Методики выявления одаренности детей.
Методики самодиагностики.
Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника
Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять
вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов.
Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа:
«очень часто» - 4 балла
«часто» - 3 балла
«иногда» - 2 балла
«редко» - 1 балл
«никогда» - 0 баллов
1.Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
2.Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
3.Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
4.Многие мне завидуют.
5.Меня считают безынициативным.
6.Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
7.Я боюсь выглядеть смешным.
8.Я считаю себя малосимпатичным.
9.Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
10.К своим ошибкам отношусь равнодушно.
11.Я не считаюсь с мнением собеседника.
12.Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
13.Меня считают эгоистом.
14.Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
15.Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
16.Я чрезмерно скромен.
17.Я чувствую никчемность своего существования.
18.Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
19.окружающие ждут от меня многого.
20.Мои одноклассники не интересуются моими достоинствами.
21.Бремя моих способностей меня удручает.
22.Я склонен к риску и авантюрам.
23.Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями
24.Я смущаюсь от похвал.
25.Мое высокомерие меня выручает.
26.Я раз, что меня не понимают.
27.Я чувствую себя в безопасности.
28.Спорить я ни с кем не хочу.
29.Я чувствую себя
скованным.
30.Я нахожусь в ожидании неприятностей.
31.Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
32.Мои любимые увлечения.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.
Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне
самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.
Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.
Тест П.Торренса на творческое мышление
(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.