СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические материалы учащихся в области искусства.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностические материалы.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические материалы учащихся в области искусства.»

Задание на оценку уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся 7-го класса


«Ассоциативное рисование при восприятии музыкального произведения»


Процедура оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся выстроена на основе следующих положений.

Коммуникативная компетентность«способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа дом и отдых)».1

Коммуникативная компетентность в сфере художественно-эстетической деятельности предполагает: понимание языка различных видов искусства - архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки, танца, зрелищного, экранного искусства и общих для них содержательных смыслов и символов; умение вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, исполнителя, художника.

В этом плане коммуникативная компетентность отражает имеющийся опыт общения ученика с искусством, его художественно-познавательные интересы и интеллектуальные и творческие способности; художественный вкус и потребности в общении с искусством.

Общий подход к формированию и оценке коммуникативной компетентности как метапредметного результата в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Поэтому учебный процесс должен быть наполнен заданиями и учебными ситуациями, в которых естественными элементами будут коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и в ходе общения.

Исходя из общих рекомендаций ФГОС ОО по оценке коммуникативной компетентности обучающихся, в числе объектов оценки выступают:

  • коммуникация как языковые средства;

  • коммуникация как общение.

Смысл использования коммуникативных действий согласно ФГОС ОО состоит в овладении обучающимися знаково-символическими средствами для их использования в процессе деятельности и общения. При организации общения в образовательной среде довольно часто наблюдаются речевые ошибки, в числе основных причин которых - непонимание значения слова, т.е. употребление слова в несвойственном ему значении. Учитывая данный факт, важно существенное внимание уделить такому объекту оценки как познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией). В данном аспекте особенно значимо умение ученика определять понятия, т.е. выполнять логические операции, направленные на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

Для проведения процедуры диагностики коммуникативной компетентности обучающихся в т.ч. с использованием средств искусства объекты оценки конкретизированы с учетом специфики содержания учебных предметов художественно-эстетического цикла и требований ФГОС ОО к метапредметным результатам. Познавательные действия рассматриваются в контексте выделенных объектов оценки (таблица 1).

Таблица 1 - Общие рекомендации по оценке уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся на уроках искусства

Объект оценки

Процедуры и показатели овладения универсальными коммуникативными действиями как видом метапредметного результата

Музыка

Изобразительное искусство

Коммуникация как языковые средства, в т.ч. средства искусства

оценивается за счёт адекватного выбора инструментария (эссе, письменная, графическая / иллюстративная часть проекта и т.п.) по критерию «знание и понимание терминологии», «знание и понимание языка искусства» в текущей и итоговой оценке

  • воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

  • распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения;

  • выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных, письменных текстах, иллюстрациях.

  • понимать искусство в качестве особого языка общения - межличностного (автор - зритель);

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих.

Коммуникация как общение,
в т.ч. с произведением искусства

оценивается за счёт адекватного выбора инструментария (проект, ответы на вопросы при беседе, защите) в текущей и итоговой оценке

  • осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

  • эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

  • вести диалог, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций, учёта интересов;

  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного опыта.


Цель проведения процедуры.

Оценка уровня овладения обучающимися коммуникативными действиями, отражающими способность восприятия и понимания эмоционально-образного содержания художественного произведения, умений представлять и объяснять впечатления от общения с ним в устной и изобразительной форме (сюжетной композиции), владение художественной грамотой.

Форма выполнения.

Индивидуальная работа.

Материалы и инструменты.

Листы бумаги для рисования, наборы изобразительных материалов и инструментов: карандашей, красок, кистей и др.

Описание задания.

В процессе диагностической процедуры обучающимся предлагается:

  • решить ряд тестовых заданий на умение определять понятия (владение терминологией, в т.ч. в области художественной грамоты, определение ключевых понятий предстоящей работы);

  • прослушать музыкальное произведение, выбранное учителем в соответствии с программным материалом2, и выстроить с его автором внутренний диалог (по заданному алгоритму);

  • выполнить мини-проект – создать сюжетную композицию к прослушанному музыкальному произведению;

  • представить результаты работы, перечислить этапы её выполнения, описать один из этапов, обосновывая выбор изобразительно-выразительных средств и техник.

Инструкция.

В организации и проведении диагностической процедуры задействованы два учителя – музыки и изобразительного искусства. Работа рассчитана на 2 учебных часа, выполняется в процессе текущих учебных занятий «Музыка» и «Изобразительное искусство» (согласно учебному расписанию образовательной организации):

  • на первом занятии ученики выполняют тестовые задания на умение определять понятия, в т.ч. в области художественной грамоты, выделяют ключевые понятия предстоящей работы; прослушивают музыкальное произведение (возможно использование гаджетов учеников), по заданному алгоритму с позиции художника выстраивают с его автором внутренний диалог, с учетом которого продумывают общую идею предстоящей проектной работы; определяют вариант решения поставленной задачи и этапы выполнения проекта;

  • на втором занятии – выполняют мини-проект – сюжетную композицию (выбор изобразительно-выразительных средств и техники изображения должны соответствовать идее проекта); продумывают и составляют текст описания одного из этапов своей работы, обосновывая выбор изобразительно-выразительных средств и техники изображения, представляют проект.

Тестирование.

Тестовые задания представлены на слайде (на доске, в гаджетах), обучающиеся в своих ответах указывают № задания и № верного ответа. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.


Тестовые задания на умение определять понятия.


  1. Художественное произведение - это:

  1. изменение количества изображений;

  2. материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека, обладающий эстетической ценностью;

  3. результат построения изображений по различным исходным данным;


  1. Художественный образ - это:

  1. ведущее качество внутреннего, духовного проявления человека;

  2. система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека;

  3. способ и форма освоения действительности в искусстве.


  1. Композиция – это:

  1. соединение или объединение различных элементов в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание;

  2. эстетическое созерцание действительности;

  3. анализ, обобщение и оформление накопленного по теме материала.


  1. Сюжет – это:

  1. систематизация ранее накопленных фактов из жизни;

  2. определенное событие, ситуация, детально и образно описанная в художественном произведении и раскрывающая его идею;

  3. построение художественного произведения с учетом его содержания, характера, назначения.


  1. Средства художественной выразительности – это:

  1. изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения;

  2. способ понимания и отображения действительности путем создания художественного произведения;

  3. последовательное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.


  1. Язык искусства – это:

  1. творческий способ устного (или письменного) пересказа художественных текстов;

  2. система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства средств и приемов создания художественного образа;

  3. отражение действительности в звуковых художественных образах.

  1. Художественная коммуникация – это:

  1. осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и зрителя (слушателя), передача ему художественной информации.

  2. восприятие смысла художественного произведения;

  3. взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализированных сигналов-посредников.


  1. Диалог в искусстве – это:

  1. способ отражения действительности в произведениях искусства;

  2. разграничение формы и содержания художественного произведения;

  3. способ обмена информацией между зрителем (слушателем) и художественным произведением, основанный на знании языка искусства.


  1. Проект – это:

  1. творческое воспроизведение действительности в художественных образах;

  2. творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы;

  3. деятельность по применению научного знания для решения практических задач.


  1. Создание произведения искусства – это:

  1. восприятие реальности и перевод своих ощущений, впечатлений и мыслей через язык искусства в художественный образ;

  2. целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений;

  3. проектирование эстетических свойств промышленных изделий.


Построение внутреннего диалога художника (ученика) с музыкантом (автором музыкального произведения).

Модификация внутреннего диалога - «вид искусства – вид искусства».

Алгоритм построения внутреннего диалога.

Внутренний диалог (беседа) выстраивается по следующим позициям:

  • смысл музыкального произведения;

  • художественный образ, создаваемый автором музыкального произведения;

  • композиционный сюжет музыкального произведения;

  • средства выразительности, используемые автором музыкального произведения;

  • техника исполнения и стиль автора музыкального произведения.

В качестве объекта оценки умений ученика выстраивать внутренний диалог с автором музыкального произведения выступает «коммуникация как общение с произведением искусства» в общем перечне объектов оценки (таблица 2).


Выполнение мини-проекта.

Общую идею и этапы проекта ученик выстраивает самостоятельно.

По каждому из показателей сформированности коммуникативной компетентности обучающихся выставляется 1 балл (таблица 2).

Таблица 2 - Критерии оценки уровня овладения обучающимися коммуникативными действиями

Объект оценки

Критерии оценки

Показатели

Владение коммуникативными действиями

Баллы

Психоэмоциональное

включение и отношение ученика к работе

Коммуникация как языковые средства, в т.ч. средства искусства

Продуктивность3 художественно-творческой деятельности (оценивается по степени реализации замысла)

  • умение создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сюжетная композиция по мотивам музыкального произведения), подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств,

  • умение объяснять логику:

  • выбора художественного материала в соответствии с идеей композиции (карандаши, краски, др.);

  • выбора изобразительной техники в соответствии с идеей композиции;

  • выбора изобразительно-выразительных средств: штрих, линия, пятно, тон, др.;

  • согласования средств изобразительного и музыкального искусства с учетом аналогий: композиция, линия – мелодия; пятно, светлотность – созвучие; колорит – тембр; ритм – динамика и др.


1




1


1

1



1


  • позитивное - работа с удовольствием и интересом;

  • нейтральное - деятельность в силу необходимости;

  • негативное - игнорирование заданий, нежелание работать.

Коммуникация как общение с произведением искусства

Эффективность4 взаимодействия с автором произведения искусства

  • умение понимать смысл художественного произведения, определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • умение различать и анализировать средства выразительности разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;

  • умение высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, технике исполнения и стиле автора художественного произведения.

1


1



1

  • позитивное - работа с удовольствием и интересом;

  • нейтральное - деятельность в силу необходимости;

  • негативное - игнорирование заданий, нежелание работать.

Коммуникация как общение

Умение публично представлять и объяснять результаты своего художественно-творческого опыта

  • владение специальной терминологией («языком искусства», художественной грамотой), способность выстраивать понятные высказывания, эффективно используя интонационно-выразительные возможности речи с учетом подготовленности адресатов к восприятию информации;

  • проявление уважительного отношения к собеседникам, к оппонентам, корректность форм и формулировок своих возражений (при их наличии); адекватная реакция на замечания.


1




1


  • позитивное - общение с удовольствием и интересом;

  • нейтральное - общение в силу необходимости;

  • негативное - нежелание общаться, игнорирование собеседников.

Суммарный результат диагностической процедуры складывается из выполненных тестовых заданий и мини-проекта (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели уровня выполнения диагностических заданий

Уровень

Показатели уровня выполнения задания

Результаты выполнения тестовых заданий

Показатели владения коммуникативными действиями (по данным таблицы 2)

Высокий уровень

выполнены «верно» –

от 8 до 10 баллов

от 8 до 10 баллов

Средний уровень

выполнены «верно» –

от 5 до 7 баллов

от 5 до 7 баллов


Низкий уровень

выполнены «верно» –

менее 5 баллов

от 1 до 4 баллов


В ходе проведения процедуры предлагается отследить уровень психоэмоционального включения ученика в работу, что наглядно демонстрирует его отношение и уровень мотивации к художественно-творческой деятельности (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели психоэмоционального включения и отношения ученика

к работе

Характер включения

Показатели

Позитивное

Работа с удовольствием и интересом.

Нейтральное

Деятельность в силу необходимости.

Негативное

Игнорирование заданий, нежелание работать.


Полученные данные по указанному параметру в общих результатах диагностической процедуры не учитываются, однако позволяют учителю выявить проблемные зоны для дальнейшей работы с обучающимися.

Сводные данные о результатах проведения диагностической процедуры вносятся в таблицы 5, 6, на основе которых делаются общие выводы.




Таблица 5 - Сводные данные о результатах проведения процедуры оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся

Ф.И.О.

Уровень выполнения диагностических заданий

Уровень психоэмоционального

включения и отношения ученика

к работе (позитивное, нейтральное, негативное)


Тестирование на умение определять понятия (баллы)

Владение коммуникативными действиями (баллы)

Общий показатель (высокий, средний, низкий)

1





2





3




















Таблица 6 - Показатели сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в процессе освоения учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство»

№ п/п

№ ОО

Количество учеников, справившихся с заданием на высоком уровне

% учеников, успешно справившихся с заданием на высоком уровне

Количество учеников, справившихся с заданием на среднем уровне

% учеников, справившихся с заданием на среднем уровне

Количество учеников, справившихся с заданием на низком уровне

% учеников, справившихся с заданием на низком уровне

Количество учеников, проявивших позитивное отношение к работе

% учеников, проявивших позитивное отношение к работе

Количество учеников, проявивших нейтральное отношение к работе

% учеников, проявивших нейтральное отношение к работе

Количество учеников, проявивших негативное отношение к работе

% учеников, проявивших негативное отношение к работе

1














2



























Общее количество обучающихся, принимавших участие в мониторинге



Выводы: 1) …; 2) …; 3)…

1 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. – Cambridge Universiti Press, 2001 (в кн. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019. - 76 с. - С. 13)

2 Рекомендуемое музыкальное произведение - «Времена года» - цикл концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди.

3 Продуктивность – принцип, определяющий направленность образования (содержания, форм и методов) на получение реального практического продукта (творческой работы) учеником

4 Эффективность относится к успешному получению ожидаемого и желаемого результата, характеризуется достижением цели, уровнем или качеством решения задач, грамотностью выполнения заданного объема работы.