СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика готовности к школе исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассника»
























ПСИХОЛОГО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ



Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС требует диагностического минимума, который должен помочь оценить сформированность личностных и метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

На основании изучения требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, подобран и используется психолого - диагностический инструментарий для детей 1 класса. Этот инструментарий помогает оценивать не только состояние когнитивной, мотивационно – волевой, эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения, но и отслеживается степень привыкания первоклассников к новым условиям, адаптации на начальном этапе обучения. Так же дает возможность определить наличие проблем и трудностей, возникающих у детей с началом обучения в школ

«Диагностика готовности ребенка к школе»

ТЕСТ «СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ»

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл.

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов


Вопросы беседы

Варианты ответов

Баллы


1. Хочешь ли ты идти в

школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу


2

1

0


2. Почему ты хочешь

идти в школу?


А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать,

стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма,

книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала.

2

1

0


3. Готовишься ли ты к

школе? Как ты

готовишься (тебя

готовят)?


А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

2

1

0


4. Нравится ли тебе в

школе? Что тебе

нравится или не

нравится больше всего?

(предварительно у

ребенка спрашивают,

был ли он в школе)


А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в

дошкольной жизни ребенка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением

моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность

учителя, внешний вид школы, оформление класса

В - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и

близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в

школе.

2

1

0


5. Если бы тебе не надо

было ходить в школу и в

детский сад, чем бы ты

занимался дома, как бы

проводил свой день?


А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование.

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными.

2

1

0



Интерпретация результатов:

- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Анализ результатов диагностики личностных УУДсоставлен на основе данных:

теста на отношение к школе и учению (Т.А.Нежнова), целью которого является изучение внутренней позиции школьника, осознания своих задач как школьника;




Ф. И.

1



2


3


4


5


Итого

1.

Б. Сергей

2

2

1

0

0

5












Диагностические данные свидетельствуют, что у ребенка (5) - недостаточно сформировалась «позиция» ученика, они не осознают своих задач как школьника, снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения, определено неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов, что может осложнять ход нормативного возрастного развития и адаптацию в школе.

Методика "Школа зверей"

Методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Детям дается задание представить, что они побывали в «Школе зверей». И дальше им необходимо нарисовать то, что видели и найти то животное, которым мог бы быть сам ребенок и рядом с ним поставить букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

 

Показатели адаптации ребенка к школе




УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

ЭМОЦИОНАЛЬ НОЕ БЛАГОПОЛУЧИ

Е

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

САМООЦЕНКА

АДАПТАЦИЯ


Б. Сергей

ДОСТ

НЕДОСТ Д

ДОСТ

НЕДОСТ

НЕАДЕКВ

А








УРОВЕНЬ

ДОСТАТОЧ НЫЙ

3-37,5%


4-50%



НЕДОСТАТ

ОЧНЫЙ


4-50%


3-37,5%

5-62,5%

А






2-25%

ВДА







ДА












Анализ стартовых данных свидетельствует, что у ребенка (3) развивается положительное эмоциональное восприятия системы отношений ребенка в школе, эмоциональное благополучие, установка на преодоление препятствий, преобладание позитивного настроения в классе, школе, активная школьная позиция, что положительно воздействует на формирование социальной позиции ребенка и его учебной деятельности в целом;

Выявлено, что у диагностируемого 37, 5 (3) слабые коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия, недостаточно развита способность

  • слушать собеседника,

  • владения социально адекватными способами общения,

  • техникой установления коммуникативного контакта,

  • обладать социальными навыками общежития и саморегуляции,

3-37,5 нормы взаимоотношений с окружающими людьми – сверстниками, взрослыми, что может оказать влияние на психологический комфорт в кругу сверстников, способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения, а в целом - на эмоционально-психическую организацию личности

Диагностические данные показали, что 50%(4)

У (4) - формируется доверительное отношение к учителю, осознание роли и позиции учителя и ученика в классе.

В целом определены уровни адаптации ребенка к новым условиям школы, учебной нагрузке

  • А - адаптированных детей 25%(2);



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!