Просмотр содержимого документа
«Диагностика коммуникативных способностей будущего первоклассника»
Коммуникативные способности
Методика 4
Методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Материал
Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду (рис. 37); малыш, на которого замахивается мальчик-подросток (рис. 38); девочка, плачущая у сломанной постройки (рис. 39); мальчики, ссорящиеся из-за игрушки (рис. 40)). Карандаши.
Инструкция к проведению
Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза)». Далее детям задается вопрос в соответствии с изображенной ситуацией.
Задание 1. (Рис. 37.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
Задание 2. (Рис. 38.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.
Задание 3. (Рис. 39.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
Задание 4. (Рис. 40.) Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка
3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т. д.).
1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.