Диагностический комплект методик по выявлению буллинга в образовательной среде
Сбор информации–еженедельный опрос обучающихся (американский педагог Кейси Питерс)
Напиши имена4-ходноклассников,с которыми ты хотел бы сидеть на следующей неделе.
Напиши имя одноклассника,который особо отличился на этой неделе.
АНАЛИЗ:
Кого дети не упомянули вообще?
Ктонезнает,с кем бы хотел сидеть?
Чье имя никогда не упоминается?
МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ(СОЦИОМЕТРИЯ)(Д.
Морено).
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цель: изучение межличностных взаимоотношений в группе, которые определяют как целостные характеристики группы (статусную структуру), так и комфортность каждого её члена.
Инструкция (длягруппы22-25человек)
(начальная школа):давайтепофантазируем,представьте,чтоизвашего классанабираетсяэкипажкосмическогокорабля,ты–командирэкипажа.Кого бытывзялссобойвкосмическоепутешествие,всвойэкипаж?Этодолжнабыть хорошая, надёжная команда, каждый член которой не подведёт в трудную минуту.Напиши5-6фамилийподномером1.
Когоизклассатыбынизачтоневзялвсвоюкоманду.Напишиподномером 2 (от 0 до 3 фамилий).
(основная и старшая школа):вашкласссуществуетужедавно.Завремя совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения,симпатиииантипатии,уважение,неуважениедругкдругуит.п.Не все,очевидно,складывалосьгладкоиобразовавшиесямеждувамиотношения далеки,по-видимому,отидеала.Скем-товамхорошонаходитьсяводномклассе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьтесебе,что ваш классначинает складываться сначалаикаждомуиз васпредставляетсявозможностьвновьпосвоемужеланиюопределитьсостав
класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать.
Когоизклассавыпосвоемужеланиюобязательновключилибывсостав нового класса? Запишите фамилии и имена этих людейна листе бумаги под номером1.(неболее5-6фамилий)
Когоизклассавы,напротив,нехотелибывидетьвсоставеновогокласса? Запишитеихподномером 2. (от 0 до 3 фамилий)
Инструкциядлядиагностикиделовыхвзаимоотношенийвклассе:
К кому из класса ты бы обратился за помощью, когда у тебя не получаютсяуроки? (5-6 фамилий)Ккомубы ты ни зачтоне сталобращаться за помощью по поводу уроков? (0-3 фамилии)
Инструкция для диагностики товарищеских, личностных взаимоотношений в классе:
Кого изкласса ты пригласилбы ксебена деньрождения? Акого бы ни за что не пригласил бы на день рождения?
Имена отсутствующих детей нужно написать на доске. Блан ответов обязательно подписывается. В опросе должны принимать участие все участники группы.
(Отношения по симпатиям прямо не регламентируются инструктивными документами и предписаниями. В качестве критериев изучения структуры отношений по симпатиям можно брать наиболее типичные и значимые для школьников ситуации свободного общения (выбор партнера по общению в свободное время, обращение за помощью по различным вопросам, приглашение на семейные праздники, желание поделиться сокровенными мыслями и т. д.)).
Краткаяинтерпретациярезультатов:
В исследовании межличностных отношений приняли участие обучающиеся …. «…»в количестве …. человек. Всего было сделано …… выборов.
Классный коллектив представлен четырьмя статусными группами неформальногопорядка,сформированныминаосновесимпатийиантипатий обучающихся данного класса.
группа«Звёзды»(«Лидеры»)(6иболееположительныхвыборов)…
группа«Предпочитаемые»(3–5выборов)…
группа«Пренебрегаемые»(«Принятые»)(1–2выбора)….
группа «Отвергаемые» («Изгои» «Аутсайдеры» «Изолированны» (0 выборов, отрицательные выборы)…
Указанные структуры не являются жесткими, возможны промежуточные статусы.
Данныерезультатыможносвестиводнутаблицупоназваннымкатегориям.
Чем больше взаимных положительных выборов в коллективе, тем он стабильнее и благоприятнее.
В классном коллективе можно обсуждать только обобщенную характеристику класса. Знакомить детей с социометрическими статусами нельзя! Напоминаем, что полученные результаты не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе.
Соотношение между школьниками, образующими полярные статусные категории, определяет социально-психологический климат группы. Так, если абсолютноебольшинствовходитвдвепервыекатегории(«звезды»и
«предпочитаемые»),– в классе благоприятный психологический климат.Еслижемногиеученикизанимаютнизкийстатус(«принятые»и
«аутсайдеры»), то психологическая атмосфера в классе тяжелая, так как психологи считают, что даже наличие небольшого числа психологически неприятных лиц травмирует коллектив. Последние служат «мишенями» для психологической разрядки (подвергаются насмешкам, незаслуженным обидам, заниженной отрицательной оценке за допущенные ошибки и т. д.), что чревато в будущем нравственными издержками.
Не случайно А.С. Макаренко стремился к такому уровню развития коллектива, в котором не было бы психологически изолированных лиц.
Уровень благополучия взаимоотношений можно охарактеризовать как удовлетворительный/ неудовлетворительный, т.к. ….% обучающихся находятся в благоприятных эмоциональных отношениях.
Положительными лидерами можно считать тех, кто назван большинством класса (не менее 45–50% выборов), кто содействует прогрессу класса, отрицательными – тех, кто имеет противоположное влияние
После оценки деловых и товарищеских отношений целесообразно сопоставить между собой их характеристики. Такое «наложение» поможет выяснить ряд очень важных для организации учебно-воспитательной работы в классе позиций, а именно:
а)насколько совпадают позиции каждого школьника в структуре деловых и личных отношений;
б)как подкрепляются лидерские возможности школьников в деловых отношениях соответствующим статусом в личных (желательно, чтобы лидеры-организаторы занимали высокий статус в товарищеских связях);
в)насколько инициативны в делах группы школьники, занимающие вличных связях высокий статус («звезды» и «предпочитаемые»).
Желательно использовать фактор взаимовлияния школьников в личномплане как основу для улучшения делового взаимодействия. Так, например, можно добиться дисциплинированности учащегося, пропускающего занятия, не только в результате прямого воздействия учителя и коллектива, но и через наиболее близких для данного школьника товарищей.
Определениеуровнякомфортностиобучающихся.
МетодикаЩурковойН.Е.«Круги».
Инструкция. Эти круги помогают понять хорошо или плохо тебе в школе. Если тебе хорошо в школе, тебяникто не обижает, утебя естьдрузья, поставь свой знак (+) в центре кругов. Если тебе в школе очень плохо, поставь свой знак в последнем круге. Если бывает по-разному, знак можно поставитьвовторомилитретьемкруге.Запомни,чемдальшеотцентракруга стоит знак, тем хуже тебе в школе.
Оценкарезультатов.Считаетсячислошкольников,поставившихсвои знаки в зоне благополучия и неблагополучия. «Зона благополучия» - 1 и 2 круг от центра. «Зона неблагополучия» - 3 и 4 круги от центра.
Просчитываетсяпроцентноесоотношениеребятпоуровнямкомфортности: центр- высокий уровень комфортности; 2 круг- средний уровень; 3 круг – ниже среднего; 4 круг – низкий уровень комфортности.
Анкета для изучения психологическогоклиматавклассе(Л.Г.Федоренко)
Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.
СкакимнастроениемВыобычноидетевшколу?
Всегдасхорошимнастроением;
схорошимчаще,чемсплохим;
с равнодушием;
сплохимчаще,чемс хорошим;
всегдасплохимнастроением.
НравятсялиВамлюди,которыеучатсявместесВами?
Да, нравятся;
многиенравятся,некоторые-нет; 3)безразличны;
некоторыенравятся,номногие-нет;
никтоне нравится.
БываетлиуВасжеланиеперейтивдругойкласс?
Никогдане бывает;
редкобывает;
мневсеравногде учиться;
частобывает;
думаюобэтомпостоянно.
УстраиваетлиВасучебавшколе?
Учебойвполнедоволен;
скореедоволен,чемнедоволен;
учебадляменя безразлична;
скореенедоволен,чемдоволен; 5)совершенно недоволен учебой.
Как,поВашемумнению,относитсякВамклассныйруково- дитель?
1)Оченьхорошо; 2)хорошо; 3)безразлично;
скорее недоволен;
оченьплохо.
ВкакойформеобращаютсякВамчащепреподаватели?
Убеждают,советуют,вежливопросят;
чащеввежливойформе,иногдагрубо;
мнеэтобезразлично;
чащевгрубойформе,иногдавежливо;
вгрубойформе,унижающейдостоинство.
Обработка результатов: За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.
6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.
Методнезаконченныхпредложений(С.Леви)
«Неоконченныепредложения»
Янелюблю,когдамоиодноклассники…
Былобыздорово,еслибыребятавнашемклассе… Мне грустно, когда в классе …
Мнеплохо,когдамоиодноклассники… Я хочу, чтобы наш класс…
Япереживаю,когдавклассе… Менянеустраиваетвклассе…
Мне радостно и хорошо в классе, когда … Мненравится,когдамоиодноклассники…
Ябыпосоветовал(а)своимодноклассникам… Я уважаю своих одноклассников, когда …
Я боюсь, что одноклассники ... Мне нравится, когда наш класс… Ягоржусьсвоимклассом,когда… Я хочу, чтобы наш класс …
МЕТОДИКАНАВЫЯВЛЕНИЕ«БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ»
(НоркинаЕ.Г.)
Цель:определениеролейипозиций,занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
По итогам диагностики в соответствии с классификациейО.Л.Глазман класс разделяется на:
Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды,обладающие высокимпотенциалом общей агрессивности. Они «нападают»нетольконасвоихжертв,ноина педагогов и родных.
Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом средиодноклассников.Онирежевсехпроявляютбуллингпоотношениюксверстниками реже подвергаются буллингу.
Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированностьи одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомовдепрессии, высокийуровень тревожностиииныесходныеотрицательные эмоциональные проявления.
Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности.
Средиодноклассниковуменямного друзей:
А)да,ядружусовсеми;
Б) у меня есть пару друзей; В)нет,янискемнедружу;
Г)мнебыхотелосьдружитьсо всеми.
Дляменяважнавнешностьокружающих:
А)да,есличеловекмненесимпатичен,янебудуснимобщаться; Б) нет, главное, чтобы человек был интересен;
В)ясамстрадаюиз-засвоейвнешности;
Г)конечно,есличеловекнеобладаетхорошейвнешностью,онне заслуживает ничего
хорошего.
Вмоемклассеестьребята,которыемненеприятны:
А)да,одинили два;
Б)нет,мнеприятнывсе; В) мне все не нравятся;
Г)да,ноонинеприятнывсемв классе.
Мнекажется,чтомоиодноклассникилучшеменя:
А)да,во всем;
Б)иногда;
В)нет,наменявсеравняются;
Г)нет,янечувствуюсебяхужедругих.
Еслимойодноклассникпришелвочках:
А)будуобщатьсяснимтакжекаквсегда; Б) буду смеяться над ним;
В)перестануснимобщаться;
Г)будуобщатьсятолькотогда,когданевидятдругиеребята.
Уменяоченьдружныйкласс:
А)дамыочень дружны;
Б)нет,мыпочтинеобщаемся;
В) в основном да, если не считать некоторых; Г)унасестьребята,которыевсех«задирают».
Ячастоиспытываючувствоодиночестваитревоги:
А)да;
Б)нет;
В)иногда; Г) часто.
Еслипримнеобижаютодноклассника,ячувствую:
А)облегчение,хорошо,чтоменяэтонекасается;
Б)несправедливостьизаступаюсьзаодноклассника; В) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил; Г) мне нет до этого никакого дела.
Ябыхотелпроводитьбольшевременисодноклассниками:
А)да,ноэтобываетредко;
Б)мыитакпостояннопроводимсвободноевремявместе; В) нет, мне с ними не интересно;
Г)нет,потомучтонекоторыеребятавсепортят.
Мнекажется,чтомоиодноклассникинехотятсомнойобщаться:
А)даэтотакимнеэтонеприятно; Б) нет, со мной все дружат;
В)да,номеняэто устраивает;
Г)этоянехочусними общаться.
Унасвклассеестьпаруребят,накоторыхвсеравняются:
А) да, я думаю, что я один из них; Б)да,ноониэтогонезаслуживают; В) нет, у нас таких нет;
Г)да,ятоженанихравняюсь.
Когдаменяругают,яиспытываючувство гнева:
А)да;
Б)нет;
В)иногда; Г) часто.
Внашемклассеестьнесколькоребят,которыхвсебоятся:
А)да,онивсехунижают,аиногдаибьют; Б) нет, у нас таких нет;
В)яисамизих числа —менявсебоятся;
Г)конечно,такидолжнобыть,этонормально.
Мнебыхотелосьучитьсявдругомклассеилишколе:
А)да,мнененравитсянашколлектив; Б) нет, меня все устраивает;
В)иногда,послессорысодноклассниками; Г) нет, а вдруг там будет хуже.
Мнекажется,чтоспомощьюсилыможнорешитьлюбуюпроблему:
А) да это самый действенный способ; Б)нет,лучшерешать«мирным»путем; В) иногда без этого не обойтись;
Г)всезависитотобстоятельствиот людей.
Вмоемклассеестьодин(несколько)человек,скоторыминиктоне дружит:
А) да и мне их жаль;Б)нет,мывседружим;
В)да,ноониэтогозаслуживают; Г) я сам из их числа.
Мнекажется,чтовнашемклассечастопроисходятакты насилия(обзывания, насмешки, обидные жесты или действия): А) да, постоянно ссоры и драки;
Б)нет,унастакогоне бывает;
В)почтинет,еслинесчитатьпаруслучаев; Г) конечно, так и должно быть.
Еслияувижудракумеждуодноклассникамитоя:
А)пройдумимо этоменянекасается;
Б)обязательноостановлюсьипосмотрю;
В)снимуэтовсенателефон,ипослеразмещувинтернете,пустьвсеувидят; Г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело.
Мнекажется,чтовколлективеменянедооценивают:
А)да;
Б)нет;
В)иногда; Г) часто.
По-моемупедагогившколеунижаютиоскорбляютучащихся:
А)да;
Б)нет;
В)иногда; Г) часто.
Еслибымойклассбылнакорабле,ябыстал:
А) капитаном;
Б)помощникомкапитана; В) обычным матросом;
Г) юнгой.
Еслиучеловекаизъянывовнешности(бородавки,косоглазие, ожирение и др.):
А)этоповоддлянасмешек;
Б)яс такимнебудуобщаться;
В)меняэтонебеспокоит,будуобщаться;
Г)небудуобщаться,чтобынеуронитьсвоюрепутацию.
Еслипримнекто-топодвергаетсянасмешкам:
А)ябудупоступатьтакжекаквсе; Б) встану на его защиту;
В)одинизпервыхстанусмеятьсянадним;
Г)ничегоделатьнебуду,меняэтоне касается.
Ячастоогорчаюсь,когданепользуюсьуспехомвклассе:
А)да,дляменяэтооченьважно; Б) нет-мне все равно;
В)явсегдапользуюсь успехом;
Г)нет,яникогданебылуспешенвклассе.
Януждаюсьвподдержкеодноклассников:
А)да;
Б)нет;
В)иногда; Г) часто.
За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответына вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.Такимобразом,даннаяметодика дает возможность определить «буллинг-структуру» в классе, длядальнейшей работы по профилактике школьного буллинга. Методику рекомендуется применять в совокупности с методикой диагностики межличностныхимежгрупповыхотношенийДж.Морено«Социометрия».
№ | И | П | З | Ж | Н |
1 | А | Б | А | Б | Г |
2 | Г | А | Б | В | Б |
3 | Г | Г | Б | А | В |
4 | В | Г | В | Б | В |
5 | В | Б | А | А | Г |
6 | А | Б | Г | Г | Г |
7 | Б | В | Б | А | В |
8 | Г | В | Б | Г | А |
9 | Б | В | А | В | Г |
10 | Б | Г | Б | В | А |
11 | А | В | А | Б | Б |
12 | А | Г | В | В | Б |
13 | |
14 | Б | Б | В | Г | А |
15 | Г | А | Б | В | Г |
16 | Б | В | А | Г | В |
17 | |
18 | Б | В | Г | А | Б |
19 | Б | А | Б | Г | В |
20 | |
21 | А | Б | А | Г | В |
22 | Г | А | В | В | Г |
23 | А | В | Б | Г | А |
24 | В | А | Б | Г | Б |
25 | В | Г | Б | В | А |
| | | | | |