ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57 ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 57)
(ФИЛИАЛ № 4 )
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании методической комиссии Директор ФКП
ФКП образовательного учреждения № 57 образовательного учреждения № 57
Протокол № 1 от 29 августа 2019 г. __________________ С.В. Тарасов
Приказ № от 2019 г
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
количество часов: 36
Профессия: 15.01.05 – «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»»
«Согласовано»
Заместитель директора ФКП
образовательного учреждения № 57
________________ О.В. Щербакова
«_____» ________________ 201 г.
2019 г.
___ Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 января 2016 года № 50
Организация-разработчик: ФКП профессиональное образовательное учреждение № 57
Разработчики:
___________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Содержание
| стр |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
Условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
3
1. Паспорт программы учебной дисциплины
«Основы материаловедения»
1.1. Область применения программы.
Данная программа учебной дисциплины является частью Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.05
СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ) ФКП образовательного учреждения № 57 в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящим в состав укрупнённой группы профессий 150000 Машиностроение, с учётом квалификации – сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» относится к общепрофессиональному учебному циклу Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.05 СВАРЩИК
(РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего - 54 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа; самостоятельной работы обучающегося - 18 часов;
Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объём |
| часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
В том числе: | |
Лабораторные работы | 12 |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
В том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения
Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, | Объем часов | Уровень | |
разделов и тем | самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если | | освоения | |
| предусмотрены) | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | | |
Раздел 1. | | 36 | | | |
Основные сведения о | | | | |
| | | | |
материаловедение | | | | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | | |
| Введение. Типы атомных связей и их влияние на свойства материала. Строение | 2 | 2 | | |
| металлических материалов. | | | | |
| Практические занятия | 2 | | | |
Тема 1. | № 1. Построение графиков процессов кристаллизации. | 2 | | | |
№ 2. Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток. | | | | |
Основные сведения о | | | | |
| | | | |
строении металлов и | Самостоятельная работа обучающихся. | | | | |
сплавов. | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 4 | | | |
| | | |
| литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных | | | | |
| преподавателем) | | | | |
| Подготовка к практическим работам с использованием методических | | | | |
| рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | | | | |
| | | | | |
| Содержание учебного материала | 10 | | | |
| | | | | |
Тема 2. | Методы изучения структуры металла. Механические свойства и методы их | | 2 | | |
определения. Физические свойства металлов. Технологические свойства металлов | 2 | | |
Методы изучения | | |
и сплавов | | | | |
свойств металлов и | | | | |
сплавов. | | | | | |
Лабораторные работы: | 8 | | | |
| №1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов | | | | |
| и сплавов». | 8 | | | |
| №2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)». | | | | |
| №3. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Бринелля». | | | | |
| №4. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Роквелла». | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | Самостоятельная работа обучающихся. | | | | |
| Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 2 | | | |
| литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных | | | | |
| преподавателем). | | | | |
| Подготовка к лабораторным работам с использованием методических | | | | |
| рекомендаций, оформление результатов работы и подготовка к защите. | | | | |
| | | | | | | |
| Содержание учебного материала | 10 | | | |
| | | | | 2 | | |
| 1 | | Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния | 2 | | |
| | | железоуглеродистых сплавов. | | | | |
| 2 | | Получение чугуна. Классификация чугунов. | 2 | | | |
| | | | | | | |
| 3 | | Конструкционные стали общетехнического назначения. | 2 | | | |
Тема 3. | | | Инструментальные материалы. Стали и сплавы с особыми свойствами. | | | | |
4 | | Цветные металлы и сплавы. | 2 | | | |
Железоуглеродистые, | | | | |
| | | | | | |
цветные металлы и | | | | | | | |
сплавы. | | | | | | | |
Практические занятия | 2 | | | |
| | | |
| № 3. Отработка навыков пользования справочными таблицами. | | | | |
| № 4. Расшифровка марок чугунов по заданным параметрам. | 2 | | | |
| № 5. Расшифровка марок сталей по заданным условиям. | | | | |
| № 6. Расшифровка марок цветных металлов и сплавов. | | | | |
| | | | | | | |
| | | Самостоятельная работа обучающихся. | | | | |
| Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 6 | | | |
| литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных | | | | |
| преподавателем). | | | | |
| Подготовка к практическим работам с использованием методических | | | | |
| рекомендаций. | | | | |
| | | | | | |
| Содержание учебного материала | 6 | | | |
| 1 | Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении. | | 2 | | |
| | | | 2 | | | |
| | | | | |
| 2 | | Термическая обработка стали. Термическая обработка чугунов. | 2 | | |
Тема 4. | | | | | | |
Практическое занятие | 2 | | |
Термическая и | | | | | | |
№ 7. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит. | 2 | | |
химико-термическая | | |
обработка | | | | | | |
железоуглеродистых | | | | | | |
| | Самостоятельная работа обучающихся. | | | |
сплавов | | | | | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 4 | | |
| | |
| литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных | | | |
| преподавателем). | | | |
| Подготовка к практической работе с использованием методических | | | |
| рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | | | |
| | | | | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | |
| 1 | | Полимерные материалы. | | | |
| 2 | | Стекло. Древесина. | 2 | 2 | |
| 3 | | Композиционные материалы. | | | |
| 4 | Горюче-смазочные материалы и технические жидкости. | | | |
Тема 5. | | | | | |
Практическое занятие | 2 | | |
Основные сведения о | | | | | | |
неметаллических | № 8.Определение качества моторного масла простейшими методами. | 2 | | |
материалах | | | | | | |
| | Самостоятельная работа обучающихся. | | | |
| | | | | |
| Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 2 | | |
| литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных | | | |
| преподавателем). | | | |
| Подготовка к практической работе с использованием методических | | | |
| рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | | | |
| | | | | | |
| | | Дифференцированный зачет | 2 | | |
| | | ВСЕГО | 36 | | |
| | | | | | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Основы материаловедения»; лаборатория «Материаловедение». Оборудование учебного кабинета:
образцы материалов, применяемых при сварке.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков Учебник.-М. «Издательский центр «Академия»,2017.
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб.пособие. – М: «Академия», 2017.
Дополнительные источники:
Геллер Ю.А. Инструментальные стали - М: Издательство «Академия», 2016
Зиновьев Е.В. Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник. - М: 280 с, 2017.
Лифшиц Б.Г.; Кропошин В.С. Физические свойства металлов и сплавов, 2014, 320 с.
9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки | |
(освоенные умения, усвоенные знания) | результатов обучения | |
Умения: | | |
| Оценка выполнения лабораторных работ. | |
пользоваться справочными таблицами для | |
Наблюдение и оценка выполнения | |
определения свойств материалов; | |
практических работ. | |
| |
| Оценка выполнения тестовых заданий. | |
| Контроль и оценка выполнения | |
| самостоятельной работы. | |
| | |
| Оценка выполнения лабораторных работ. | |
| Наблюдение и оценка выполнения | |
выбирать материалы для осуществления | практических работ. | |
профессиональной деятельности. | Оценка выполнения тестовых заданий. | |
| Контроль и оценка выполнения | |
| самостоятельной работы. | |
| | |
Знания: | | |
| | |
| Наблюдение и оценка выполнения | |
наименование, маркировку, свойства | практических работ. | |
обрабатываемого материала; | Оценка выполнения тестовых заданий. | |
| Контроль и оценка выполнения | |
| самостоятельной работы. | |
| | |
| Наблюдение и оценка выполнения | |
правила применения охлаждающих и | практических работ. | |
смазывающих материалов; | Оценка выполнения тестовых заданий. | |
| Контроль и оценка выполнения | |
| самостоятельной работы. | |
механические испытания образцов | Оценка выполнения лабораторных работ. | |
материалов; | Наблюдение и оценка выполнения | |
| практических работ. | |
| Оценка выполнения тестовых заданий. | |
| Контроль и оценка выполнения | |
| самостоятельной работы. | |
| | |
10