«Диагностика развития детей»
Содержание
Значимость диагностики развития детей в образовательном процессе…………………………………………………………..………...3
Необходимость знания педагогом примерных ориентиров нормального развития ребенка………..………………………………………………….4
Основные факторы, влияющие на результаты диагностики развития детей………………………………………………………………………...5
Значение в диагностике знания 9 основных критериев оценки изменения в поведении ребенка………………………………..…………6
Основные особенности и отклонения в психическом и личностном развитии ребенка…………………………………………………………...7
Необходимость взаимодействия с родителями и иными и иными субъектами образовательного процесса в контексте осуществляемой деятельности……………………………………………………………..…8
Основные методы, используемые в диагностике детей…………………9
Необходимость сочетания количественного и качественного подходов в диагностике развития детей……………………………………………10
Специфика педагогической компетентности при осуществлении диагностики учителем…………………………………………………....11
Значимость диагностики успеваемости ребенка в начальной школе....12
Список использованной литературы и интернет – ресурсов……………...13
Значимость диагностики развития детей в образовательном процессе
Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.
Значение диагностики в образовательном процессе аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.
Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.
Необходимость знания педагогом примерных ориентиров нормального развития ребенка
Зная внешние, поведенческие нормативы психомоторного развития ребенка, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом.
Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка (В.И. Гарбузов, 1990).
Например:
К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Основные факторы, влияющие на результаты диагностики развития детей
К существенным факторам, которые могут привести к ошибочному диагностическому заключению при использовании подавляющего большинства методов диагностики, относят следующие.
Многие исследователи отмечают специфические трудности диагностики детей, особенно если речь идет о дошкольниках и младших школьниках. Чем меньше возраст детей, тем чаще они проявляют застенчивость, испытывают страх перед незнакомыми взрослыми, легко отвлекаются от выполнения заданий.
У маленького ребенка вообще может отсутствовать желание выполнить задание, или он может самым неожиданным образом дополнить инструкцию экспериментатора.
Большие трудности при диагностике детей и подростков создает тревожность. Влияние этого фактора изучалось многими психологами.
На детей в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние личностные особенности экспериментатора, его возраст, внешний вид, поведение, а так жe многочисленные ситуативные факторы.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.
Значение в диагностике знания 9 основных критериев оценки изменения в поведении ребенка
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить индивидуальные и подгрупповые коррекционно-образовательные программы, с учётом полученных представлений об уровне актуального развития и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) каждого ребёнка, а также определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
Прежде всего встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении.
9 основных критериев оценки изменения в поведении ребенка:
1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.
2. Длительность сохранения расстройства.
3. Жизненные обстоятельства.
4. Социокультурное окружение.
5. Степень нарушения.
6. Тип симптома.
7. Тяжесть и частота симптомов.
8. Изменение поведения.
9. Ситуационная специфичность симптома.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев. Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности
Основные особенности и отклонения в психическом и личностном развитии ребенка
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:
• сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости;
• неуменьшающаяся моторная бестормозность;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
• акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
• наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Необходимость взаимодействия с родителями и иными и иными субъектами образовательного процесса в контексте осуществляемой деятельности
Взаимодействие семьи и школы является сложной структурой. В процессе взаимодействия формируются социальные связи педагогов и родителей. Данные социальные связи включают:
- субъекты взаимодействия;
- взаимное воздействие друг на друга;
- взаимное изменение субъектов взаимодействия.
Эффективность взаимодействия родителей и работников образовательной организации зависит от особенностей их поведения, от выбираемой ими стратегии поведения как субъектов взаимодействия.
В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
С этих позиций и определяются основные задачи работы классного руководителя с родителями младших школьников:
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
- Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их.
- Работа с детьми девиантного поведения.
- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
Основные методы, используемые в диагностике детей
Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
Формы промежуточной диагностики:
Методы психолого-педагогического исследования.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно – образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Необходимость сочетания количественного и качественного подходов в диагностике развития детей
Системный подход и приоритет качественного анализа психодиагностических данных вместо чисто количественной оценки широко обсуждаются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Абсолютизация процедуры и результатов применения тестов приводит к односторонней оценке личности. Практика показала, что методики, предполагающие чисто количественную оценку результатов выполнения заданий и основывающиеся на их математическом сопоставлении со среднестатистическими показателями, не являются достоверными в психодиагностике детей, представляющих разные категории отклоняющегося развития.
Сочетание количественного и качественного подходов при анализе психодиагностических данных принципиально важно, при этом на первом плане должна быть их качественная характеристика. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения объективных методик.
Принципы качественно-количественного подхода предусматривают при оценке выполняемого задания учет не только и не столько конечного результата, но и способы действий, рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и так далее. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет и обогащает их.
Специфика педагогической компетентности при осуществлении диагностики учителем
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)
Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)
Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)
Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями).
Значимость диагностики успеваемости ребенка в начальной школе
После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. В задачи ее входит анализ процессов и результатов:
• развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов);
• обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.);
• воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.).
Почему вместо контроля сегодня речь все чаще идет о диагностике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролирования? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Понятно, что действовать старыми методами контроля уже нельзя: напрасно ожидать, что педагог будет с такой же легкостью выставлять «двойки» себе, как своим ученикам. Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику больше нужны данные не о результатах, а о том, почему они не достигнуты вовсе или достигнуты не полностью. Простая констатация факта «хорошо» или «плохо» ни о чем не говорит. «Плохо» – оно и есть плохо, а что нужно сделать, чтобы было хорошо, ответит диагностика.
Список использованной литературы и интернет – ресурсов
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.
Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982
https://studfiles.net/preview/3240034/page:3/
http://fb.ru/article/302829/diagnostika-rebenka-vidyi-i-metodyi-testyi-dlya-detey
https://studfiles.net/preview/3963524/page:10/
https://cyberpedia.su/5xa2a9.html
https://урок.рф/library/doklad_pedagogicheskie_kompetentcii_sovremennogo_uch_122822.html