Просмотр содержимого документа
«Диагностика качества обучения»
Диагностика качества обучения
Подготовила: Леоненко Александра
студентка группы Ш-32
Диагностика качества обучения – это
процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.
Функции диагностики качества обучения:
- Образовательная , заключается в том, что проверка, контроль, учёт остаются ограниченными элементами обучения и их задача – способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
- Стимулирующая , призвана развивать мотивацию учебно-познавательной деятельность ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
- Аналитико-корректирующая , связанна с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения;
- Воспитывающая и развивающая, обеспечивают формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;
- Контрольная , заключается в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.
Проверка в структуре диагностики качества обучения – это
процесс установление успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения.
Стратегия проверки направлена на получение всесторонней информации о результатах обучения:
- В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения;
- В психической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;
- В социально-личностной сфере выявляется степень овладения социальными нормами, уровень нравственного и правого самосознания, общественной активности, способности к адаптации и самореализации в изменяющейся социальной сфере.
Контроль в структуре диагностики качества обучения – это
операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Виды контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Периодический;
- Тематический;
- Итоговый;
- Отстроченный.
Формы осуществления контроля:
Методы контроля – это
способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Контроль осуществляется с помощью:
- Устных контроль, осуществляется в индивидуальный и фронтальный форме) Целью устного индивидуального опроса является выявление учителем ЗУН отдельных участников.
- Письменный контроль, редко бывают индивидуальными, обычно это фронтальные контрольные работы по различным дисциплинам таких как математика, русский язык.
- Практический контроль. Применяются на уроках рисования, технологии, физвоспитания, математики, физики, химии. Применяется, когда нужно выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков.
- Тестовый контроль. Применяется для контроля в процессе обучения, представляет собой систему заданий стандартной формы по результатам выполнения которых судят о ЗУН учащихся.
- Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного , или уплотнённого, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
Наиболее распространенные формы тестовых заданий:
- Открытая форма (не имеет готовых ответов);
- Закрытая форма (к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный);
- Задания «на соответствие» (установление соответствия между элементами множеств);
- Задания «на установление правильной последовательности»;
- Компьютерное тестирование.
Результаты контроля требуют:
- Учёта – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения ЗУН и развития обучаемых.
- Оценка – это суждения о ходе и результатах обучения, содержащая его качественны и количественный анализ.
К диагностике качества обучения предъявляют определённые педагогические требования:
- Индивидуальный характер диагностики;
- Систематичность, регулярность;
- Разнообразие диагностических процедур;
- Всесторонность диагностики
- Объективность диагностики;
- Дифференцированный подход;
- Единство требований учителя;
- Гуманистический подход;
- Открытость (гласность) и обоснование оценки;
- Действенность диагностики.
Спасибо за внимание