СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и роль мониторинга качества обучения учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг  качества обучения - один из способо сбора информации по изучения профессионального уровня препадования учителя предметника. Роль администратора учебного заведения проводить различные виды диагностики, с целью изучения уровня профессионализма пед. состава организации.

Просмотр содержимого документа
«Значение и роль мониторинга качества обучения учащихся»

Мониторинг качества воспитания

Мониторинг качества воспитания

Качество воспитания – это интегративный, динамичный показатель результативности воспитательного процесса, включающий два аспекта: личностный и технологический.

  • Первый аспект предполагает достижение позитивных личностных изменений, в основе которых – педагогически управляемый процесс интериоризации (присвоения) и экстериоризации (создания) ценностей как способ формирования персональной системы ценностей (Б.П.Битинас) .
  • Персональная система ценностей отражает степень присвоения личностью системы общечеловеческих и национальных ценностей. Результативность данного процесса напрямую зависит от оптимальной и продуктивной организации воспитательной системы на технологическом уровне.
  • Признаками такой организации являются следующие принципы: научность; целенаправленность; целостность; обоснованность способов, приемов, средств воспитательного воздействия; ориентированность содержания обучения и воспитания на систему общечеловеческих и национальных ценностей; гуманизация, демократизация межличностных отношений школьного сообщества; диагностичность, контроль, коррекция результатов.
Мониторинг – это научно обоснованный процесс управления личностного развития и педагога, и воспитанника, направленный на осмысление мировоззренческих знаний, ценностных отношений в пространстве гуманистических приоритетов и социальных контекстов. Технология мониторинга качества  воспитательного процесса выступает в роли двух факторов: внутреннего (актуализация мотивов и потребностей) и внешнего (организация воспитательного процесса, способы формирования ценностных установок, включение личности в социально значимые виды деятельности).

Мониторинг – это научно обоснованный процесс управления личностного развития и педагога, и воспитанника, направленный на осмысление мировоззренческих знаний, ценностных отношений в пространстве гуманистических приоритетов и социальных контекстов.

Технология мониторинга качества воспитательного процесса выступает в роли двух факторов: внутреннего (актуализация мотивов и потребностей) и внешнего (организация воспитательного процесса, способы формирования ценностных установок, включение личности в социально значимые виды деятельности).

На подготовительном этапе - необходимость целенаправленного, комплексного анализа состояния воспитательного процесса и его адаптацию к уже существующим и востребованным цивилизованным практикам, являющимся универсальными социокультурными подходами. В качестве последних выступают базовые компетенции растущей личности как приоритетная цель, актуализированное содержание, прогнозируемый результат воспитания

  • 1. социально-политические компетенции , предусматривающие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности в контексте свободоспособности как «способности к автономному, нонконформистскому существованию» (О.С.Газман). Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде и формировать пространство единомышленников;
  • 2. коммуникационные компетенции , связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способность понимать расовые, этнические, национальные различия и умение жить с людьми других культур, языков и религий;
  • 3. профессиональные компетенции , включающие потребность в профессиональном совершенствовании как жизненной стратегии, дух творчества и соревновательности, способность к преобразованию реальности;
  • 4. личностные компетенции , предусматривающие сформированность таких качеств как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность, оптимизм, устремленность в будущее; умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.
Структура воспитательного процесса предполагает включение следующих параметров: 1.  миссия педагога в реализации гуманистических целей и задач; стиль, характер педагогического взаимодействия адекватных методов, форм, способов, средств воспитания; 2.  инновационный педагогический потенциал как совокупность профессиональных компетенций и мотивационные потребности в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании; 3.  организация жизнедеятельности школьного сообщества (ценности, традиции, степень комфортности, защищенности); 4. обогащение опыта познавательной, коллективно-творческой, исследовательской деятельности, эмоционально ценностных отношений как базовой основы социальных компетенций личности.

Структура воспитательного процесса предполагает включение следующих параметров:

1. миссия педагога в реализации гуманистических целей и задач; стиль, характер педагогического взаимодействия адекватных методов, форм, способов, средств воспитания;

2. инновационный педагогический потенциал как совокупность профессиональных компетенций и мотивационные потребности в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании;

3. организация жизнедеятельности школьного сообщества (ценности, традиции, степень комфортности, защищенности);

4. обогащение опыта познавательной, коллективно-творческой, исследовательской деятельности, эмоционально ценностных отношений как базовой основы социальных компетенций личности.

Моделирование воспитательных систем, ориентированных на общечеловеческие и национальные ценности, с учетом актуальных социокультурных тенденций и новаций в образовательной среде предполагает разработку адекватных программ управления качеством воспитания , основными компонентами которых выступают следующие

  • Концептуальное обоснование
  • Целеполагание
  • Прогнозируемые конечные результаты
  • Разделы программы
  • Актуализация мировоззренческого аспекта содержания учебно-воспитательного процесса Методическое обеспечение программы Управление развитием гуманистических и демократических отношений школьного сообщества Управление процессом ценностного освоения среды
  • Актуализация мировоззренческого аспекта содержания учебно-воспитательного процесса
  • Методическое обеспечение программы
  • Управление развитием гуманистических и демократических отношений школьного сообщества
  • Управление процессом ценностного освоения среды

Инвариантная модель программы управления качеством воспитания и ее содержательное наполнение разрабатывается каждым образовательно-воспитательным учреждением индивидуально( Программа управления качеством воспитания).

Разработка подобных программ является подготовительным и необходимым этапом адаптации воспитательного процесса к организации мониторинга.

  • Мониторинг качества воспитания это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития.
  • Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Это способ интеллектуальной поддержки инновационных процессов в педагогической практике и коллективного мыслительного поиска для принятия мотивированных управленческих решений.
  • Мониторинг позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.
  • Мониторинг является системой социально-педагогических мероприятий, позволяющих наблюдать за состоянием субъектов воспитательного процесса, констатировать и оценивать их важнейшие качественные характеристики, мобильно выявлять результаты воспитательного воздействия и вносить коррективы в личностное развитие с учетом реальных социокультурных процессов и фактов.
  • Мониторинг позволяет осуществить научно-обоснованную стратегию развития как личности, так и воспитательной системы в целом.
Базовой основой мониторинга является информация как универсальная доминанта современного социокультурного процесса.  Информационный массив мониторинга включает : базу исходных данных как констатацию фактического уровня; комплекс методов обработки информации как общетеоретических, так и специальных; нормативно-правовой компонент; технологические средства обработки информации; организационная структура – организаторы сбора и обработки информации. Важно определить масштаб, характер, объем собираемой информации, которая должна охватывать ключевые (характерные для данной воспитательной системы) вопросы. Информация, как источник, должна носить как массовый, групповой, так и индивидуальный характер.  Основная цель  информации  – давать разносторонние сведения об изменениях изучаемого явления, процесса на основе специально составленных анкет, тестов, диагностик и др. и их последующего анализа.

Базовой основой мониторинга является информация как универсальная доминанта современного социокультурного процесса.

Информационный массив мониторинга включает :

  • базу исходных данных как констатацию фактического уровня;
  • комплекс методов обработки информации как общетеоретических, так и специальных;
  • нормативно-правовой компонент;
  • технологические средства обработки информации;
  • организационная структура – организаторы сбора и обработки информации.

Важно определить масштаб, характер, объем собираемой информации, которая должна охватывать ключевые (характерные для данной воспитательной системы) вопросы. Информация, как источник, должна носить как массовый, групповой, так и индивидуальный характер.

Основная цель информации – давать разносторонние сведения об изменениях изучаемого явления, процесса на основе специально составленных анкет, тестов, диагностик и др. и их последующего анализа.

Собираемая информация должна быть двух видов: статистическая (показатели, цифры, данные отчетного характера по различным направлениям развития образовательного учреждения за последние годы – в динамике развития); социологическая (информация о характере отношений субъектов школьного сообщества, затрагивающая все стороны его жизнедеятельности: учеба, мотивы; потребности субъектов, условия реализации, степень их удовлетворения; участие в управлении жизнью класса, школы; информация о связях в социуме; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьей и т.д.).

Собираемая информация должна быть двух видов:

  • статистическая (показатели, цифры, данные отчетного характера по различным направлениям развития образовательного учреждения за последние годы – в динамике развития);
  • социологическая (информация о характере отношений субъектов школьного сообщества, затрагивающая все стороны его жизнедеятельности: учеба, мотивы; потребности субъектов, условия реализации, степень их удовлетворения; участие в управлении жизнью класса, школы; информация о связях в социуме; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьей и т.д.).
Для всех участников мониторинга разрабатываются единые подходы к проведению процесса наблюдения и отслеживания: единая программа сбора информации; общие методы обработки и анализа информации; сходная коррекционная программа управления воспитательным процессом. По итогам обработки информации на результирующем этапе проектируется итоговая реальная картина жизнедеятельности школьного сообщества как основа прогнозирования.

Для всех участников мониторинга разрабатываются единые подходы к проведению процесса наблюдения и отслеживания:

  • единая программа сбора информации;
  • общие методы обработки и анализа информации;
  • сходная коррекционная программа управления воспитательным процессом.

По итогам обработки информации на результирующем этапе проектируется итоговая реальная картина жизнедеятельности школьного сообщества как основа прогнозирования.

Общенаучные методы, используемые в процессе мониторинга наблюдение; описание; диагностика; абстрагирование; моделирование; проектирование.

Общенаучные методы, используемые в процессе мониторинга

  • наблюдение;
  • описание;
  • диагностика;
  • абстрагирование;
  • моделирование;
  • проектирование.

Специальные методы мониторинга качества воспитательного процесса:

  • включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса и определение смысла в происходящих явлениях;
  • метод тестовых ситуаций – педагог создает специальные условия, в которых проявляется наиболее отчетливо каждый из компонентов учебно-воспитательного процесса;
  • зкспликация как развертывание содержания воспитательного процесса, позволяющее вносить коррективы в личностное развитие;
  • опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов воспитательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные или специально подобранные вопросы;
  • анализ результатов воспитательного процесса по разработанным показателям и критериям качества воспитания, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития;
  • тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств, мировоззренческой культуры и т.д.
Мониторинг качества воспитания имеет свою специфическую особенность, поскольку рассматривает особые морально-этические, социальные отношения, поэтому получаемые в ходе наблюдения и отслеживания показатели носят не статический, а динамический и противоречивый характер. В этом своеобразие мониторинга воспитательного процесса, и этот фактор необходимо учитывать в процессе его организации .

Мониторинг качества воспитания имеет свою специфическую особенность, поскольку рассматривает особые морально-этические, социальные отношения, поэтому получаемые в ходе наблюдения и отслеживания показатели носят не статический, а динамический и противоречивый характер. В этом своеобразие мониторинга воспитательного процесса, и этот фактор необходимо учитывать в процессе его организации .

Сущностью технологии мониторинга воспитательного процесса является последовательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов:   формирование основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа); определение объектов исследования и наблюдения, их периодичность; разработка содержания мониторинга (направления деятельности в контексте проблемного поля); реализация программы контроля, наблюдения в соответствии со сроками его проведения; анализ результатов, согласование информации организаторами мониторинга; коррекция воспитательного процесса на основе полученных результатов мониторинга; оценивание степени удовлетворенности качеством образовательных, воспитательных, социальных услуг; выявление нерешенных проблем на результирующем этапе; прогнозирование развития воспитательной системы (цели, способы); переход на новый уровень развития.

Сущностью технологии мониторинга воспитательного процесса является последовательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов:

  • формирование основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа);
  • определение объектов исследования и наблюдения, их периодичность;
  • разработка содержания мониторинга (направления деятельности в контексте проблемного поля);
  • реализация программы контроля, наблюдения в соответствии со сроками его проведения;
  • анализ результатов, согласование информации организаторами мониторинга;
  • коррекция воспитательного процесса на основе полученных результатов мониторинга;
  • оценивание степени удовлетворенности качеством образовательных, воспитательных, социальных услуг;
  • выявление нерешенных проблем на результирующем этапе;
  • прогнозирование развития воспитательной системы (цели, способы);
  • переход на новый уровень развития.
Большое значение имеет понимание сущности мониторинга на структурном уровне. Мониторинг – это двусторонний процесс, развиваемый диагностируемым субъектом образовательного учреждения и оценивающим субъектом управляющей системы. Организация мониторинга предполагает понимание субъектами ключевых задач, приоритетов, реальных проблем воспитательной практики и эталонный (качественный) уровень их разрешения .

Большое значение имеет понимание сущности мониторинга на структурном уровне. Мониторинг – это двусторонний процесс, развиваемый диагностируемым субъектом образовательного учреждения и оценивающим субъектом управляющей системы. Организация мониторинга предполагает понимание субъектами ключевых задач, приоритетов, реальных проблем воспитательной практики и эталонный (качественный) уровень их разрешения .

Мониторинг на структурном уровне реализуется по принципу «вертикали», где управляющие системы – министерство образования, областные и региональные управления, образовательные учреждения. На уровне образовательного учреждения субъектами мониторинга являются работники социально-психологической службы, классные руководители, воспитатели, учителя-предметники.

Мониторинг на структурном уровне реализуется по принципу «вертикали», где управляющие системы – министерство образования, областные и региональные управления, образовательные учреждения. На уровне образовательного учреждения субъектами мониторинга являются работники социально-психологической службы, классные руководители, воспитатели, учителя-предметники.

Реализация личностного  компонента предполагает изучение, анализ и коррекцию развития личностных качеств воспитанников; технологического  – проектирование, разработку, организацию и управление развитием воспитательного процесса на системном уровне, адекватное научно-методическое обеспечение; социального  – предполагает ценностное освоение социума на основе средовой диагностики и проектирования, сотрудничества образовательного учреждения с субъектами воспитательного процесса в условиях педагогизированной среды; и за счет этого – обогащение социально-практического опыта воспитанников.

Реализация личностного компонента предполагает изучение, анализ и коррекцию развития личностных качеств воспитанников; технологического – проектирование, разработку, организацию и управление развитием воспитательного процесса на системном уровне, адекватное научно-методическое обеспечение; социального – предполагает ценностное освоение социума на основе средовой диагностики и проектирования, сотрудничества образовательного учреждения с субъектами воспитательного процесса в условиях педагогизированной среды; и за счет этого – обогащение социально-практического опыта воспитанников.

Экспертиза Экспертные оценки могут представлять собой как количественные , так и качественные характеристики процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению; они основываются на суждениях специалистов (А.М.Прохоров).  Стратегической задачей системы оценивания является выявление уровня реализации инновационного педагогического ресурса. Принципами экспертизы являются : объективность оценивания; адекватность (реальным результатам); мотивированность заключения и соответствие самооценке педагога; критичность (выявление недостатков, ориентация на образец); стимулирование (оптимизация позитивных, перспективных целей); доступность (содержания выводов на теоретическом уровне).

Экспертиза

Экспертные оценки могут представлять собой как количественные , так и качественные характеристики процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению; они основываются на суждениях специалистов (А.М.Прохоров).

Стратегической задачей системы оценивания является выявление уровня реализации инновационного педагогического ресурса.

Принципами экспертизы являются :

  • объективность оценивания;
  • адекватность (реальным результатам);
  • мотивированность заключения и соответствие самооценке педагога;
  • критичность (выявление недостатков, ориентация на образец);
  • стимулирование (оптимизация позитивных, перспективных целей);
  • доступность (содержания выводов на теоретическом уровне).
Логическим компонентом мониторинга является этап прогнозирования, который включает следующие позиции (И.Бестужев-Лада):   разработка «прогнозного фонда» как совокупности показателей объективных и субъективных факторов развития воспитательной системы; определение базы перспективных стратегий на основе совокупности выявленных проблем; экстраполяция (выход,) посыл «прогнозного фонда» в будущее через два подхода: средства управления развитием воспитательной системы; средства целеполагания (альтернативы и пути развития). средства управления развитием воспитательной системы; средства целеполагания (альтернативы и пути развития).

Логическим компонентом мониторинга является этап прогнозирования, который включает следующие позиции (И.Бестужев-Лада):

  • разработка «прогнозного фонда» как совокупности показателей объективных и субъективных факторов развития воспитательной системы;
  • определение базы перспективных стратегий на основе совокупности выявленных проблем;
  • экстраполяция (выход,) посыл «прогнозного фонда» в будущее через два подхода:
  • средства управления развитием воспитательной системы; средства целеполагания (альтернативы и пути развития).
  • средства управления развитием воспитательной системы;
  • средства целеполагания (альтернативы и пути развития).

Адаптированными показателями качества воспитания могут быть следующие

  • показатель социального рейтинга образовательного учреждения;
  • показатель инновационных процессов в учебно-воспитательном компоненте;
  • показатель включенности личности подростка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума);
  • показатель включенности личности подростка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления, соуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых);
  • показатель включенности родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально ценностные игры – праздники, микрокружки, совместные виды деятельности;
  • показатель включенности шефствующих предприятий, государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процессе воспитания);
  • показатель социально негативных явлений в подростковой среде;
  • показатель ценностного освоения школой среды;
  • показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей.

Приоритетными задачами по организации мониторинга воспитательного процесса являются:

  • освоение теоретико-методических знаний о мониторинге как системном способе управления развитием непрерывно обновляемой воспитательной деятельности образовательного учреждения; научно обоснованная разработка концепции и программы мониторинга; практическое освоение технологии мониторинга и реализация и адаптация в педагогической практике; учет психолого-педагогических факторов развития системы, формальной и неформальной иерархии субъект-субъектных отношений, явных и латентных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса, специфических критериев и показателей оценки качества воспитательного процесса образовательного учреждения.
  • освоение теоретико-методических знаний о мониторинге как системном способе управления развитием непрерывно обновляемой воспитательной деятельности образовательного учреждения;
  • научно обоснованная разработка концепции и программы мониторинга;
  • практическое освоение технологии мониторинга и реализация и адаптация в педагогической практике;
  • учет психолого-педагогических факторов развития системы, формальной и неформальной иерархии субъект-субъектных отношений, явных и латентных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса, специфических критериев и показателей оценки качества воспитательного процесса образовательного учреждения.