Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем детям, и воспитатель просит их отметить все подходящие ответы.
Инструкция для ребёнка: Прочитай внимательно вопросы, и подчеркни подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень;
Б) нравится;
В) не нравится;
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома;
Б) бывает по-разному;
В) иду с радостью;
Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
А) не знаю;
Б) остался (осталась) бы дома;
В) пошёл (пошла) бы в школу;
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится;
Б) бывает по-разному;
В) нравится;
Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел (а) бы;
Б) не хотел (а) бы;
В) не знаю;
Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю;
Б) не хотел (а) бы;
В) хотел (а) бы;
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто;
Б) редко;
В) не рассказываю;
Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю;
Б) хотел (а) бы;
В) не хотел (а) бы;
У тебя в классе много друзей?
А) мало;
Б) много;
В) нет друзей;
Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся;
Б) не очень;
В) не нравятся.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка |
За ответ А | За ответ Б | За ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
| | | | | | | | | |
[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.