СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика отношения обучающихся 5,6,7 классов к предмету математики

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

диагностика отношения обучающихся 5,5,7 классов к предмету математики

Просмотр содержимого документа
«Диагностика отношения обучающихся 5,6,7 классов к предмету математики»

Аналитическая справка по результатам анкетирования обучающихся

5 ,6, 7 классов «Отношению учащихся к предмету математики»


В январе 2018 года проведено анкетирование обучающихся 5,6,7 классов (51 человек).

Целью анкетирования являлось выявление отношения обучающихся к предмету математики, выявления причин удовлетворенности или неудовлетворенности предметом.

В пятом классе в анкетировании приняли участие18 человек, в шестом – двадцать человек и в седьмом классе – тринадцать обучающихся.

Анкета состояла из двух разделов. В первом разделе выявлялось отношение к предмету математики, во втором разделе определялись доводы, по которым предмет математики нравился либо не нравился обучающимся.


Результаты первого раздела анкетирования

«Отношение к предмету математики»


Отношение

5 класс


6 класс

7 класс

Всего

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Изучаю с интересом

15

84

14

70

6

46

35

69

Равнодушен

2

11

5

25

5

39

12

23

Не люблю

1

5

1

5

2

15

4

8


Из полученных данных видно что, изучают с интересом 69 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (35 человек из 51), равнодушное отношение к предмету математики у 23 % обучающихся (12 человек из 51) и 8% обучающихся (4 человека из 51) не любят предмет математики.


Отношение к предмету математики в 5 классе












Отношение к предмету математики в 6 классе


Отношение к предмету математики в 7 классе


Отношение к предмету математики среди обучающихся 5,6,7 классов

(общая диаграмма)



Сравнительная диаграмма «Отношение к предмету математики» по классам


В выше приведенных диаграммах можно видеть, что динамика в отношении к предмету математики имеет отрицательный вектор, количество обучающихся, имеющих положительное отношение в пятом классе снижается к шестому и седьмому классу. В седьмом классе увеличивается количество обучающихся, которые не любят изучать математику (в 5 классе – 5 % обучающихся, в 7 классе -15% обучающихся).

Возможно, это связано с увеличением умственной нагрузки, с уменьшением занимательных моментов на уроке, с возрастающей сложностью изучаемого материала.


Результаты второго раздела анкетирования

«Отношение к предмету математики»

Доводы, характеризующие отношение к предмету математики


Таблица №1


Люблю предмет потому что

5 класс

6 класс

7 класс

Всего выборов

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

данный предмет интересен

13

72

15

75

6

46

34

66

нравится, как преподаёт учитель

10

55

14

70

9

69

33

64

его нужно знать всем

6

33

16

80

5

38

27

53

он нужен для будущей работы

10

55

16

80

6

46

32

62

он легко усваивается

2

11

2

10

1

8

5

10

он заставляет думать

3

16

11

55

7

35

21

41

он требует наблюдательности, сообразительности

2

11

9

45

4

31

15

29

он требует терпения

1

5

8

40

6

46

15

29

он занимательный

6

33

10

50

3

15

19

37

товарищи интересуются им

2

11

4

20

1

8

7

14

интересны отдельные факты

1

5

5

25

1

8

7

14

родители считают его важным

2

11

13

65

8

62

23

45

у меня хорошие отношения с учителем

-

-

13

65

6

46

19

37

учитель часто хвалит

2

11

6

30

1

8

9

18

учитель интересно объясняет

5

28

13

65

7

35

25

49

получаю удовольствие при его изучении

2

11

5

25

1

8

8

16

знания по предмету необходимы для поступления в институт

2

11

13

65

7

35

22

43

он способствует развитию общей культуры

2

11

4

20

2


8

16

он влияет на изменение знаний об окружающем мире

-

-

5

25

1

8

6

12

просто интересно

7

39

12

60

6

46

25

49


Таблица №2


Не люблю предмет потому что

5 класс

6 класс

7 класс

Всего выборов

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

1

данный предмет неинтересен

1

5

1

5

2

15

4

8

2

не нравится, как преподаёт учитель

-

-

1

5

-

-

1

2

3

его не нужно знать всем

-

-

-

-

3

23

3

6

4

он не нужен для будущей работы

-

-

-

-

1

8

1

2

5

он трудно усваивается

4

22

9

45

4

20

17

33

6

он не заставляет думать

-

-

-

-

-

-

-

-

7

он не требует наблюдательности, сообразительности

-

-

-

-

-

-

-

-

8

он не требует терпения

-

-

1

5

-

-

1

2

9

он не занимательный

1

5

-

-

1

8

2

4

10

товарищи не интересуются им

-

-

6

30

3

23

9

18

11

интересны только отдельные факты

1

5

3

15

3

23

7

14

12

родители не считают его важным

-

-

1

5

-

-

1

2

13

у меня плохие отношения с учителем

-

-

3

15

-

-

3

6

14

учитель редко хвалит

-

-

8

40

2

15

10

20

15

учитель неинтересно объясняет

-

-

2

10

-

-

2

4

16

Не получаю удовольствие при его изучении

-

-

3

15

3

23

6

12

17

3нания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

-

-

-

-

2

15

2

4

18

он не способствует развитию общей культуры

-

-

3

15

1

8

4

8

19

он не влияет на изменение знаний об окружающем мире

-

-

2

10

1

8

3

6

20

просто неинтересно

1

5

3

15

2

15

6

12


Из выше приведенной таблицы №1 можно видеть, что положительное отношение обучающихся к предмету определяется большинством положительных выборов по таким доводам как:

- данный предмет интересен (66% всех анкетируемых);

- нравится, как преподаёт учитель (64%);

- предмет нужен для будущей работы (62%);

Из таблицы №2 видно, что отрицательное отношение к предмету математики определяется следующими доводами:

- предмет трудно усваивается (33% анкетируемых обучающихся);

- учитель редко хвалит (20%);

- товарищи не интересуются этим предметом (18%);

Выводы:

  1. Из полученных данных видно что, изучают с интересом 69 % всех анкетируемых обучающихся 5,6,7 классов (35 человек из 51), равнодушное отношение к предмету математики у 23 % обучающихся (12 человек из 51) и 8% обучающихся (4 человека из 51) не любят предмет математики.

  2. Динамика в отношении к предмету математики имеет отрицательный вектор, количество обучающихся, имеющих положительное отношение в пятом классе снижается к шестому и седьмому классу. В седьмом классе увеличивается количество обучающихся, которые не любят изучать математику (в 5 классе – 5 % обучающихся, в 7 классе -15% обучающихся).

  3. Положительное отношение обучающихся к предмету определяется такими доводами как:

- данный предмет интересен (66% всех анкетируемых);

- нравится, как преподаёт учитель (64%);

- предмет нужен для будущей работы (62%);

4. отрицательное отношение к предмету математики определяется следующими доводами:

- предмет трудно усваивается (33% анкетируемых обучающихся);

- учитель редко хвалит (20%);

- товарищи не интересуются этим предметом (18%);

5. На основании полученных результатов составлены рекомендации для учителя математики для более эффективной работы с обучающимися на уроке.


Рекомендации учителю математики для повышения уровня мотивации на уроках математики:

  1. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательно интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

  2. По мере того, как ученики взрослеют и «заражаются» любовью к математике, надо уменьшать количество занимательных моментов на уроках, а старшеклассники должны получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, умной мысли, нестандартного подхода к стандартной задаче

  3. Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

  4. Осуществление связи индивидуальной, групповой и коллективной работы – основа развития интереса к предмету. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

  5. По результатам анкетирования видно, что необходимым фактором для мотивации обучающихся на уроках математики является похвала. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика.

-Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.

-В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность.

- Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.

- Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

- В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

- Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

-Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.

-Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно.

- Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

- Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

- Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке математики можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и применить это непростое правило». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!