МБОУ «СОШ № 3»
Родительское собрание
«Адаптация первоклассника к школе»
Педагог-психолог Помогаева Маргарита Сергеевна
Адаптация - приспособление организма к новым условиям.
От адаптации зависит успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду:
– согласование своих «хочу» и школьных «надо»;
– умение выполнять задания самостоятельно;
– умение следовать школьным правилам;
– умение налаживать и поддерживать дружеские связи с детьми;
– понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик – это социально значимая роль.
Высокий уровень адаптации: Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.
Средний уровень адаптации: Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.
Низкий уровень адаптации: Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.
Причины дезадаптации:
- стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно.
- система обучения первоклашек. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам.
- слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание.
Причины дезадаптации:
- усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.
- слишком высокая тревожность , мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.
Что делать:
1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.
2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.
3. Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.
Помощь детям должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
Памятка для родителей №1. Проблемы здоровья связанные с изменением статуса ребёнка:
- Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00.
- Наблюдение за правильной посадкой во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук.
- Организация полноценного питания. Витаминизированное питание.
- Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции).
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.
Памятка для родителей №2. Важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
- создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
- формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
- обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
- развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
13 вредных советов родителям первоклассника
1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы.
2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.
3. Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах .
6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!
8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.
9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам.
10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!
11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти.
12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
13. И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.
P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.
Каждый день интересоваться школьными событиями.
- Что сегодня было самое интересное?,
- Чему вы учились на уроке чтения?,
- Что веселого было на уроке физкультуры?,
- В какие игры вы играли?,
- Чем вас кормили сегодня в столовой?,
- С кем ты подружился в классе?
Несколько советов психолога « Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки »
- Будите ребёнка споко йно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. У мение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь , предупреждая и направляя: « Смотри, не балуйся! » , « Чтобы сегодня не было замечаний! » . Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу : « Что ты сегодня получил? » . Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя , не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
-Не заставляйте д ел ать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время пригото вления уроков не сидите « над душой » . Дайте ребёнку работать самому . Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с реб ёнком старайтесь избегать условий: « Если ты сделаешь, то.. » .
-Найдите в тече ние дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него .
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувств ие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже « большие дети » очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Только вместе.
«Весёлая и успешная школьная жизнь» -
миссия ВЫПОЛНИМА !