Обучение диалогической речи на среднем этапе
Лазарева Любовь Егоровна, учитель английского языка МБОУ «Таттинский лицей им. А. Е. Мординова»
Статья о видах и методах обучения диалогической речи и его роли
Обучение диалогической речи на среднем этапе
Представители диалогической философии считают, что диалог в современном мире, с одной стороны, признается единственной альтернативой насилию и конфликту, с другой стороны, диалог позволяет субъекту глубже понять свою собственную точку зрения во взаимодействии с другими субъектами. С помощью диалога происходит взаимодействие народов, их сближение и слияние в разных областях деятельности. Одной из форм сближения наций А.Е. Мординов считал язык, подчеркивая, что коренным условием успешного овладения языком других народов является знание родного языка и процесс взаимодействия разных народов происходит через язык.
Отсюда следует, что в настоящее время обучение устной речи на иностранном языке в школе является ведущей целью. Одним из видов обучения устной речи является диалогическая речь. Именно через диалогическую речь отрабатываются и запоминаются речевые образцы, целые структуры, которые затем могут использоваться в естественной речи. Современные УМК предлагают обширный материал для обучения диалогической речи, так учащиеся овладевают достаточным лексическим минимумом для составления диалогов. Но в тоже время они не знают функциональные способы выражения. Как показывает практика, учащиеся 5-7 классов имеют затруднения при составлении диалогов, что является проблемой в обучении диалогической речи в среднем звене.
Каждая из форм устной речи – диалогической и монологической – имеет свои лингвистические особенности, поэтому к обучению каждой из них необходим дифференцированный подход.
Диалогическая речь – это форма социально- речевого общения, основа сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. Она имеет определенную цель и задачу. Единицей диалогической речи является речевое действие.
Конечно, в учебном процессе тема диалога зависит от программы, УМК, цели и задачи. Кроме того, в процессе диалога трудно перейти от одной темы к другой. Для обучения диалогической речи часто используют следующие виды диалога:
-
Диалог – обмен информацией, имеющей фактический характер; диалог взаимно-информирующего типа; диалог одностороннего сообщения информации.
-
Диалог – планирование совместных действий.
-
Диалог – обмен впечатлениями, мнениями.
Каждый вид диалога связан с определенными этапами обучения. Первый вид диалога используется на раннем этапе обучения, это могут быть очень простые диалоги типа приветствия, знакомства, получения необходимой информации. Также этот вид может использоваться и на среднем этапе, но постепенно усложняя темы и ситуации перейти ко второму виду диалога. Диалог – планирование действий уже предусматривает более сложные предложения, умения соотнести предложенное с реальными возможностями и выбором из двух вариантов. Третий вид диалога предусматривает критически оценить сказанное, убедительно построить свое высказывание и обосновать свои доводы. Такую задачу можно поставить на продвинутом уровне, когда необходимый материал доведен до автоматизма.
Согласно ФГОС и общеобразовательной программы РФ от 2012, первые два вида диалога подразделяются на следующие подвиды диалогов: диалог этикетного характера, диалог – расспрос и диалог – побуждение к действию.
УМК “Spotlight” обеспечивает необходимый уровень отработки языкового, речевого и социокультурного материала в системе упражнений и заданий, что способствует реализации требований программы.
Обучение диалогической речи, в УМК 5-7 классов построены, в основном, по дедуктивному методу (изучение диалога как комплекса, состоящего из нескольких диалогических единств). Соловова Е.Н. считает, что дедуктивный путь или «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения типовым диалогам. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов. Здесь опорами для составления собственных диалогов могут служить:
- ответы на вопросы учителя по тексту диалога;
- сами тексты диалогов-моделей;
- знакомство с новыми словами, речевыми моделями и клише;
- разыгрывание учебных диалогов, близких к тексту;
- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога.
Для представления о естественной диалогической речи можно давать больше практики в употреблении клише. В начале, можно просто записать эти клише и дать учащимся выучить их наизусть. И использовать их на каждом уроке. В результате учащиеся научатся воспринимать их на слух, понимать вопросы и отвечать на них.
Особое значение имеет ролевая игра, которая позволяет приблизить речевую деятельность к реальному общению. Тем более, ролевая игра позволяет учащимся проявлять инициативу и самостоятельность, что способствует усилению мотивации.
Также, для формирования навыков диалогической речи у учащихся подходят такие ролевые игры, как «Знакомство», «В школе», «Как пройти..?» и др. . Реплики, усвоенные в составе диалогических реплик, включаются в новые комбинации, например; «Знакомство» и «В школе». Целью является умение комбинировать речевые образцы и формирование способности вступать в общение, прогнозировать поведение высказывания партнеров. Постепенно, в ролевую игру можно ввести такие монологические устные высказывания, как «Описание дома» или «Описание семьи», «Интересы и увлечения», объединяя с темами «Приветствие. Знакомство».
В 6-7 классах задания ролевых игр, ситуаций, постепенно, расширяются и усложняются, переходя к индуктивному методу, который предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. , Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога и образец будет сковывать творчество учащихся. Этот способ направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков происходит в процессе общения.
. Здесь можно использовать следующие упражнения:
- упражнения с использованием текста – образца (заполнить пропуски в репликах диалога, воспроизвести диалог, затем составить диалог из микродиалогов или по образцу);
- упражнения пошагового составления диалога с комбинированием фраз из монологического высказывания: описать ситуацию – составить реплики (вопросы, ответы), заполнить репликами середину или конец диалога и сыграть ролевую игру.
Все упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- быть посильными по объему;
- учитывать постепенное нарастание трудностей;
- быть целенаправленными и мотивированными;
- активизировать деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Кроме диалога – этикетного характера, диалога – расспроса и диалога – побуждения к действию можно вводить диалог – планирование совместных действий. в обучении этого вида диалога очень хорошо подходят такие темы, как «Покупка подарка», «Что смотреть по телевизору», «В магазине» и др.
Разумеется, на среднем этапе обучения, трудно научить учащихся всем особенностям диалогической речи. Не стоит забывать, что в методическом отношении существенным является то, что в процессе обучения аудирование и говорение способствуют развитию друг друга. Поэтому беседа учащихся должна быть более жизненной, чтобы они могли использовать их на практике. Они должны уметь правильно начать беседу, понять и правильно задать вопрос и ответить на него, также они должны уметь поддержать разговор и довести его до логического конца. Средний этап является фундаментом к следующему шагу обучения диалогической речи – диалог – обмен впечатлениями, мнениями.
По окончании 9 класса, многие ученики сдают ГИА по английскому языку, где обязательным является устная часть. Одним из трех заданий устной части является диалог с электронным ассистентом. По виду диалога – это диалог – расспрос, то есть сообщение необходимой информации. От ученика требуется понять вопрос, при этом он не может переспросить, понять вопрос и ответить.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что при организации диалогического общения следует максимально приблизить ситуации к реальным. Беседа учащихся должна быть более жизненной, чтобы они могли использовать их на практике.
Комбинирование реплик, ситуаций, заучивание клише наизусть является фундаментом к подготовке устной части ГИА по английскому языку.
Список литературы
-
Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей // М.: Просвещение, 1989.
-
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей, 4-е издание / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2006.
-
Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад пед наук. СССР. – М.:Педагогика, 1981. – с.206-226.
-
УМК Spotlight (5-7) Ваулина Ю.Е., Д. Дули, Подоляко О.Е., В. Эванс. учеб. для общеобразоват.организаций. – 4-у изд. – М.:E[press Publishing: Просвещение, 2014.