СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог как один из эффективных видов обучения устной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о видах диалогической речи и его роли в обучении говорению. 

Просмотр содержимого документа
«Диалог как один из эффективных видов обучения устной речи.»

Обучение диалогической речи на среднем этапе

Лазарева Любовь Егоровна, учитель английского языка МБОУ «Таттинский лицей им. А. Е. Мординова»

Статья о видах и методах обучения диалогической речи и его роли


Обучение диалогической речи на среднем этапе


Представители диалогической философии считают, что диалог в современном мире, с одной стороны, признается единственной альтернативой насилию и конфликту, с другой стороны, диалог позволяет субъекту глубже понять свою собственную точку зрения во взаимодействии с другими субъектами. С помощью диалога происходит взаимодействие народов, их сближение и слияние в разных областях деятельности. Одной из форм сближения наций А.Е. Мординов считал язык, подчеркивая, что коренным условием успешного овладения языком других народов является знание родного языка и процесс взаимодействия разных народов происходит через язык.

Отсюда следует, что в настоящее время обучение устной речи на иностранном языке в школе является ведущей целью. Одним из видов обучения устной речи является диалогическая речь. Именно через диалогическую речь отрабатываются и запоминаются речевые образцы, целые структуры, которые затем могут использоваться в естественной речи. Современные УМК предлагают обширный материал для обучения диалогической речи, так учащиеся овладевают достаточным лексическим минимумом для составления диалогов. Но в тоже время они не знают функциональные способы выражения. Как показывает практика, учащиеся 5-7 классов имеют затруднения при составлении диалогов, что является проблемой в обучении диалогической речи в среднем звене.

Каждая из форм устной речи – диалогической и монологической – имеет свои лингвистические особенности, поэтому к обучению каждой из них необходим дифференцированный подход.

Диалогическая речь – это форма социально- речевого общения, основа сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. Она имеет определенную цель и задачу. Единицей диалогической речи является речевое действие.

Конечно, в учебном процессе тема диалога зависит от программы, УМК, цели и задачи. Кроме того, в процессе диалога трудно перейти от одной темы к другой. Для обучения диалогической речи часто используют следующие виды диалога:

  1. Диалог – обмен информацией, имеющей фактический характер; диалог взаимно-информирующего типа; диалог одностороннего сообщения информации.

  2. Диалог – планирование совместных действий.

  3. Диалог – обмен впечатлениями, мнениями.

Каждый вид диалога связан с определенными этапами обучения. Первый вид диалога используется на раннем этапе обучения, это могут быть очень простые диалоги типа приветствия, знакомства, получения необходимой информации. Также этот вид может использоваться и на среднем этапе, но постепенно усложняя темы и ситуации перейти ко второму виду диалога. Диалог – планирование действий уже предусматривает более сложные предложения, умения соотнести предложенное с реальными возможностями и выбором из двух вариантов. Третий вид диалога предусматривает критически оценить сказанное, убедительно построить свое высказывание и обосновать свои доводы. Такую задачу можно поставить на продвинутом уровне, когда необходимый материал доведен до автоматизма.

Согласно ФГОС и общеобразовательной программы РФ от 2012, первые два вида диалога подразделяются на следующие подвиды диалогов: диалог этикетного характера, диалог – расспрос и диалог – побуждение к действию.

УМК “Spotlight” обеспечивает необходимый уровень отработки языкового, речевого и социокультурного материала в системе упражнений и заданий, что способствует реализации требований программы.

Обучение диалогической речи, в УМК 5-7 классов построены, в основном, по дедуктивному методу (изучение диалога как комплекса, состоящего из нескольких диалогических единств). Соловова Е.Н. считает, что дедуктивный путь или «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения типовым диалогам. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов. Здесь опорами для составления собственных диалогов могут служить:

- ответы на вопросы учителя по тексту диалога;

- сами тексты диалогов-моделей;

- знакомство с новыми словами, речевыми моделями и клише;

- разыгрывание учебных диалогов, близких к тексту;

- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога.

Для представления о естественной диалогической речи можно давать больше практики в употреблении клише. В начале, можно просто записать эти клише и дать учащимся выучить их наизусть. И использовать их на каждом уроке. В результате учащиеся научатся воспринимать их на слух, понимать вопросы и отвечать на них.

Особое значение имеет ролевая игра, которая позволяет приблизить речевую деятельность к реальному общению. Тем более, ролевая игра позволяет учащимся проявлять инициативу и самостоятельность, что способствует усилению мотивации.

Также, для формирования навыков диалогической речи у учащихся подходят такие ролевые игры, как «Знакомство», «В школе», «Как пройти..?» и др. . Реплики, усвоенные в составе диалогических реплик, включаются в новые комбинации, например; «Знакомство» и «В школе». Целью является умение комбинировать речевые образцы и формирование способности вступать в общение, прогнозировать поведение высказывания партнеров. Постепенно, в ролевую игру можно ввести такие монологические устные высказывания, как «Описание дома» или «Описание семьи», «Интересы и увлечения», объединяя с темами «Приветствие. Знакомство».

В 6-7 классах задания ролевых игр, ситуаций, постепенно, расширяются и усложняются, переходя к индуктивному методу, который предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. , Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога и образец будет сковывать творчество учащихся. Этот способ направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков происходит в процессе общения.

. Здесь можно использовать следующие упражнения:

- упражнения с использованием текста – образца (заполнить пропуски в репликах диалога, воспроизвести диалог, затем составить диалог из микродиалогов или по образцу);

- упражнения пошагового составления диалога с комбинированием фраз из монологического высказывания: описать ситуацию – составить реплики (вопросы, ответы), заполнить репликами середину или конец диалога и сыграть ролевую игру.

Все упражнения должны отвечать следующим требованиям:

- быть посильными по объему;

- учитывать постепенное нарастание трудностей;

- быть целенаправленными и мотивированными;

- активизировать деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Кроме диалога – этикетного характера, диалога – расспроса и диалога – побуждения к действию можно вводить диалог – планирование совместных действий. в обучении этого вида диалога очень хорошо подходят такие темы, как «Покупка подарка», «Что смотреть по телевизору», «В магазине» и др.

Разумеется, на среднем этапе обучения, трудно научить учащихся всем особенностям диалогической речи. Не стоит забывать, что в методическом отношении существенным является то, что в процессе обучения аудирование и говорение способствуют развитию друг друга. Поэтому беседа учащихся должна быть более жизненной, чтобы они могли использовать их на практике. Они должны уметь правильно начать беседу, понять и правильно задать вопрос и ответить на него, также они должны уметь поддержать разговор и довести его до логического конца. Средний этап является фундаментом к следующему шагу обучения диалогической речи – диалог – обмен впечатлениями, мнениями.

По окончании 9 класса, многие ученики сдают ГИА по английскому языку, где обязательным является устная часть. Одним из трех заданий устной части является диалог с электронным ассистентом. По виду диалога – это диалог – расспрос, то есть сообщение необходимой информации. От ученика требуется понять вопрос, при этом он не может переспросить, понять вопрос и ответить.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что при организации диалогического общения следует максимально приблизить ситуации к реальным. Беседа учащихся должна быть более жизненной, чтобы они могли использовать их на практике.

Комбинирование реплик, ситуаций, заучивание клише наизусть является фундаментом к подготовке устной части ГИА по английскому языку.


Список литературы

  1. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей // М.: Просвещение, 1989.

  2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей, 4-е издание / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад пед наук. СССР. – М.:Педагогика, 1981. – с.206-226.

  4. УМК Spotlight (5-7) Ваулина Ю.Е., Д. Дули, Подоляко О.Е., В. Эванс. учеб. для общеобразоват.организаций. – 4-у изд. – М.:E[press Publishing: Просвещение, 2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!