Диагностика тревожности учащихся.
- Самооценка психического состояния(Айзенк)
Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов.
1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I 1...10 вопрос - тревожность;
II 11... 20 вопрос - фрустрация;
III 21...29 вопрос - агрессивность;
IV 31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
П. Фрустрация: 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.
2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
Адаптация Т. И. Балашовой
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД=∑пр. + ∑обр. ,
где ∑пр. - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7 , 8, 9, 10, 13, 15, 19;
∑обр. - сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т. д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
Бланк для ответов
Шкала депрессии Фамилия_______________________________________ Дата _________________ |
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». | Никогда или изредка | Иногда | Часто | Почти всегда или постоянно |
1. | Я чувствую подавленность | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Утром я чувствую себя лучше всего | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | У меня плохой ночной сон | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Аппетит у меня не хуже обычного | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Я замечаю, что теряю вес | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Меня беспокоят запоры | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Сердце бьется быстрее, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я устаю без всяких причин | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я мыслю также ясно как всегда | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Мне легко делать то, что я умею | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | У меня есть надежды на будущее | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Я более раздражителен, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Мне легко принимать решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я чувствую, что полезен и необходим | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я живу достаточно полной жизнью | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда | 1 | 2 | 3 | 4 |
3.Тест Бека
Внимательно изучите группу высказываний и выберите одно утверждение.
1. (Для взрослого и подросткового теста)
2. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я спокоен за свое будущее.
(1) Я не уверен в завтрашнем дне.
(2) Меня не ждет ничего хорошего.
(3) У меня нет будущего.
3. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) У меня все получается.
(1) Мне кажется, что мои знакомые успешнее меня.
(2) В моей жизни было мало побед.
(3) У меня все валится из рук.
4. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я доволен своей жизнью, как и раньше.
(1) Я испытываю меньше радости.
(2) Ничего не доставляет мне удовольствия.
(3) Я презираю свою жизнь.
5. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Меня не в чем упрекнуть.
(1) Иногда чувствую себя виновным в чужих бедах.
(2) Большую часть времени я испытываю чувство вины.
(3) Я всегда чувствую себя виноватым.
6. (Для взрослого)
(0) Я не совершал поступков, за которые меня могли бы наказать.
(1) Иногда мне кажется, что я заслужил наказание.
(2) Я постоянно жду наказания.
(3) Я уже наказан.
7. (Для взрослого и подросткового теста)
8. (Для взрослого)
(0) Я не хуже других.
(1) Я ошибаюсь чаще других.
(2) Мне стыдно за свои действия и мысли.
(3) Все самое плохое случается из-за меня.
9. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я хочу прожить долгую и счастливую жизнь.
(1) Я задумываюсь о самоубийстве, но не собираюсь этого делать.
(2) Я серьезно задумываюсь о суициде.
(3) Я покончу с собой, как только выпадет удобный случай.
10. (Для взрослого)
11. (Для взрослого)
(0) Я не думаю, что стал более раздражительным.
(1) Меня легко вывести из себя.
(2) Я часто раздражен.
(3) Мне безразличны вещи, которые раньше меня злили.
12. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я интересуюсь жизнью окружающих.
(1) Меня меньше заботит жизнь других людей.
(2) мне не важно, как живут другие люди.
(3) Меня абсолютно не волнуют чужие жизни.
13. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Как и раньше, я могу не сразу принять важное решение.
(1) Я стал чаще оставлять срочные дела на потом.
(2) Я с трудом принимаю решения.
(3) Я не способен что-то решать.
14. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я доволен своей внешностью.
(1) Мне кажется, что сейчас я менее привлекательный.
(2) Моя внешность изменилась в худшую сторону.
(3) Мне противно смотреть в зеркало.
15. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Моя работоспособность осталась прежней.
(1) Мне приходится заставлять себя делать что-либо.
(2) У меня не получается настроиться на работу и важные дела.
(3) Я не в состоянии что-либо делать.
16. (Для взрослого)
17. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Моей энергии хватает на весь день.
(1) Я стал быстрее утомляться.
(2) Любая деятельность лишает меня сил.
(3) Я не могу ничего делать из-за переутомления.
18. (Для взрослого и подросткового теста)
(0) Я питаюсь как обычно.
(1) Я стал питаться хуже.
(2) Я ем через силу.
(3) Еда вызывает у меня отвращение.
19. (Для взрослого)
(0) Мой вес не изменился.
(1) Я потерял около 2 кг.
(2) Я похудел на 5 кг.
(3) Я очень сильно похудел.
20. (Для взрослого)
(0) Мое здоровье не вызывает у меня опасений.
(1) Я все чаще переживаю за свое здоровье.
(2) Мне сложно думать о чем-либо, кроме моих проблем со здоровьем.
(3) Я постоянно думаю только о своих болезнях.
21. (Для взрослого)
(0) Вопросы сексуального характера волнуют меня не меньше обычного.
(1) Я все реже думаю о сексе.
(2) Меня практически не интересует сексуальная жизнь.
(3) Меня совсем перестал интересовать секс.
Подробная интерпретация результатов
Чем выше набранная сумма баллов, тем тяжелее степень депрессии. За взрослый опрос можно набрать от 0 до 63 баллов.
Вы набрали от 0 до 9
У вас полностью отсутствуют признаки депрессии или они незначительны и временны. Ваше эмоциональное состояние не вызывает опасений. Если отметка приближена к 9, то рекомендовано больше времени посвящать отдыху, чтобы не допустить развитие депрессивного состояния.
Вы набрали от 10 до 15
Это говорит о первых симптомах депрессии. Ваше состояние субдепрессивное, что не является психопатологией и не свидетельствует о нарушениях социального характера. При таких результатах пациенту рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы проконтролировать ситуацию.
Вы набрали от 16 до 19
Вы находитесь в стадии умеренного депрессивного состояния. В отличие от легкой формы депрессии, в данной ситуации характерные признаки проблем с психикой проявляются гораздо чаще. Такие люди больше грустят, устают быстрее обычного, теряют интерес к социальной жизни и испытывают постоянное чувство вины. Шкала депрессии Бека создана для выявления именно этой категории людей.
Вы набрали от 20 до 29
Результат говорит о наличии средней тяжести депрессии. Такие пациенты жалуются на ухудшение аппетита и потерю сна. В их организме происходят не только эмоциональные сбои, но и физические. На этой стадии перестает вырабатываться гормон счастья. Пытаясь его восполнить, люди часто прибегают к алкоголю и наркотическим средствам, что приводит к зависимости или летальному исходу. Такое состояние пациента нуждается в срочном лечении. По статистике, примерно 70% людей с подобными симптомами пытаются покончить с жизнью.
Вы набрали от 30 до 63
Критические показатели свидетельствуют о признаках глубокой депрессии. У пациентов с подобными психологическими проблемами наблюдается постоянное гнетущее состояние. Они ненавидят себя и чувствуют себя бесполезными. Такие люди подвержены резкими эмоциональным переменам. Они не представляют своего будущего, легко впадают в истерику, склонны к суициду и насилию. Эта категория должна находится под постоянным наблюдением специалиста, во избежание негативных последствий.
Интерпретация подросткового теста
За подростковый тест Бека, в которым всего 13 пунктов, можно набрать 39 баллов.
От 0 до 9 – эмоциональное состояние в норме;
От 10 до 19 – легкая форма депрессии;
От 19 до 22 – характерные признаки субдепрессии;
От 23 до 39 – тяжелая депрессия.
4. ТЕСТ- “НСВ 10”.
Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте, если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.
№ Допишите окончание предложений
1 Никто______________________________________________________________________
2 Все против_________________________________________________________________
3 Нет____________________________________________________________________
4 Я______________________________________________________________________
5 Мне не_____________________________________________________________________
6 Никогда____________________________________________________________________
7 Никогда__________________________________________________________________
8 Всё_____________________________________________________________________
9 Это____________________________________________________________________
Повторите ещё раз. Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно
1 Многие меня_______________________________________________________________
2 Все за______________________________________________________________________
3 Есть силы__________________________________________________________________
4 Я многим_________________________________________________________________
5 Мне____________________________________________________________________
6 Часто_____________________________________________________________________
7 Всегда____________________________________________________________________
8 Всё_____________________________________________________________________
9 Это____________________________________________________________________
Дополните окончания предложений на своё усмотрение
1 Мне надоело______________________________________________________________
2 Когда мне плохо, я_________________________________________________________
3 Я не хочу_________________________________________________________________
4 Моя жизнь – это__________________________________________________________
5 Настроение у меня_________________________________________________________
6 Мое терпение_____________________________________________________________
7 Впереди у меня____________________________________________________________
Обработка результатов ТЕСТА “НСВ-10”.
Обработка результатов ведется следующим образом. Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное поведение, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.
В случае выявления суицидного состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.
Для проведения анализа предлагаются примеры суицидных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.
Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.
Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1до 9. Каждому выявленному суицидному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.
Пример 1:1) “Никто меня не любит”; 2) “Все против меня”; 3) “Нет сил терпеть все это”; 4) “Я никому не нужен”; 5) “Мне не хочется “Настроение у меня отвратительное”; 6) “Мое терпение лопнуло”; 7) “Впереди у меня пустота (спокойствие, успокоение, конец, смерть)”.
Пример 11: 1) “Мне надоело это”; 2) “Когда мне плохо, я хочу убить “Сидорова”; 3) “Я не хочу туда идти, возвращаться (в школу, домой)”; 4) “Моя жизнь - это ад”; 5) “Настроение у меня паршивое”; 6) “Мое терпение закончилось”; 7) “Впереди у меня ничего хорошего”.
Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.
В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.
Тест тревожности
(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.
14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция.
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Cтимульный материал к тесту для девочек













Cтимульный материал к тесту для мальчиков
Образец протокола:
Имя: Николай
Возраст: 6 лет
Дата: 10.11.96 г.
Рисунок | Высказывание | Выбор |
Веселое лицо | Печальное лицо |
1. Игра с младшими детьми | Ему надоело играть | + | |
2. Ребенок и мать с младенцем | Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой | + | |
3. Объект агрессии | Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо | | + |
4. Одевание | Он пойдет гулять. Надо одеваться | + | |
5. Игра со старшими детьми | Потому что у него дети | + | |
6. Укладывание спать в одиночестве | Я всегда беру спать игрушку | | + |
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | Мама хочет уйти от него | | + |
9. Игнорирование | Потому что тут малыш | + | |
10. Агрессивность | Потому что кто-то отбирает игрушку | | + |
11. Собирание игрушек | Мама заставляет его, а он не хочет | | + |
12. Изоляция | Они не хотят играть с ним | | + |
13. Ребенок с родителями | Мама и папа гуляют с ним | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет молоко, и я люблю пить молоко | + | |
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов 14 | х 100% |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).