ГБОУ «Валуйская общеобразовательная
школа-интернат»
Диагностика
результатов обучения
и воспитания
(Методическое совещание)
Подготовила:
Трубникова Г.П.
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Детям нужно овладеть способами обновления и пополнения своих знаний. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом.
Главные цели современного образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности – не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения.
Учителю очень важно знать, не только что именно не усвоил ученик, но и почему он этого не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями.
Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, и прежде всего умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В своей работе я использую несколько видов:
1. Стартовую (предварительную) диагностику.
Ее цель – установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, что следует повторить в первую очередь, проверяются сложившиеся ранее умения.
2. Текущее оценивание.
Цель – текущий контроль за усвоением.
3. Итоговое оценивание.
Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения.
Методика базируется на общих принципах:
- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким разделом достижений планируемых результатов и повышенных уровней подготовки;
- оценивать методом "сложения", при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытость и реалистичность норм и критериев;
- признание права обучающегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признание права обучающегося на досдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.
Мне, как учителю, тема "Диагностика результатов обучения учащихся" кажется актуальной на сегодняшний день.
Диагностическая карта дает возможность наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении знаний и формировании умений и навыков.
Мониторинг обученности по географии
Пожарова Лера |
ЗУН | 2015-2016 г | 2016-2017 г | 2017-2018 г |
5 класс | 6 класс | 7 класс |
Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние | Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние | Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние |
Понимает основные географические понятия и термины. |
| | | | | | | | |
Использует географическую карту. | | | | | | | | | |
Выделяет, описывает, объясняет существенные признаки географических объектов и явлений. | | | | | | | | | |
Имеет представление о современной географической научной картине мира. | | | | | | | | | |
Составляет краткую географическую характеристику разных территорий. | | | | | | | | | |
Умеет применять географические знания в повседневной жизни. | | | | | | | | | |
Оценка | | | | | | | | | |
Мониторинг обученности по химии
Соснин Валерий |
ЗУН | 2017-2018 г | 2018-2019 г | 2019-2020 г |
8 класс | 9 класс | 10 класс |
Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние | Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние | Стар- товая (пред- вари- тель- ная) диагно- стика | Те- ку- щее- оце- ни- ва- ние | Ито- го- вое оце- ни- ва- ние |
Владеет основами химической грамотности | -
| + | | | | | | | |
Составляет уравнения реакций, характеризующие свойства веществ | _ | _ | | | | | | | |
Владеет приёмами работы с информацией химического содержания | _ | + | | | | | | | |
Умеет выполнять познавательные и практические задания | _ | + | | | | | | | |
Определят состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений | _ | + | | | | | | | |
Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | _ | + | | | | | | | |
Оценка | - | + | | | | | | | |
После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса. После составления диагностических карт, обучающиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Школьники осознают, что составление таких карт не несет карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения. Системная диагностика предметной обученности даёт мне возможность сравнивать умения обучающихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающе-коррекционную работу с обучающимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
Диагностирование фактического уровня обученности позволяет мне планировать методы и приемы работы по изучению следующей темы; помогает в самоанализе работы.
Диагностика и составление диагностических карт помогает предупредить неуспеваемость школьников, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.
Выводы по диагностике (Химия)
Диагностировано 11 обучающихся 8-11-х классов.
Цель диагностики: оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии обучающихся 8-11-х классов в целях определения соответствия качества подготовки обучающихся требованиям действующей программы по химии.
В диагностическую работу включены задания, проверяющие уровень знания содержания программы:
-Владение основами химической грамотности.
-Составление уравнения реакций, характеризующие свойства веществ.
-Владение приёмами работы с информацией химического содержания.
-Умение выполнять познавательные и практические задания.
Определение состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений.
-Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
-В зависимости от полноты и правильности ответа выставляется оценка.
Диагностика включает в себя различные виды контроля: стартовый, текущий, итоговый.
По результатам диагностики видно, что:
В 8 классе к концу учебного года улучшила свои знания, умения и навыки Батряк А. по следующим пунктам: владеет основами химической грамотности; умеет выполнять познавательные и практические задания; владеет приёмами работы с информацией химического содержания, а Саблин Е. не сумел справиться с заданиями.
В 9 классе Долбинцев Е. И Фурсова Т. хорошо овладели общеучебными знаниями,
умениями и навыками химии.
В 10 классе Веретенников В., хорошо справился с заданиями, а учащиеся Ковалёв А., Павленко И. не смогли владеть приёмами работы с информацией химического содержания; не умеют выполнять познавательные и практические задания; определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений. С ними необходимо проработать трудные для них вопросы.
В 11 классе у Шкуропат И. и Хошимова А. умеют выполнять познавательные и практические задания; владеют основами химической грамотности; определяют состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений.
По результатам диагностики видно, что дети усвоили программу.
Владеют основами химической грамотности и приёмами работы с информацией химического содержания. Составляют уравнения реакций, характеризующие свойства веществ. Умеют выполнять познавательные и практические задания
Необходимо провести дополнительную работу с некоторыми учениками (Саблин Е., Ковалёв А.. Павленко И., Паськов А.)
Выводы по диагностике (География)
Продиагностировано 24 обучающихся 5-11-х классов по географии.
Цель диагностики: оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии обучающихся 5-11-х классов в целях определения соответствия качества подготовки обучающихся требованиям действующей программы по географии.
В диагностическую работу включены задания, проверяющие уровень знания содержания программы:
Понимать основные географические понятия и термины. Использовать географическую карту. Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Иметь представление о современной географической научной картине мира.
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий.
Уметь применять географические знания в повседневной жизни.
Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности.
В зависимости от полноты и правильности ответа выставляется оценка.
Диагностика включает в себя различные виды контроля: стартовый, текущий, итоговый.
По результатам диагностики видно, что среди обучающихся 5 класса лучшие ответы дали Шубный К., Иванченко Д.,А., а улучшили результаты Богданова Н., Пожарова Л.
В 6 классе по текущему оцениванию лучшие ответы у Битюцких Н., Бобровой Т, Соснина В. В 7 классе все дети справились с заданием.
В 8 классе лучше справилась с заданиями Батряк Н, а у Саблин Е.и Денисенко О. плохо выделяют, описывают, объясняют существенные признаки географических объектов и явлений.
В 9 классе улучшили свои ответы Долбинцев Е. и Фурсова Т.
В 10 классе улучшили ответы на некоторые вопросы Павленко И., Ковалёв.А
В 11 классе у Шкуропат И. и Хошимова А. лучшие ответы, а у Паськова А. многие вопросы вызвали затруднения.
По результатам диагностики видно, что дети усвоили программу. Наиболее успешное усвоение прослеживается в умении применять географические знания в повседневной жизни, понимают основные географические понятия и термины, могут выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, используют географическую карту (в основном слабовидящие обучающиеся). Необходимо провести дополнительную работу с некоторыми учениками ( Гридина В., Дикарева А., Федорищев В., Паськов А.)