СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика в работе социального педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в помощь социальному педагогу.Рассчитана на формирование  представления о методах социально-педагогической диагностики, вооружении  знаниями теоретических основ современных технологий социально-педагогической деятельности, технологическими умениями, необходимыми для эффективной организации  учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика в работе социального педагога»

Диагностика в работе  социального педагога Куконос С.Г., методист отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

Диагностика в работе социального педагога

Куконос С.Г., методист отдела анализа

и методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 Социальный педагог  – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления , социального и профессионального саморазвития учащихся.

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления , социального и профессионального саморазвития учащихся.

Социальный педагог должен знать:   интересы и увлечения учащихся; взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми; особенности характера, эмоциональное состояние учащегося.

Социальный педагог должен знать:

  • интересы и увлечения учащихся;
  • взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми;
  • особенности характера, эмоциональное состояние учащегося.
  Диагностическая функция — одна  из основных в деятельности социального педагога.   Она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни учащихся, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.  Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов.

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога.

Она предполагает постановку

«социального» диагноза, для чего

проводится изучение личностных

особенностей и социально-бытовых

условий жизни учащихся, семьи,

социального окружения, выявление

позитивных и негативных влияний,

проблем.

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов.

  Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.  Д. Добсон .

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.

Д. Добсон

.

Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать ) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня изучаемого.   Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.  Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз  —  прогноз  — программа—внедрение—анализ .

Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать ) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня изучаемого.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз прогноз — программа—внедрение—анализ .

Цель диагностики — выявление специфики развития учащегося, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту   нарушения индивидуального развития организма.

Цель диагностики — выявление специфики развития учащегося, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту   нарушения индивидуального развития организма.

Задачи диагностики : раннее выявление проблем исследуемого; определение причин и характер нарушений; определение оптимального педагогического маршрута учащегося; выявление индивидуальных психологических особенностей учащегося; разработка индивидуальных программ развития; контроль динамики психического развития и эффективность специализированной помощи учащемуся; - выявление в процессе сопровождения учащегося эмоционально- аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме; определение возможностей и способностей учащегося.

Задачи диагностики :

  • раннее выявление проблем исследуемого;
  • определение причин и характер нарушений;
  • определение оптимального педагогического маршрута учащегося;
  • выявление индивидуальных психологических особенностей учащегося;
  • разработка индивидуальных программ развития;
  • контроль динамики психического развития и эффективность специализированной помощи учащемуся;

- выявление в процессе сопровождения учащегося эмоционально- аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;

  • определение возможностей и способностей учащегося.
Функции диагностики Информационная функция   выявить относительный уровень развития учащегося; выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; определить основные параметры будущей характеристики учащегося Прогнозирующая функция   способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; определяет прогноз организации взаимодействия с учеником Оценочная функция   иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств Развивающая функция   использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики

Функции диагностики

Информационная функция  

  • выявить относительный уровень развития учащегося;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики учащегося

Прогнозирующая функция  

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником

Оценочная функция  

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств

Развивающая функция  

  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики
Занимаясь диагностикой, социальный педагог должен ответить на следующие вопросы  Как я буду работать с полученным материалом? Что может измениться в лучшую сторону ? Что я хочу получить в результате диагностики?

Занимаясь диагностикой, социальный педагог должен ответить на следующие вопросы

Как я буду работать с полученным материалом?

Что может измениться в лучшую сторону ?

Что я хочу получить в результате диагностики?

Инструментарий социального педагога  Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики.  Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.  Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательной организации.

Инструментарий социального педагога

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики.

Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательной организации.

Принципы диагностического инструментария гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе)  1 валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям)  2  точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества)  3 надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях)  4 корректность (определяется качеством диагностического материала) 5

Принципы диагностического инструментария

гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе)

1

валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям)

2

точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества)

3

надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях)

4

корректность (определяется качеством диагностического материала)

5

Алгоритм проведения диагностики  1. Определение цели и задач исследования .  Основная цель изучения заключается в выявлении способности образовательной организации содействовать развитию личности учащегося. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности учащихся,    -получить информацию о результативности работы,  -склонности к тем или иным процессам, явлениям,  -выявление ценностных ориентиров личности учащихся. 2. Подбор критериев и показателей для  определения   результативности изучаемого явления. 3. Выбор методик изучения. 4. Подготовка диагностического инструментария. 5. Исследование испытуемых. 6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

Алгоритм проведения диагностики

1. Определение цели и задач исследования Основная цель изучения заключается в выявлении способности образовательной организации содействовать развитию личности учащегося. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

-выявить уровень воспитанности учащихся,  

-получить информацию о результативности работы,

-склонности к тем или иным процессам, явлениям,

-выявление ценностных ориентиров личности учащихся.

2. Подбор критериев и показателей для  определения

  результативности изучаемого явления.

3. Выбор методик изучения.

4. Подготовка диагностического инструментария.

5. Исследование испытуемых.

6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

Виды диагностик:  Психологическая диагностика

Виды диагностик:

Психологическая

диагностика

Медицинская диагностика –  процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.  Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
  • Медицинская диагностика процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.

Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.

2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление  индивидуально-психологических свойств личности. Цель психологического диагноза — заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития.

2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности.

Цель психологического диагноза — заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития.

Диагностический минимум:   1 класс – Пакет методик на готовность к обучению, проективные методики, мотивационная анкета (Лусканова); 4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова), интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс); 5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса; 8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса; 9, 10 класс  – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

Диагностический минимум:

  • 1 класс – Пакет методик на готовность к обучению, проективные методики, мотивационная анкета (Лусканова);
  • 4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова), интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс);
  • 5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса;
  • 8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса;
  • 9, 10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния.

Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:  Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?  Существуют ли проблемы среди членов семьи?  Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?  Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?  Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?  Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?  Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?  Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи (микрогруппы, в которую входит учащийся) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности учащегося (например, влияние религиозных организаций, принадлежность к национальной диаспоре и т.п.)?

При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:

  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
  • Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?
  • Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи (микрогруппы, в которую входит учащийся) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности учащегося (например, влияние религиозных организаций, принадлежность к национальной диаспоре и т.п.)?
4. Педагогическая диагностика  – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Педагогическая диагностика оценивает учащегося в сравнении с определёнными социальными нормами и эталонами.

4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Педагогическая диагностика оценивает учащегося в сравнении с определёнными социальными нормами и эталонами.

Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Если психодиагностика стремится оценить

личность и отдельные её стороны как

относительно устойчивые образования, то

педагогическая диагностика направлена на

результаты формирования личности

учащегося, поиск причин этих результатов

и характеристику целостного

педагогического процесса.

Функции педагогической диагностики

Функции педагогической диагностики

Содержание педагогической диагностики

Содержание педагогической диагностики

Требования к педагогической диагностике:  изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, её нераскрытых возможностей;  диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;  изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;  личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;  данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;  необходимо изучать личность учащегося в развитии и сравнивать её достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.

Требования к педагогической диагностике:

  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, её нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;
  • необходимо изучать личность учащегося в развитии и сравнивать её достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.
5. Социально-педагогическая диагностика  – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

 В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:   • выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; • уточнение социальной ситуации развития; • определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.); • ранжирование, описание диагностируемых особенностей, построение «социального портрета» личности.

В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:

выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

уточнение социальной ситуации развития;

определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);

ранжирование, описание диагностируемых особенностей, построение «социального портрета» личности.

Диагностические методики:  Опросник А.Басса и А.Дарк Качества: все виды агрессии.  Модификация теста Розенцвейга Качества:  фрустрация.  Тест «Конфликтная ли вы личность?» Качества: конфликтность.  Тест – опросник Шмишека Качества: акцентуация.  Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.  Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.  Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон) Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Диагностические методики:

  • Опросник А.Басса и А.Дарк

Качества: все виды агрессии.

  • Модификация теста Розенцвейга

Качества: фрустрация.

  • Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Качества: конфликтность.

  • Тест – опросник Шмишека

Качества: акцентуация.

  • Тест школьной тревожности.

Качества: тревожность.

  • Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга)

Качества: тревожность.

  • Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон)

Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Методы исследования   Наблюдение  —  метод познания и исследования,  который используется при изучении  внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности.  Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребёнка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

Методы исследования

Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности.

Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребёнка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

  Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления ( действия, движения, речь, мимика ), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения учащегося в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.  Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план , предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления ( действия, движения, речь, мимика ), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения учащегося в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план , предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Методы исследования    Метод изучения поведения учащихся в определённой педагогической ситуации . Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

Методы исследования

Метод изучения поведения учащихся в определённой педагогической ситуации . Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

Методы исследования   Беседа  —  в социально-педагогической работе метод получения и корректировки  информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.  Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих учащегося (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости с учащимся, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

Методы исследования

Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих учащегося (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости с учащимся, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

 Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи беседы. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.

Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи беседы.

Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам.

При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.

  Метод интервью – разновидность беседы.  Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,  адресованные  каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Метод интервью разновидность беседы. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому.

Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью:

  • проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка);
  • определение достаточного количества времени;
  • устранение или уменьшение влияния третьих лиц;
  • формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Виды интервью:   свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника  или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью;   фокусированное интервью -  его целью является сбор мнений,  оценок по  поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться;   формализованное интервью - строго регламентировано детально  разработанными вопросником и инструкцией;   стандартизированное интервью - преобладают закрытые вопросы ;   интервью с открытыми вопросами - по времени более затратная форма  исследования.

Виды интервью:

свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью;

  •  

фокусированное интервью - его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться;

  •  

формализованное интервью - строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией;

  •  

стандартизированное интервью - преобладают закрытые вопросы ;

  •  

интервью с открытыми вопросами - по времени более затратная форма исследования.

Методы исследования   Метод столкновения взглядов, позиций . Форма данного метода позволяет обращаться к учащимся с просьбой высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников. Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся. Метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности  – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

Методы исследования

Метод столкновения взглядов, позиций . Форма данного метода позволяет обращаться к учащимся с просьбой высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.

Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

Метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

Методы исследования

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе.

Документы подразделяются:

 

  • на личные и безличные - по степени персонификации;
  •  
  • на официальные и неофициальные - в зависимости от статуса

документального исследования;

  •  
  • на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) - по источнику информации

По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

К числу основных ограничений метода анализа документов можно отнести следующие:   учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов; отдельные блоки информации очень быстро устаревают;   цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;  подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека.

К числу основных ограничений метода анализа документов можно отнести следующие:

  • учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;
  • отдельные блоки информации очень быстро устаревают;
  •   цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться; 
  • подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека.

Методы исследования:

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания.

Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

  • Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Диагностика доброжелательности (по шкале Кембелла)

1. Выберите верное суждение

А. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

В. Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях. 

2.

А. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга. 

В. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться. 

3.  

А. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

В. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности. 

4.  

А. Вера в других является основой выживания в наше время. 

В. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей. 

5.

А. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему. 

В. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни. 

6.

А. «Договор дороже денег» – все еще лучшее правило в наше время. 

В. В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов. 

7.

А. Невозможно перепрыгнуть через себя. 

В. Там, где есть воля, есть и результат. 

8.  

А. В деловых отношениях не место дружбе.

В. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому. 

 Методы исследования:   Метод анкетирования  позволяет выяснить не только мнение учащихся по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики. Анкетирование —  метод множественного сбора статистического материала путем опроса  испытуемых. Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Методы исследования:

Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение учащихся по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

ПО ЧИСЛУ РЕСПОНДЕНТОВ ПО ТИПУ КОНТАКТОВ С РЕСПОНДЕНТАМИ Индивидуальное анкетирование- опрашивается один человек Очное- опрос проводится с участием исследователя – анкетера Групповое анкетирование- опрашивается несколько человек Заочное- интервьюер отсутствует Аудиторное анкетирование- разновидность анкетирования, организованного таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения Рассылка анкет по почте Публикация анкет в прессе Интернет-анкетирование Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д Онлайн-анкетирование Массовое анкетирование – участие принимает от сотни до нескольких тысяч человек

ПО ЧИСЛУ РЕСПОНДЕНТОВ

ПО ТИПУ КОНТАКТОВ С РЕСПОНДЕНТАМИ

Индивидуальное анкетирование- опрашивается один человек

Очное- опрос проводится с участием исследователя – анкетера

Групповое анкетирование- опрашивается несколько человек

Заочное- интервьюер отсутствует

Аудиторное анкетирование- разновидность анкетирования, организованного таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения

Рассылка анкет по почте

Публикация анкет в прессе

Интернет-анкетирование

Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д

Онлайн-анкетирование

Массовое анкетирование – участие принимает от сотни до нескольких тысяч человек

Элементы анкеты Первый структурный элемент – приветствие Второй структурный элемент – введение  Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого – определить насколько эффективно наше с Вами взаимодействие в воспитании ребенка. Ваше мнение очень важно для нас! Внимательно прочитайте формулировки вопросов и предложенные варианты ответов. Отметьте знаком «+» выбранный Вами ответ. Участие в опросе является анонимным. Результаты будут использоваться только в обобщенном виде.

Элементы анкеты

  • Первый структурный элемент – приветствие
  • Второй структурный элемент – введение

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого – определить насколько эффективно наше с Вами взаимодействие в воспитании ребенка. Ваше мнение очень важно для нас!

Внимательно прочитайте формулировки вопросов и предложенные варианты ответов. Отметьте знаком «+» выбранный Вами ответ. Участие в опросе является анонимным. Результаты будут использоваться только в обобщенном виде.

Классификация вопросов анкеты  Третий структурный элемент анкеты –  тип вопросов   ПО ФУНКЦИЯМ Основные вопросы Неосновные вопросы Читаете ли Вы журнал «Педагогическая сокровищница Донбасса»? Вопросы- фильтры Знакомы ли Вы с последним номером журнала «Педагогическая сокровищница Донбасса»? Контрольные вопросы Какие из материалов последнего номера журнала «Педагогическая сокровищница Донбасса» Вы считаете очень важными?

Классификация вопросов анкеты Третий структурный элемент анкеты – тип вопросов

ПО ФУНКЦИЯМ

Основные вопросы

Неосновные вопросы

Читаете ли Вы журнал «Педагогическая сокровищница Донбасса»?

Вопросы- фильтры

Знакомы ли Вы с последним номером журнала «Педагогическая сокровищница Донбасса»?

Контрольные вопросы

Какие из материалов последнего номера журнала «Педагогическая сокровищница Донбасса» Вы считаете очень важными?

Классификация вопросов анкеты ПО ФОРМЕ Открытые вопросы (ответ дается в свободной форме, компетенции отвечающего) Закрытые вопросы (на вопросы дается полный набор вариантов ответов) Альтернативные вопросы (выбирается один вариант ответа) Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать. Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах: «Почему именно так?» Не альтернативные вопросы (можно выбрать несколько вариантов ответов) Занимаетесь ли Вы спортом? -регулярно -иногда -никогда Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?: Организованность Честность Оптимизм

Классификация вопросов анкеты

ПО ФОРМЕ

Открытые вопросы

(ответ дается в свободной форме, компетенции отвечающего)

Закрытые вопросы

(на вопросы дается полный набор вариантов ответов)

Альтернативные вопросы

(выбирается один вариант ответа)

Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать.

Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах: «Почему именно так?»

Не альтернативные вопросы (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Занимаетесь ли Вы спортом?

-регулярно

-иногда

-никогда

Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?:

  • Организованность
  • Честность
  • Оптимизм
Классификация вопросов анкеты Прямые вопросы (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя) Косвенные вопросы ( в содержание вопроса включена воображаемая ситуация) «Нравится ли Вам профессия социального педагога?» - Да - Нет - Не знаю «Согласны ли Вы с утверждением, что профессия социального педагога – одна из самых лучших?» - Да - Нет - Не знаю

Классификация вопросов анкеты

Прямые вопросы

(в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя)

Косвенные вопросы

( в содержание вопроса включена воображаемая ситуация)

«Нравится ли Вам профессия социального педагога?»

- Да

- Нет

- Не знаю

«Согласны ли Вы с утверждением, что профессия социального педагога – одна из самых лучших?»

- Да

- Нет

- Не знаю

Шкалированные вопросы Шкалированные вопросы – это вопросы, на которые, на которые отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные средства в руководстве детьми Вы считаете эффективными?» Мотивационные средства Очень эффективно 1. Поручение ответственных заданий Достаточно эффективно 2. Требование самостоятельности в выполнении заданий Мало эффективно 3.Советы по выполнению заданий 4. Знакомство с работами других детей 5. Популяризация успехов других детей 6. Общественная похвала 7. Собственный пример взрослого 8. Другие средства (Какие?)

Шкалированные вопросы

Шкалированные вопросы – это вопросы, на которые, на которые отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные средства в руководстве детьми Вы считаете эффективными?»

Мотивационные средства

Очень эффективно

1. Поручение ответственных заданий

Достаточно эффективно

2. Требование самостоятельности в выполнении заданий

Мало эффективно

3.Советы по выполнению заданий

4. Знакомство с работами других детей

5. Популяризация успехов других детей

6. Общественная похвала

7. Собственный пример взрослого

8. Другие средства (Какие?)

Основные требования  к формулировке вопросов Вопросы должны: Вопросы не должны: отвечать исследовательской задаче; быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых; быть одинаково понимаемыми всеми отвечающими; быть одинаково сформулированы; быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого; быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа. иметь двойного толкования; предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями; носить внушающий характер, в виде подсказок; быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого (не достаточно памяти, мышления); быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и др.; быть в большом количестве.

Основные требования к формулировке вопросов

Вопросы должны:

Вопросы не должны:

  • отвечать исследовательской задаче;
  • быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых;
  • быть одинаково понимаемыми всеми отвечающими;
  • быть одинаково сформулированы;
  • быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого;
  • быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа.
  • иметь двойного толкования;
  • предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями;
  • носить внушающий характер, в виде подсказок;
  • быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого (не достаточно памяти, мышления);
  • быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и др.;
  • быть в большом количестве.
Элементы анкеты Четвертый структурный элемент анкеты - выражение благодарности   Благодарим за помощь!  Спасибо за помощь в проведении исследования! Желаем удачи!

Элементы анкеты

Четвертый структурный элемент анкеты - выражение благодарности

Благодарим за помощь!

Спасибо за помощь

в проведении исследования!

Желаем удачи!

Примерная композиция анкеты Приветствие Краткое вступление(«шапка»), объясняющая цели исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т.д.) Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления Вопросы малой сложности «Паспорт» (если вопрос не анонимный) – сведения о респонденте Заключение. Благодарность за участие в опросе.

Примерная композиция анкеты

  • Приветствие
  • Краткое вступление(«шапка»), объясняющая цели исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т.д.)
  • Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов
  • Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления
  • Вопросы малой сложности
  • «Паспорт» (если вопрос не анонимный) – сведения о респонденте
  • Заключение. Благодарность за участие в опросе.
Самые распространенные ошибки при проведении анкетирования : постановка вопросов, на которые невозможно ответить; постановка вопросов, на которые не захотят ответить; постановка вопросов, которые не требуют ответа; отсутствие вопросов, на которые следовало бы получить ответ.

Самые распространенные ошибки при проведении анкетирования :

  • постановка вопросов, на которые невозможно ответить;
  • постановка вопросов, на которые не захотят ответить;
  • постановка вопросов, которые не требуют ответа;
  • отсутствие вопросов, на которые следовало бы получить ответ.
Метод анкетирования Достоинства Недостатки возможность охвата большого числа отвечающих; минимум влияния исследователя на опрашиваемых; довольно большая скорость сбора информации; возможность сравнения результатов нескольких исследований. негибкость: невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет; сравнительно невысокая объективность ; проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе; различное понимание , субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.

Метод анкетирования

Достоинства

Недостатки

  • возможность охвата большого числа отвечающих;
  • минимум влияния исследователя на опрашиваемых;
  • довольно большая скорость сбора информации;
  • возможность сравнения результатов нескольких исследований.
  • негибкость: невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет;
  • сравнительно невысокая объективность ;
  • проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе;
  • различное понимание , субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.