Неманское СУВУ закрытого типа
тема: Диагностика двигателя внутреннего сгорания по состоянию свечей зажигания
Подготовил: мастер п/о Чукардин В.И.
Устройство свечи зажигания
Нормальное состояние свечи - цвет отложений на изоляторе (юбке центрального электрода) светло-коричневый или кофейный; нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Умеренное выгорание электрода.
Двигатель работает в экономичном режиме. Отсутствует необходимость доливать масло в систему смазки двигателя.
Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром - сухой копотью.
Двигатель работает с повышенным расходом топлива из-за чрезмерного обогащения воздушно-топливной смеси.
Причины:
- неправильная регулировка карбюратора;
- сбой в работе системы управления двигателем (например, отказ или неверные показания кислородного датчика);
- неисправность механизма привода воздушной заслонки;
- засорение воздушного фильтра.
Цвет электрода от светло-серого до белого.
Возможные причины :
- неправильный подбор свечи (слишком "горячая" свеча);
- слишком большое опережение зажигания;
- топливо с низким октановым числом;
- бедная воздушно-топливная смесь.
Работа двигателя на слишком обедненной смеси приводит к значительному перегреву, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогоранию выпускных клапанов.
Юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича.
Двигатель работает на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
Ярко выраженные следы масла - черный маслянистый нагар, особенно, в резьбовой части.
Неправильный температурный режим в сторону недостаточной температуры свечи или попадание моторного масла в цилиндр.
Возможные неисправности:
- неправильный подбор свечи (слишком "холодная" свеча);
- износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков, поршневых колец.
Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
Центральный электрод и его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями не сгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в цилиндре.
Причина - разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом.
Двигатель постоянно "троит", заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза.
Полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой.
Причины:
- длительная работа двигателя с детонацией;
- применение топлива с низким октановым числом;
- очень раннее зажигание;
- бракованная свеча.
Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы.
Причина - сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец.
У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
Способы очистки свечей зажигания
Способы очистки свечей зажигания
Способы очистки свечей зажигания
Приборы для проверки свечей зажигания
«Молния» - стенд для проверки свечей зажигания под давлением
Пистолет-пробник для проверки свечей зажигания
Проверка электрической цепи центрального электрода свечи с помощью тестера
Тестовый контроль
- Условия проведения диагностики ДВС по свечам зажигания
а) на новых свечах
б) после 10 тыс. км пробега
в) после 200…300 км пробега
- Красный нагар на свечи зажигания говорит о работе двигателя на
а) богатой смеси
б) бедной смеси
в) на топливе, содержащем железосодержащие присадки
Тестовый контроль
- Маслянистая резьбовая часть свечи
а) бракованная свеча
б) изношены маслоотражательные колпачки
в) Аннушка разлила масло
- Наиболее эффективный метод очистки свечей
а) пескоструйный
б) химический
в) ультразвуковой
Тестовый контроль
- При работе ДВС на богатой смеси на свечах образуется нагар
а) белый
б) черный
в) красный
- Синий дым из выхлопной системы
а) свеча №6
б) свеча №8
в) свеча №5
Тестовый контроль
- Зазор между электродами свечи должен быть
а) менее 1 мм
б) 2 мм и более
в) 0,6…1,1 мм
- При помощи пистолета-пробника проверяют
а) зазор между электродами
б) искрообразование
в) сопротивление
Тестовый контроль
- Для проверки свечей зажигания используют тестер
а) молния
б) мотор-тестер
в) блендер
- Вы узнали сегодня много полезного?
а) да
б) нет
в) не понял ничего
Критерии оценки знаний
Ключи к тестовому опросу
Номер вопроса
Количество правильных ответов
Правильный вариант ответа
1
1
Оценка студента (по пятибалльной шкале)
в
2
2
2
3
в
3
б
4
4
5
5
а
3
б
6
6
б
7
7
4
в
8
8
9
б
9
5
а
10
10
а