с программным материалом2, и выстроить с его автором внутренний диалог (по заданному алгоритму);
выполнить мини-проект – создать сюжетную композицию к прослушанному музыкальному произведению;
представить результаты работы, перечислить этапы её выполнения, описать один из этапов, обосновывая выбор изобразительно-выразительных средств и техник.
Инструкция.
В организации и проведении диагностической процедуры задействованы два учителя – музыки и изобразительного искусства. Работа рассчитана на 2 учебных часа, выполняется в процессе текущих учебных занятий «Музыка» и «Изобразительное искусство» (согласно учебному расписанию образовательной организации):
на первом занятии ученики выполняют тестовые задания на умение определять понятия, в т.ч. в области художественной грамоты, выделяют ключевые понятия предстоящей работы; прослушивают музыкальное произведение (возможно использование гаджетов учеников), по заданному алгоритму с позиции художника выстраивают с его автором внутренний диалог, с учетом которого продумывают общую идею предстоящей проектной работы; определяют вариант решения поставленной задачи и этапы выполнения проекта;
на втором занятии – выполняют мини-проект – сюжетную композицию (выбор изобразительно-выразительных средств и техники изображения должны соответствовать идее проекта); продумывают и составляют текст описания одного из этапов своей работы, обосновывая выбор изобразительно-выразительных средств и техники изображения, представляют проект.
Тестирование.
Тестовые задания представлены на слайде (на доске, в гаджетах), обучающиеся в своих ответах указывают № задания и № верного ответа. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Тестовые задания на умение определять понятия.
Художественное произведение - это:
изменение количества изображений;
материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека, обладающий эстетической ценностью;
результат построения изображений по различным исходным данным;
Художественный образ - это:
ведущее качество внутреннего, духовного проявления человека;
система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека;
способ и форма освоения действительности в искусстве.
Композиция – это:
соединение или объединение различных элементов в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание;
эстетическое созерцание действительности;
анализ, обобщение и оформление накопленного по теме материала.
Сюжет – это:
систематизация ранее накопленных фактов из жизни;
определенное событие, ситуация, детально и образно описанная в художественном произведении и раскрывающая его идею;
построение художественного произведения с учетом его содержания, характера, назначения.
Средства художественной выразительности – это:
изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения;
способ понимания и отображения действительности путем создания художественного произведения;
последовательное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.
Язык искусства – это:
творческий способ устного (или письменного) пересказа художественных текстов;
система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства средств и приемов создания художественного образа;
отражение действительности в звуковых художественных образах.
Художественная коммуникация – это:
осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и зрителя (слушателя), передача ему художественной информации.
восприятие смысла художественного произведения;
взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализированных сигналов-посредников.
Диалог в искусстве – это:
способ отражения действительности в произведениях искусства;
разграничение формы и содержания художественного произведения;
способ обмена информацией между зрителем (слушателем) и художественным произведением, основанный на знании языка искусства.
Проект – это:
творческое воспроизведение действительности в художественных образах;
творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы;
деятельность по применению научного знания для решения практических задач.
Создание произведения искусства – это:
восприятие реальности и перевод своих ощущений, впечатлений и мыслей через язык искусства в художественный образ;
целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений;
проектирование эстетических свойств промышленных изделий.
Построение внутреннего диалога художника (ученика) с музыкантом (автором музыкального произведения).
Модификация внутреннего диалога - «вид искусства – вид искусства».
Алгоритм построения внутреннего диалога.
Внутренний диалог (беседа) выстраивается по следующим позициям:
смысл музыкального произведения;
художественный образ, создаваемый автором музыкального произведения;
композиционный сюжет музыкального произведения;
средства выразительности, используемые автором музыкального произведения;
техника исполнения и стиль автора музыкального произведения.
В качестве объекта оценки умений ученика выстраивать внутренний диалог с автором музыкального произведения выступает «коммуникация как общение с произведением искусства» в общем перечне объектов оценки (таблица 2).
Выполнение мини-проекта.
Общую идею и этапы проекта ученик выстраивает самостоятельно.
По каждому из показателей сформированности коммуникативной компетентности обучающихся выставляется 1 балл (таблица 2).
Таблица 2 - Критерии оценки уровня овладения обучающимися коммуникативными действиями
Объект оценки | Критерии оценки | Показатели |
Владение коммуникативными действиями | Баллы | Психоэмоциональное включение и отношение ученика к работе |
Коммуникация как языковые средства, в т.ч. средства искусства | Продуктивность3 художественно-творческой деятельности (оценивается по степени реализации замысла) | умение создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сюжетная композиция по мотивам музыкального произведения), подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, умение объяснять логику: выбора художественного материала в соответствии с идеей композиции (карандаши, краски, др.); выбора изобразительной техники в соответствии с идеей композиции; выбора изобразительно-выразительных средств: штрих, линия, пятно, тон, др.; согласования средств изобразительного и музыкального искусства с учетом аналогий: композиция, линия – мелодия; пятно, светлотность – созвучие; колорит – тембр; ритм – динамика и др. | 1 1 1 1 1 | позитивное - работа с удовольствием и интересом; нейтральное - деятельность в силу необходимости; негативное - игнорирование заданий, нежелание работать. |
Коммуникация как общение с произведением искусства | Эффективность4 взаимодействия с автором произведения искусства | умение понимать смысл художественного произведения, определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; умение различать и анализировать средства выразительности разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа; умение высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, технике исполнения и стиле автора художественного произведения. | 1 1 1 | позитивное - работа с удовольствием и интересом; нейтральное - деятельность в силу необходимости; негативное - игнорирование заданий, нежелание работать. |
Коммуникация как общение | Умение публично представлять и объяснять результаты своего художественно-творческого опыта | владение специальной терминологией («языком искусства», художественной грамотой), способность выстраивать понятные высказывания, эффективно используя интонационно-выразительные возможности речи с учетом подготовленности адресатов к восприятию информации; проявление уважительного отношения к собеседникам, к оппонентам, корректность форм и формулировок своих возражений (при их наличии); адекватная реакция на замечания. | 1 1 | позитивное - общение с удовольствием и интересом; нейтральное - общение в силу необходимости; негативное - нежелание общаться, игнорирование собеседников. |
Суммарный результат диагностической процедуры складывается из выполненных тестовых заданий и мини-проекта (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели уровня выполнения диагностических заданий
Уровень | Показатели уровня выполнения задания |
Результаты выполнения тестовых заданий | Показатели владения коммуникативными действиями (по данным таблицы 2) |
Высокий уровень | выполнены «верно» – от 8 до 10 баллов | от 8 до 10 баллов |
Средний уровень | выполнены «верно» – от 5 до 7 баллов | от 5 до 7 баллов |
Низкий уровень | выполнены «верно» – менее 5 баллов | от 1 до 4 баллов |
В ходе проведения процедуры предлагается отследить уровень психоэмоционального включения ученика в работу, что наглядно демонстрирует его отношение и уровень мотивации к художественно-творческой деятельности (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели психоэмоционального включения и отношения ученика
к работе
Характер включения | Показатели |
Позитивное | Работа с удовольствием и интересом. |
Нейтральное | Деятельность в силу необходимости. |
Негативное | Игнорирование заданий, нежелание работать. |
Полученные данные по указанному параметру в общих результатах диагностической процедуры не учитываются, однако позволяют учителю выявить проблемные зоны для дальнейшей работы с обучающимися.
Сводные данные о результатах проведения диагностической процедуры вносятся в таблицы 5, 6, на основе которых делаются общие выводы.
Таблица 5 - Сводные данные о результатах проведения процедуры оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся
Ф.И.О. | Уровень выполнения диагностических заданий | Уровень психоэмоционального включения и отношения ученика к работе (позитивное, нейтральное, негативное) |
| Тестирование на умение определять понятия (баллы) | Владение коммуникативными действиями (баллы) | Общий показатель (высокий, средний, низкий) |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
… | | | | |
| | | | |
| | | | |
Таблица 6 - Показатели сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в процессе освоения учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство»
№ п/п | № ОО | Количество учеников, справившихся с заданием на высоком уровне | % учеников, успешно справившихся с заданием на высоком уровне | Количество учеников, справившихся с заданием на среднем уровне | % учеников, справившихся с заданием на среднем уровне | Количество учеников, справившихся с заданием на низком уровне | % учеников, справившихся с заданием на низком уровне | Количество учеников, проявивших позитивное отношение к работе | % учеников, проявивших позитивное отношение к работе | Количество учеников, проявивших нейтральное отношение к работе | % учеников, проявивших нейтральное отношение к работе | Количество учеников, проявивших негативное отношение к работе | % учеников, проявивших негативное отношение к работе |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
… | | | | | | | | | | | | | |
Общее количество обучающихся, принимавших участие в мониторинге | |
Выводы: 1) …; 2) …; 3)…
1 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. – Cambridge Universiti Press, 2001 (в кн. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019. - 76 с. - С. 13)
2 Рекомендуемое музыкальное произведение - «Времена года» - цикл концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди.
3 Продуктивность – принцип, определяющий направленность образования (содержания, форм и методов) на получение реального практического продукта (творческой работы) учеником
4 Эффективность относится к успешному получению ожидаемого и желаемого результата, характеризуется достижением цели, уровнем или качеством решения задач, грамотностью выполнения заданного объема работы.