Диагностика дисграфии и дислексии.
Зеленкова О. Н.
Учитель-логопед школы№28
г. Воронеж
- «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения». (А. Р. Лурия.)
Для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста я использую экспресс-диагностику Т.А. Фотековой. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.
- Серия I .Исследование сенсомоторного уровня речи.
- 1.Состояние фонематического восприятия.
- 2.Артикуляционная моторика.
- 3.Звукопроизношение.
- 4.Слоговая структура слова.
- Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
- Серия III. Исследование грамматического строя речи.
- Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.
- Серия V . Исследование понимания логико-грамматических отношений.
- Серия VI. Исследование сформированности связной речи
Для более полного обследования я добавляю задания.
- Состояние фонематического восприятия и фонематических представлений:
- 1.Слуховая дифференциация звуков на материале слов- квазиомонимов.
- 2.Повторение изолированных слогов (таблицы Н.Б.Покровского).
Таблица 1
няк пуль бущь мят свум сось пиц чтал дюр хач
мюф зощ плись рыц дум нысь лут сич вость лыс
фсен ряй бер чать выс гум прюх шеть втоть ефь
ек стял тыпь геф бац трит шись леп здес торь
вох жох эфт трух фек лефь вик щех кась зех
Таблица 2
лир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кром
дуч свар порь нар зунь сул пяф золь сель хил
чтел лась хуф песть вый касть реть рис фыл урт
жась кеш пыц гуть меш бяс тущ дес сых яс
лень маф зюс чеф буф шеп длаф тер непь шоль
- 3.Повторение слогов с фонетически близкими звуками.
Серия 2
манама сязяся чатячя
бапаба ляряля щачаща
гакага зазяза шащаша
датада раряра цачаца
засаза сашаса ряляря
шажаша зажаза сясася
ларала цасаца лаляла
- 4.Определение правильности произносимых логопедом слов.
Магазин, нилиционер, мога ,сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки , шук, колубь, груша, агвариум, щасы, чайник, ландыщ, тверь, демпература, девочка, зорока, чигр,кровачь, щенок, чука. Плаш, козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, моточикл, жаяц, суба, солудь, цковорода, щапка, яшик, человек, водопловодчик.
- 5.Придумывание слов на заданный звук.
- Исследование языкового анализа и синтеза.
- 1.2. Синтез предложений из слов.
- 2.. Слоговой анализ и синтез.
- Задания:
- 2.1. Определить количество слогов в слове (мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее).
- 2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
- Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, стол, карандаш, портфель, велосипед.
- 2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
- Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, те-ле-фон, по-лу-чи-ла.
- Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
- 3.Фонематический анализ.
- 3.1.Вылеление звука из слова (есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова ночь, печка).
- 3.2. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ). -Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, февраль, завтрак?
-Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?):кошка, смешно ,ушки, пороша.
Произнеси слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука. ([ч][а][с];[п][ы][л’];[т’][м][а];[п][а][р][к];[б][о][л’];[г][в][о][з][д’][и];[а][л][ф][а][в][и][т]).
- 5.Фонематические представления.
- Задания. -Назвать слова, в которых есть звук [ш].
-Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
-Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
- Исследование зрительно-пространственных функций.
- 1.Состояние биологического зрения.
- 2.Состояние зрительно-пространственных функций.
- 2.1. Определение ведущей руки:
а) переплетение пальцев кисти (игра «Замок»);
б) поза «Наполеона»;
в) аплодирование.
- Определение ведущей ноги:
а) попрыгать на 1 ноге;
б) встать на одно колено;
в) сделать шаг вперед, назад.
- Определение ведущего глаза:
а) прицеливание;
б) «рассматривание в «подзорную трубу».
- Определение ведущего уха:
а) «шепот»;
б) «тиканье часов».
- 2.2. Ориентировка в окружающем пространстве ( назови, что находится справа от тебя. А что слева?)
- 2.3. Проба Хэда (возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо; показать правые левые части тела сидящего напротив человека)
- 2.4. Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.
- 2.5. Конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению).
- 3. Состояние речезрительных функций.
Буквенный гнозис:
а) название букв печатного шрифта, данных в беспорядке;
б) нахождение буквы, предъявленной среди ряда других букв;
в) показ буквы по заданному звуку;
г) узнаванию букв в условиях заштриховки;
д) узнавание букв, изображенных пунктирно;
е) узнавание букв в неправильном положении;
ё) узнавание букв, наложенных друг на друга;
ж) дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
з) наличие букв, сходных графически;
и) нахождение нужной буквы среди сходных по начертанию букв.
Исследование процесса чтения.
том мыло ягоды жаворонок макулатура
лес герой радуга фамилия первоклассница
боль весна сенокос движение экскаваторщик
юг ручьи дежурный смородина метрополитен
снег слезы коробка государство предложение
дождь вьюга картофель республика пограничники
грусть гнездо помощник отечество милиционер
текст письмо чтение электричка сковородка
чья рассказ ванная зверосовхоз велосипед
Про нос и язык.
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык был один.
-Скажи, бабушка, - просит Катя,- почему это у меня всего по два, а языку один?
-А потому, милая внучка,- отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. (Е Пермяк)
- Исследование процесса письма. ( 2 класс)
Диктант слогов:
- дожу, лери, глу, астка, шази, ижбо, щац, вздро, чит, хвы, айка.
Диктант слов:
- ключ, жили, улица, аист, заснуть, природа, чищу.
Записать после однократного прослушивания:
У елки пушистый зайчик.
Слуховой диктант.
Гроза.
Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
Конец обучения.
Диктант.
Кувшинки.
На далеком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелек был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне темной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелеными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые корабли плывут по гладкой воде озера.
Списывание (с печатного и рукописного текста).
Цветет черемуха.
Под лучами майского солнышка все быстро растет. Отцвели легкие белые подснежники. В лугах развернулся пестрый ковер из трав и листьев. Налились на черемухе бутоны, Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лег инеем на землю. Тишина в лесу.
Лягушка.
Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Дождик моросил по ее лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.
Изложение.
Пришла осень.
Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.
Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю.
Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С елки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.
В кустах под деревом готовится к зиме еж. Он натаскал в ямку сухую траву.
Птицы улетают в теплые края.
(По Г. Скребицкому)
План.
1.Пришла осень.
2.Муравьи готовятся к зиме.
3.Белка.
4.Как приготовился к зиме еж.
5.Куда улетают птицы.
Спасибо за внимание!