СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалоговое обучение на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование диалогового обучения на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Диалоговое обучение на уроках в начальной школе»

«Диалоговое обучение на уроках в начальной школе»

Подгорнова С.Н.

учитель начальных классов

СОШ №32


Плохой учитель преподает истину,

хороший - учит ее находить.


В последнее время в преподавании очень много говориться о новых педагогических технологиях в обучении, о компетентном подходе в обучении.

1. Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Обучение критическому мышлению.

3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование ИКТ в преподавании и обучении.

5. Обучение талантливых и одаренных учеников.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

7. Управление и лидерство в обучении.

Хочу поделиться с читателями о применении диалогового обучения на уроках.

Так как я учитель начальных классов и обучаю детей младшего школьного возраста, то именно эта тема меня заинтересовала больше всего. Учащиеся-первоклассники в сентябре-ноябре месяце (начало учебного года) ещё не имеют навыков письма и чтения. В основном, начальное обучение строится на диалоге.

Диалог легко вписывается в учебный процесс при традиционной классно-урочной системе занятий и может использоваться при изучении разных школьных предметов. Я применяла на серии уроков по познанию мира в 1 классе.

Ключевыми словами, с которых я начала освоение теоретических основ диалогового обучения явились: диалог, учебный диалог, общение, взаимодействие ,интерактивное обучение, типы бесед.

Изучая литературу и различные источники по данной теме, я выяснила, что первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги. Философские и педагогические диалоговые концепции познания описаны в трудах Мерсера и Литлтона(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Л.Выготский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой. Далее Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. При выполнении таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения.

Организация диалогового обучения на своих уроках помогает мне вовлечь учащихся в процесс обучения, тем самым повысить познавательную деятельность учащихся и мотивацию к обучению.

Взаимодействие на основе диалога на уроках в начальной школе можно представить так:

  1. учитель-ученик

  2. ученик-ученик

  3. ученик-учитель.

Мой опыт работы в школе, а также посещение уроков учителей показывает, что при традиционном обучении на уроке взаимодействие учителя и ученика не так уж разнообразно.

Происходит оно, в основном, при объяснении нового материала, либо при опросе.

Самым распространенным видом учебного диалога, как правило, является учитель-ученик. Причём, ученику отводится пассивная роль объекта, даже при объяснении, когда учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают на них.

Именно на первом этапе применения я поняла, что роль учителя должна быть направляющей, а учащиеся сами должны хотеть узнавать и учиться, то есть строить свои уроки таким образом, чтобы ученики обучались совместно: в группах или парах строили свои выводы, обсуждали какую-либо проблему, изучали новый материал. Я решила, что мне нужно попробовать применить такой метод на своих уроках.

Начала с оценки себя. Чаще всего моя роль учителя была доминирующей, стиль общения был авторитарный. Я дала себе установку «больше слушать учащихся на уроке, пусть дети говорят, а я буду лишь их направлять вопросами» Я знаю, что многие ученики, а тем более первоклассники испытывают страх, беспокойство на уроке, боятся сказать неправильно, «их могут поругать».

Вследствие такого подхода появляется низкая мотивация учеников, тревожность на уроке.

Я поняла, что если правильно организовать обучение, то между учениками будет не просто общение друг с другом, а прежде всего обмен учебной информацией. И на первых уроках я создала условия для диалогового обучения, материал урока изучался учениками совместно друг с другом, ученики помогали друг другу, сообща, делясь своими мыслями и идеями, выполняли работу на флипчартах. Просматривая видеозапись своего урока, я увидела, что мои ученики не просто рисовали деревья, кустарники, травы, но и рассказывали друг другу в группе какие они знают деревья, где растут кустарники, и какие травы бывают лечебные. Многое что не было сказано мной на уроке, ученики рассказывали друг другу, выполняя групповое задание на флипчарте.

Я заметила, что моим ученикам легче установить контакт между собой, нежели с учителем, т.к. лучше понимают друг друга.

Когда учащиеся работают в группах или парах, они вовлечены во взаимодействие, в форме беседы «ученик-ученик», и таким образом у них идёт лучшее понимание изучаемой темы.

Именно работа в группах и диалоговое общение друг с другом повышает уровень самостоятельности, объём и темп выполнения заданий. Взаимообучение и взаимопомощь исключает состояние тревожности, дети свободно общались, рассказывали друг другу из своих наблюдений, улыбались, делились карандашами, советовались, старались выполнить работу лучше других групп, ведь это стабилизирует положительную мотивацию учения.

На серии последовательных уроков я проводила наблюдения за тем, как диалоговое общение в группах влияет на вовлеченность учеников в процессе обучения, как меняется их эмоциональное состояние и как их поведение отражается на результатах обучения.

После каждого урока я спрашивала у учеников: «Что особенно было интересно на уроке?» И услышала ответ: «Что было интересно работать в группах с одноклассниками, где мы работали вместе, сообща, делясь своими идеями».

Большое значение при диалоговом обучении отводиться умение задавать вопросы. Раньше я не задумывалась над тем, как правильно выстроить вопросы. В основном на своих уроках, я задавала вопросы закрытого типа, либо предлагала тесты с выбором правильного ответа. Но для того чтобы стимулировать обсуждения, дискуссию, поиск, исследования учащимся необходимо предлагать вопросы открытого типа. Они имеют много разных ответов, требуют более глубокого обдумывания темы, побуждают учащихся конструировать свои знания в процессе ответа на вопрос.

Чтобы правильно ставить цели в обучении, правильно формулировать проблемы и задания для учащихся, чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучении, полезно воспользоваться таксономией Б.Блума. Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий, до самых сложных. Проанализировав содержание учебников по познанию мира, я заметила, что в них большой процент заданий и вопровов, соответствующих низкому уровню умений по таксономии Блума. Для того, чтобы развивать у учеников мышления высокого уровня мне нужно самой готовить задания и вопросы открытого типа, используя в том числе различные источники.

Я строила свое диалогическое общение с учениками разрабатывая задания и вопросы по теме урока на анализ, синтез, оценку. Я пришла к выводу, что составление открытых вопросов более высокого уровня очень трудно, требует от меня время и особые усилия.

Я задавала вопрос в своем общении который называется «вызов». Такой вопрос помогает сконцентрировать внимание учащихся на определенном этапе урока, позволяет видеть изучаемый материал в системе.

На основе своих наблюдений, я пришла к выводу, что эффективность использования диалогового обучения зависит во многом от педагогической техники учителя, так как учителя очень часто задают вопрос и сами на него отвечают, не дают ученикам подумать, спрашивают только успешных учеников, задают вопросы одного и того же типа, что часто приводит к низкой мотивации обучения.

Над этим надо работать ежедневно, так как ответственность за результатом обучения лежит на учителя.

Из моих исследований, наблюдений, я поняла, что диалог занимает центральное место на уроке, и при грамотной организации урока, диалоговое обучение в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучений.

Тщательное продумывание своих уроков, примение новых подходов в обучении и преподавании, анализ результатов своей работы, рефлексия, продвинут учеников в обучении и наши ученики в будущем будут достойными гражданами своей страны, успешными и самостоятельными в жизни.