СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог метра и ритма

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диалог метра и ритма»

Музыка 6 класс 2 четверть 6 урок

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная:

В процессе последовательного развернутого материала расширить знания учащихся с ритмом и метром, как средством музыкальной выразительности.

Развивающая:

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная:

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные:

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр, для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки.

Оборудование для педагога:

- видео - материалы;

- технические средства - компьютер, проектор;

музыкальная аппаратура - фортепиано;

Виды деятельности:

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа.

Методы и приемы:

- наблюдение,

- использование видео - материала,

- аналитический,

- практический,

- наглядный.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Вход «Рождественская песенка»

Приветствие «Добрый день»

2. Подготовка к восприятию темы

Видеофрагмент мультфильма «Ритм»

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? О чем этот видеофрагмент? (ответы)

- Да. Сегодня мы продолжим наш разговор о ритме, метре. А поможет нам в этом сказка и ваши одноклассники.

3. Работа по теме

Жил на свете сказочный бездельник. Вернее сказать не жил, а время убивал. Все ему так про это и говорили. Задумался бездельник: «Что это они мне про убитое время твердят? Если время бывает мертвое, значит и живое водиться должно!» И пошел он, куда глаза глядят, живое время искать.
Видит – лежит человек. Одно ухо под себя постелил, другим накрылся. Спрашивает его бездельник:
– Бездельничаешь? Тоже время убиваешь?
– Нет, отвечает тот, – я не убиваю время. Я его меряю. Мы тут все время меряем.
– Как так?
– А по-всякому. Кто короткой мерой, а кто мерой подлиннее. Кто слушает, как капельки воды равномерно стучат, камень долбят, а кто – как волны морские равномерно на берег накатываются.
– А ты?
– А я сердце собственное слушаю. Ударами сердца время меряю.
– Сказочно-напрасным делом вы тут занимаетесь.
– Э, не скажи. Меряешь, меряешь время, и кажется, будто оно равномерно дышит. А дышит – значит живое!
Обрадовался бездельник: Живое! Дышит!
– Нужный ты мне человек, – говорит. Предлагаю вместе путь держать. А как звать тебя?
– Каждого из нас, кто время равномерными порциями отсчитывает, зовут греческим именем МЕТР. А по-русски МЕРА. Это одно и то же. 

Учитель: И действительно, вся наша жизнь соткана из равномерных отрезков времени. Коротких и длинных. Ребята, приведите, пожалуйста, примеры живого времени. (День, ночь, времена года, человеческое дыхание и т.д.)
В музыке, если быть внимательным, всегда какой-то пульс прослушивается. Так вот, этот пульс и есть основа всей музыки. (Учитель показывает карточки с музыкальными размерами 2/4, 3/4 )СЛАЙД
В музыкальном пульсе есть сильные доли и слабые. Они между собой чередуются. Сильные доли на счет «раз» приходятся. Именно равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке называется МЕТРОМ.

З адание: Я вам показываю слайды, а вы прохлопываете пульс-метр.



А теперь ответьте, пожалуйста, что такое МЕТР?

Ученики: Метр - равномерное чередование ударов, пульса в музыке.

Ученики делают вывод: В жизни ритм в ответе за порядок. В музыке за порядок отвечает метр.

Учитель: Итак, наши путешественники отправились дальше. Видят, человек ухо к дереву приложил.
– Что ты делаешь? – спрашивают путники.
– Проверяю, достаточно ли быстро соки в этом дереве движутся, пульс его прослушиваю. А вы чем похвастаться можете?
– Я – сказочный Бездельник.
– А я – Метр, ударами сердца время меряю, поэтому живым его чувствую.
– Как сердце твое бьется, я издали слышу. Необыкновенно хорошо работает, как часы. Только я терпеть не могу часы. Усыпили они время колдовским механическим сном. Дышать-то оно дышит, а шевелиться не может, но вам сказочно повезло, я знаю, как разбудить его.
С этими словами человек велел Метру пробежаться (звучит «Танец с саблями» Хачатуряна). Пульс у Метра после «пробежки» стал гораздо быстрее. Потом человек погрузил Метр в задумчивость и пульс стал гораздо медленнее (звучит музыка Дебюсси «Сирены»)
– Обыкновенное чудо, – сказал волшебник, – я разбудил спящее время.
– Кто  ты, делающий время быстрым и медленным? – спросил Бездельник.
– Я – ТЕМП (СЛАЙД)
Подружились они и пошли дальше.

Учитель: Ребята, приведите примеры разных темпов в нашей жизни: очень быстрых и быстрых….неторопливых и умеренных… медленных и очень медленных.
В музыкальной записи скорость музыкального произведения обозначается словами, которые пришли к нам из итальянского языка. Но об этом мы поговорим на следующих уроках.

Учитель: А наши путешественники, тем временем, пришли в сказочный город. Маленькие нотки – гномики, которые жили в этом городе, строили его со сказочным энтузиазмом.
Они деловито сновали вверх-вниз, вправо-влево, сбиваясь в кучи и разлетаясь в стороны. Трудились не покладая рук в поте лица. Одно плохо – работа не клеилась, кипела впустую.
Тут-то МЕТР и ТЕМП показали свой сказочный талант. МЕТР точно время разметил, включил в работу трудовой пульс. Темп – скорость в работе распределил, когда – быстрее надо шевелиться, а когда и отдохнуть пора. Теперь каждый гномик-нотка точно знал свое время.
– Это сказочно хорошо, когда все, что нужно, вовремя происходит – хором воскликнули строители города.
– Пусть это вовремя будет нашим КОРОЛЕМ. И имя у него будет королевское – РИТМ. Да здравствует король РИТМ!!! (СЛАЙД)
А что же Бездельник?

Учитель: Ребята, я предлагаю вам дома дописать историю Бездельника – продолжение сказки.
– Так что же мы называем РИТМОМ?
Ученики: Ритм – организация звуков во времени, а метр – чередование сильных и слабых долей в музыке.

Учитель: Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? (СЛАЙД) 

( упражнение « Маленькой ёлочке»)

Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что  в песне длина звуков разная: долгая и короткая.

Учитель:  Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

Ученики дают ответы.

Учитель: Тема нашего урока : Диалог метра и ритма.  А что же такое диалог?

Ученики: Взаимная беседа.

Учитель: А в какой связи находятся метр и ритм?

Ученики: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

2 этап

Учитель:  Каждое музыкальное произведение написано в определенном размере. На прошлом уроке мы говорили о размере ¾. Какие произведения в этом размере вы уже знаете? На прошлом уроке мы с вами познакомились с мазуркой, полонезом и вальсом, сейчас у нас с вами будет небольшая викторина

Помните, что мазурка - танец, под который можно делать небольшие прыжки, полонез - это танец шествие, а вальс - это наиболее близкий вам трехдольный танец, который вы с легкостью угадаете

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Учитель: Молодцы.

Музыкальные произведения также бывают в двухдольном, четырёхдольном и других размерах.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Просмотр видеофрагмента: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).


Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Рождественская песенка»

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

  • Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

  • Каковы их отличительные особенности?

  • С какими размерами мы сегодня познакомились?

  • Назовите произведения, прозвучавшие на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

  • Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

  • На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

  • С кем вы можете поделиться этими знаниями?

9.Домашнее задание

Подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна (по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем уроке!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!