СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика сформированности игровых навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика сформированности игровых навыков»

Диагностика уровня сформированности игровых навыков


Ролевая игра является ведущим типом деятельности в до­школьном возрасте. Другими словами, согласно теории вид­ного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно вну­три ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из это­го, планируя образовательный процесс в дошкольном образо­вательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной пред­посылкой школьной готовности.

В то же время не только наш опыт, но и исследования веду­щих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра по­ степенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает долж­ного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на наш взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался иг­ре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети де­монстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребе­нок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится имен­но на воспитателей.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развиваю­щем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уро­вень ее сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего - уровня сформированности игровых навыков у дошкольников - и была разработана пред­лагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количе­ственный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых на­выков у дошкольников необходимо организовать ролевую иг­ру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрос­лый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться че­рез речку. Использование узкоспециализированных тематиче­ских игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрос­лый оказывает минимальную помощь в организации игрово­го процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

  1. распределение ролей,

  2. основное содержание игры,

  3. ролевое поведение,

  4. игровые действия,

  5. использование атрибутики и предметов-заместителей,

  6. использование ролевой речи,

  7. выполнение правил.


Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, пред­ставляется целесообразным установить следующие возраст­ные рамки для каждого уровня:

1 уровень - от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень - от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень - от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень - старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.


  1. Распределение ролей

1 уровень - отсутствие распределения ролей; роль выпол­няет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат - врач, взял поварешку - повар).

2 уровень - распределение ролей под руководством взрос­лого, который задает наводящие вопросы: «Ка­кие роли есть в игре? Кто будет играть роль Бе­лочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень - самостоятельное распределение ролей при от­сутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень - самостоятельное распределение ролей, разре­шение конфликтных ситуаций.


  1. Основное содержание игры

1 уровень - действие с определенным предметом, направ­ленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень - действие с предметом в соответствии с реаль­ностью.

3 уровень - выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не бу­дет никого кормить).

4 уровень - выполнение действий, связанных с отношени­ем к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».


  1. Ролевое поведение

1 уровень - роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень - роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень - роли ясно выделены до начала игры, роль оп­ределяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень - ролевое поведение наблюдается на всем про­тяжении игры.


  1. Игровые действия

1 уровень - игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень - расширение спектра игровых действий (приго­товление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень - игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень - игровые действия имеют четкую последова­тельность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.


  1. Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень - использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень - самостоятельное прямое использование атри­бутики (игрушечная посуда, муляжи продук­тов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень - широкое использование атрибутивных предме­тов, в том числе в качестве заместителей (игру­шечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформле­ние игры уходит значительная часть времени.

4 уровень - использование многофункциональных пред­метов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет по­суды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).


  1. Использование ролевой речи

1 уровень - отсутствие ролевой речи, обращение к играю­щим по имени.

2 уровень - наличие ролевого обращения: обращение к иг­рающим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребен­ка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень - наличие ролевой речи, периодический пере­ход на прямое обращение.

4 уровень - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.


  1. Выполнение правил

1 уровень - отсутствие правил.

2 уровень - правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень - правила выделены, соблюдаются, но могут на­рушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таб­лицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зе­леный цвет, если опережает возрастную норму - в красный, если отстает - в синий. Цветовое обозначение существенно об­легчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навы­ков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить ра­боту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой - воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.




Источник:

УДК 159.9

ББК 88.8

К 17

Калинина Р. Р.

Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. 144 с.

ISBN 978-5-9268-1080-3









































Бланк наблюдений

Уровень сформированности игровых навыков

Группа: ________________ Дата наблюдения: ______________________

Возраст детей: ______________ Воспитатели:________________________

Ф.И. ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основное содержание

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Исполнение ролевой речи

Выполнение правил