Мониторинг качества воспитания
Качество воспитания – это интегративный, динамичный показатель результативности воспитательного процесса, включающий два аспекта: личностный и технологический.
- Первый аспект предполагает достижение позитивных личностных изменений, в основе которых – педагогически управляемый процесс интериоризации (присвоения) и экстериоризации (создания) ценностей как способ формирования персональной системы ценностей (Б.П.Битинас) .
- Персональная система ценностей отражает степень присвоения личностью системы общечеловеческих и национальных ценностей. Результативность данного процесса напрямую зависит от оптимальной и продуктивной организации воспитательной системы на технологическом уровне.
- Признаками такой организации являются следующие принципы: научность; целенаправленность; целостность; обоснованность способов, приемов, средств воспитательного воздействия; ориентированность содержания обучения и воспитания на систему общечеловеческих и национальных ценностей; гуманизация, демократизация межличностных отношений школьного сообщества; диагностичность, контроль, коррекция результатов.
Мониторинг – это научно обоснованный процесс управления личностного развития и педагога, и воспитанника, направленный на осмысление мировоззренческих знаний, ценностных отношений в пространстве гуманистических приоритетов и социальных контекстов.
Технология мониторинга качества воспитательного процесса выступает в роли двух факторов: внутреннего (актуализация мотивов и потребностей) и внешнего (организация воспитательного процесса, способы формирования ценностных установок, включение личности в социально значимые виды деятельности).
На подготовительном этапе - необходимость целенаправленного, комплексного анализа состояния воспитательного процесса и его адаптацию к уже существующим и востребованным цивилизованным практикам, являющимся универсальными социокультурными подходами. В качестве последних выступают базовые компетенции растущей личности как приоритетная цель, актуализированное содержание, прогнозируемый результат воспитания
- 1. социально-политические компетенции , предусматривающие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности в контексте свободоспособности как «способности к автономному, нонконформистскому существованию» (О.С.Газман). Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде и формировать пространство единомышленников;
- 2. коммуникационные компетенции , связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способность понимать расовые, этнические, национальные различия и умение жить с людьми других культур, языков и религий;
- 3. профессиональные компетенции , включающие потребность в профессиональном совершенствовании как жизненной стратегии, дух творчества и соревновательности, способность к преобразованию реальности;
- 4. личностные компетенции , предусматривающие сформированность таких качеств как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность, оптимизм, устремленность в будущее; умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.
Структура воспитательного процесса предполагает включение следующих параметров:
1. миссия педагога в реализации гуманистических целей и задач; стиль, характер педагогического взаимодействия адекватных методов, форм, способов, средств воспитания;
2. инновационный педагогический потенциал как совокупность профессиональных компетенций и мотивационные потребности в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании;
3. организация жизнедеятельности школьного сообщества (ценности, традиции, степень комфортности, защищенности);
4. обогащение опыта познавательной, коллективно-творческой, исследовательской деятельности, эмоционально ценностных отношений как базовой основы социальных компетенций личности.
Моделирование воспитательных систем, ориентированных на общечеловеческие и национальные ценности, с учетом актуальных социокультурных тенденций и новаций в образовательной среде предполагает разработку адекватных программ управления качеством воспитания , основными компонентами которых выступают следующие
- Концептуальное обоснование
- Целеполагание
- Прогнозируемые конечные результаты
- Разделы программы
- Актуализация мировоззренческого аспекта содержания учебно-воспитательного процесса Методическое обеспечение программы Управление развитием гуманистических и демократических отношений школьного сообщества Управление процессом ценностного освоения среды
- Актуализация мировоззренческого аспекта содержания учебно-воспитательного процесса
- Методическое обеспечение программы
- Управление развитием гуманистических и демократических отношений школьного сообщества
- Управление процессом ценностного освоения среды
Инвариантная модель программы управления качеством воспитания и ее содержательное наполнение разрабатывается каждым образовательно-воспитательным учреждением индивидуально( Программа управления качеством воспитания).
Разработка подобных программ является подготовительным и необходимым этапом адаптации воспитательного процесса к организации мониторинга.
- Мониторинг качества воспитания – это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития.
- Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Это способ интеллектуальной поддержки инновационных процессов в педагогической практике и коллективного мыслительного поиска для принятия мотивированных управленческих решений.
- Мониторинг позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.
- Мониторинг является системой социально-педагогических мероприятий, позволяющих наблюдать за состоянием субъектов воспитательного процесса, констатировать и оценивать их важнейшие качественные характеристики, мобильно выявлять результаты воспитательного воздействия и вносить коррективы в личностное развитие с учетом реальных социокультурных процессов и фактов.
- Мониторинг позволяет осуществить научно-обоснованную стратегию развития как личности, так и воспитательной системы в целом.
Базовой основой мониторинга является информация как универсальная доминанта современного социокультурного процесса.
Информационный массив мониторинга включает :
- базу исходных данных как констатацию фактического уровня;
- комплекс методов обработки информации как общетеоретических, так и специальных;
- нормативно-правовой компонент;
- технологические средства обработки информации;
- организационная структура – организаторы сбора и обработки информации.
Важно определить масштаб, характер, объем собираемой информации, которая должна охватывать ключевые (характерные для данной воспитательной системы) вопросы. Информация, как источник, должна носить как массовый, групповой, так и индивидуальный характер.
Основная цель информации – давать разносторонние сведения об изменениях изучаемого явления, процесса на основе специально составленных анкет, тестов, диагностик и др. и их последующего анализа.
Собираемая информация должна быть двух видов:
- статистическая (показатели, цифры, данные отчетного характера по различным направлениям развития образовательного учреждения за последние годы – в динамике развития);
- социологическая (информация о характере отношений субъектов школьного сообщества, затрагивающая все стороны его жизнедеятельности: учеба, мотивы; потребности субъектов, условия реализации, степень их удовлетворения; участие в управлении жизнью класса, школы; информация о связях в социуме; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьей и т.д.).
Для всех участников мониторинга разрабатываются единые подходы к проведению процесса наблюдения и отслеживания:
- единая программа сбора информации;
- общие методы обработки и анализа информации;
- сходная коррекционная программа управления воспитательным процессом.
По итогам обработки информации на результирующем этапе проектируется итоговая реальная картина жизнедеятельности школьного сообщества как основа прогнозирования.
Общенаучные методы, используемые в процессе мониторинга
- наблюдение;
- описание;
- диагностика;
- абстрагирование;
- моделирование;
- проектирование.
Специальные методы мониторинга качества воспитательного процесса:
- включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса и определение смысла в происходящих явлениях;
- метод тестовых ситуаций – педагог создает специальные условия, в которых проявляется наиболее отчетливо каждый из компонентов учебно-воспитательного процесса;
- зкспликация как развертывание содержания воспитательного процесса, позволяющее вносить коррективы в личностное развитие;
- опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов воспитательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные или специально подобранные вопросы;
- анализ результатов воспитательного процесса по разработанным показателям и критериям качества воспитания, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития;
- тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств, мировоззренческой культуры и т.д.
Мониторинг качества воспитания имеет свою специфическую особенность, поскольку рассматривает особые морально-этические, социальные отношения, поэтому получаемые в ходе наблюдения и отслеживания показатели носят не статический, а динамический и противоречивый характер. В этом своеобразие мониторинга воспитательного процесса, и этот фактор необходимо учитывать в процессе его организации .
Сущностью технологии мониторинга воспитательного процесса является последовательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов:
- формирование основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа);
- определение объектов исследования и наблюдения, их периодичность;
- разработка содержания мониторинга (направления деятельности в контексте проблемного поля);
- реализация программы контроля, наблюдения в соответствии со сроками его проведения;
- анализ результатов, согласование информации организаторами мониторинга;
- коррекция воспитательного процесса на основе полученных результатов мониторинга;
- оценивание степени удовлетворенности качеством образовательных, воспитательных, социальных услуг;
- выявление нерешенных проблем на результирующем этапе;
- прогнозирование развития воспитательной системы (цели, способы);
- переход на новый уровень развития.
Большое значение имеет понимание сущности мониторинга на структурном уровне. Мониторинг – это двусторонний процесс, развиваемый диагностируемым субъектом образовательного учреждения и оценивающим субъектом управляющей системы. Организация мониторинга предполагает понимание субъектами ключевых задач, приоритетов, реальных проблем воспитательной практики и эталонный (качественный) уровень их разрешения .
Мониторинг на структурном уровне реализуется по принципу «вертикали», где управляющие системы – министерство образования, областные и региональные управления, образовательные учреждения. На уровне образовательного учреждения субъектами мониторинга являются работники социально-психологической службы, классные руководители, воспитатели, учителя-предметники.
Реализация личностного компонента предполагает изучение, анализ и коррекцию развития личностных качеств воспитанников; технологического – проектирование, разработку, организацию и управление развитием воспитательного процесса на системном уровне, адекватное научно-методическое обеспечение; социального – предполагает ценностное освоение социума на основе средовой диагностики и проектирования, сотрудничества образовательного учреждения с субъектами воспитательного процесса в условиях педагогизированной среды; и за счет этого – обогащение социально-практического опыта воспитанников.
Экспертиза
Экспертные оценки могут представлять собой как количественные , так и качественные характеристики процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению; они основываются на суждениях специалистов (А.М.Прохоров).
Стратегической задачей системы оценивания является выявление уровня реализации инновационного педагогического ресурса.
Принципами экспертизы являются :
- объективность оценивания;
- адекватность (реальным результатам);
- мотивированность заключения и соответствие самооценке педагога;
- критичность (выявление недостатков, ориентация на образец);
- стимулирование (оптимизация позитивных, перспективных целей);
- доступность (содержания выводов на теоретическом уровне).
Логическим компонентом мониторинга является этап прогнозирования, который включает следующие позиции (И.Бестужев-Лада):
- разработка «прогнозного фонда» как совокупности показателей объективных и субъективных факторов развития воспитательной системы;
- определение базы перспективных стратегий на основе совокупности выявленных проблем;
- экстраполяция (выход,) посыл «прогнозного фонда» в будущее через два подхода:
- средства управления развитием воспитательной системы; средства целеполагания (альтернативы и пути развития).
- средства управления развитием воспитательной системы;
- средства целеполагания (альтернативы и пути развития).
Адаптированными показателями качества воспитания могут быть следующие
- показатель социального рейтинга образовательного учреждения;
- показатель инновационных процессов в учебно-воспитательном компоненте;
- показатель включенности личности подростка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума);
- показатель включенности личности подростка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления, соуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых);
- показатель включенности родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально ценностные игры – праздники, микрокружки, совместные виды деятельности;
- показатель включенности шефствующих предприятий, государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процессе воспитания);
- показатель социально негативных явлений в подростковой среде;
- показатель ценностного освоения школой среды;
- показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей.
Приоритетными задачами по организации мониторинга воспитательного процесса являются:
- освоение теоретико-методических знаний о мониторинге как системном способе управления развитием непрерывно обновляемой воспитательной деятельности образовательного учреждения; научно обоснованная разработка концепции и программы мониторинга; практическое освоение технологии мониторинга и реализация и адаптация в педагогической практике; учет психолого-педагогических факторов развития системы, формальной и неформальной иерархии субъект-субъектных отношений, явных и латентных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса, специфических критериев и показателей оценки качества воспитательного процесса образовательного учреждения.
- освоение теоретико-методических знаний о мониторинге как системном способе управления развитием непрерывно обновляемой воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- научно обоснованная разработка концепции и программы мониторинга;
- практическое освоение технологии мониторинга и реализация и адаптация в педагогической практике;
- учет психолого-педагогических факторов развития системы, формальной и неформальной иерархии субъект-субъектных отношений, явных и латентных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса, специфических критериев и показателей оценки качества воспитательного процесса образовательного учреждения.