Просмотр содержимого документа
«Диагностика для младших школьников»
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
Цель: выявление отклонений в мышлении.
Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний.
1. карта: репа, яблоко, огурец, свёкла;
2. карта: шорты, кепка, ботинки, шуба;
3. карта: ручка, нож, книга, карандаш;
4. карта: шкаф, стул, стол, дверь;
5. карта: самолёт, автобус, пароход, тачка
Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?). Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?
Процедура. В указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.
Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.