СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра "Подбери словечко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра "Подбери словечко"»

   Дидактическая игра  «Подбери словечко»   Выполнила: воспитатель 1кк МДОАУ «Д/С №99» Хлудова Л.Г.

  Дидактическая игра «Подбери словечко»

Выполнила: воспитатель 1кк

МДОАУ «Д/С №99»

Хлудова Л.Г.

 Актуальность:  И гра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития . Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Актуальность:

И гра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития . Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом способствует закреплению навыков пользования инициативной речью способствует совершенствованию разговорной речи способствует обогащению словаря оказывает влияние на формирование грамматического строя языка

Игра дошкольников:

  • побуждает детей к общению друг с другом
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
  • способствует совершенствованию разговорной речи
  • способствует обогащению словаря
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка

Цель:  систематизировать лексическую систему языка. Задачи:  1) учить детей осуществлять поиск слова по  следующим признакам: морфологическим,  фонетическим, грамматическим, семантическим; 2) систематизировать словарь по лексическим темам;   3) развивать зрительное, слуховое, тактильное  восприятие;   4) развивать умение высказывать свои мысли в  форме простого распространенного предложения.

Цель:  систематизировать лексическую систему языка.

Задачи:

1) учить детей осуществлять поиск слова по

следующим признакам: морфологическим,

фонетическим, грамматическим, семантическим;

2) систематизировать словарь по лексическим темам;

3) развивать зрительное, слуховое, тактильное

восприятие;

4) развивать умение высказывать свои мысли в

форме простого распространенного предложения.

 Возраст:  5-6 лет.  Формы реализации: индивидуальная, подгрупповая работа. Перечень игрового оборудования: представлен сериями предметных картинок, направленных на систематизацию словаря, развитие фонематического слуха.

Возраст:  5-6 лет.

Формы реализации: индивидуальная, подгрупповая работа.

Перечень игрового оборудования: представлен сериями предметных картинок, направленных на систематизацию словаря, развитие фонематического слуха.

 Планируемые результаты : ребёнок умеет осуществлять поиск слова по морфологическим, грамматическим, семантическим признакам; ребёнок умеет систематизировать словарь по лексическим темам;  у ребёнка хорошо развито зрительное, слуховое, тактильное восприятие;  ребёнок умеет высказывать свои мысли в форме простого распространённого предложения;  у ребёнка хорошо развито творческое воображение.

Планируемые результаты :

  • ребёнок умеет осуществлять поиск слова по морфологическим, грамматическим, семантическим признакам;
  • ребёнок умеет систематизировать словарь по лексическим темам;
  • у ребёнка хорошо развито зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
  • ребёнок умеет высказывать свои мысли в форме простого распространённого предложения;
  • у ребёнка хорошо развито творческое воображение.
 Предлагаемые этапы игры: Подготовительный:  - сопоставление реальных предметов и картинок, их замещающих. Основной:  - установление простейших семантических, фонетических связей при работе с 1-2 предметными картинками;  - установление семантических, фонетических связей при работе с серией сюжетных картинок. Заключительный:  - самостоятельная актуализация заданных лексем с использованием данного игрового оборудования;  - творческое решение поставленной вербальной задачи путем установления парадигматических, тематических, фонетических, синтагматических ассоциаций.

Предлагаемые этапы игры:

  • Подготовительный: - сопоставление реальных предметов и картинок, их замещающих.
  • Основной: - установление простейших семантических, фонетических связей при работе с 1-2 предметными картинками;

- установление семантических, фонетических связей при работе с серией сюжетных картинок.

  • Заключительный: - самостоятельная актуализация заданных лексем с использованием данного игрового оборудования;

- творческое решение поставленной вербальной задачи путем установления парадигматических, тематических, фонетических, синтагматических ассоциаций.

 Виды работы по структурированию словаря с использованием данного наглядного пособия. 1.Актуализация. Соотнесение слова стимула и слова- реакции.   Цель:  соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, узнавать изображение в измененных условиях и соотносить с соответствующим словом.   Лексический материал:   ёжик, гусеница, яблоко, кот, зонт, карандаш  1.Этап: Инструкция: Назови, кто это?  2.Этап: Инструкция: «Посмотри картинки, отбери те, на которых нарисован петушок».  3.Этап: Инструкция: «Раздели картинки на группы, назови».

Виды работы по структурированию словаря с использованием данного наглядного пособия.

1.Актуализация. Соотнесение слова стимула и слова- реакции.

Цель:  соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, узнавать изображение в измененных условиях и соотносить с соответствующим словом.

Лексический материал:   ёжик, гусеница, яблоко, кот, зонт, карандаш 1.Этап: Инструкция: Назови, кто это? 2.Этап: Инструкция: «Посмотри картинки, отбери те, на которых нарисован петушок». 3.Этап: Инструкция: «Раздели картинки на группы, назови».

 2. Формирование синтагматических ассоциаций.   Цель:   учить подбирать слово-реакцию к слову- стимулу, образовывая словосочетание, учитывая грамматические признаки.    1.Этап: Инструкция: «Про какой предмет можно сказать «красный»?  2.Этап: Инструкция: «Подбери предметы, про которые можно сказать…синий» (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

2. Формирование синтагматических ассоциаций.

Цель:   учить подбирать слово-реакцию к слову- стимулу, образовывая словосочетание, учитывая грамматические признаки.

1.Этап: Инструкция: «Про какой предмет можно сказать «красный»? 2.Этап: Инструкция: «Подбери предметы, про которые можно сказать…синий» (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

 Лексический материал:  Слово – стимул:  красный.  Слово – реакция: яблоко, редис, цветок.  Слово – стимул:  желтый.  Слово – реакция: лимон, банан, перец, яблоко, дыня.  Слово – стимул:  зеленое.  Слово – реакция: яблоко, огурец, виноград, горох, лук.  Слово – стимул:  синий.  Слово – реакция: шар, цветок, ведро, шапка, банты.  Слово – стимул:  оранжевый.  Слово – реакция: апельсин, морковь, шар, колготки.  Слово – стимул:  круглая.  Слово – тарелка, мяч, луна, монета, таблетка.  Слово – стимул:  пушистая.  Слово – лиса, кот, лама.  Слово – стимул:  гладкий.  Слово – портфель, галстук, кубик, ложка.

Лексический материал:

Слово – стимул:  красный.  Слово – реакция: яблоко, редис, цветок. Слово – стимул:  желтый.  Слово – реакция: лимон, банан, перец, яблоко, дыня. Слово – стимул:  зеленое.  Слово – реакция: яблоко, огурец, виноград, горох, лук. Слово – стимул:  синий.  Слово – реакция: шар, цветок, ведро, шапка, банты. Слово – стимул:  оранжевый.  Слово – реакция: апельсин, морковь, шар, колготки. Слово – стимул:  круглая.  Слово – тарелка, мяч, луна, монета, таблетка. Слово – стимул:  пушистая.  Слово – лиса, кот, лама. Слово – стимул:  гладкий.  Слово – портфель, галстук, кубик, ложка.

Пример установления синтагматических ассоциаций: по форме:  круглая… юрта  круглый… колобок  круглый … торт

Пример установления синтагматических ассоциаций:

по форме:

круглая… юрта круглый… колобок круглый … торт

по цвету:  красная… юбка  красные… ягоды  красный …плащ

по цвету:

красная… юбка красные… ягоды красный …плащ

 по фактуре:

по фактуре:

 3 . Дифференциация слов близких по звучанию (фонетический признак).    Цель:   учить подбирать и дифференцировать слова, близкие по акустическому признаку (отрабатывать способность актуализировать слово, учитывая фонетический признак)    1. Этап: Инструкция: «Назови картинку, подбери с похожим названием»?  2. Этап: Инструкция: «Подбери предметы, похожие по звучанию (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

3 . Дифференциация слов близких по звучанию (фонетический признак).

Цель:   учить подбирать и дифференцировать слова, близкие по акустическому признаку (отрабатывать способность актуализировать слово, учитывая фонетический признак)

1. Этап: Инструкция: «Назови картинку, подбери с похожим названием»? 2. Этап: Инструкция: «Подбери предметы, похожие по звучанию (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

 Лексический материал:  Слово- стимул: слова- реакции.  дом  (ком, лом, сом, том)  кот (рот, крот, плот, народ)  шишка (мишка, малышка, пустышка, книжка)  мама  (рама, лама, панама)  челка (щелка, пчелка, елка, иголка)

Лексический материал:

Слово- стимул: слова- реакции.

дом  (ком, лом, сом, том) кот (рот, крот, плот, народ) шишка (мишка, малышка, пустышка, книжка) мама  (рама, лама, панама) челка (щелка, пчелка, елка, иголка)

 Пример установления фонетических ассоциаций:

Пример установления фонетических ассоциаций:

 4. Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих отношения часть – целое.  Цель:   структурировать словарь, дифференцировать название целого объекта и его частей.  1. Этап: Инструкция: «Назови предмет. Найди и назови картинки, обозначающие его части.  Это платье. У него есть: платье: воротник, рукав, манжета, пуговица  2. Этап: Инструкция: «Назови предметы. Нади и назови их части (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

4. Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих отношения часть – целое. Цель:   структурировать словарь, дифференцировать название целого объекта и его частей. 1. Этап: Инструкция: «Назови предмет. Найди и назови картинки, обозначающие его части. Это платье. У него есть: платье: воротник, рукав, манжета, пуговица 2. Этап: Инструкция: «Назови предметы. Нади и назови их части (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).

 Лексический материал:  платье: воротник, рукав, манжета, пуговица;  дом: крыша, окно, стена, крыльцо;  машина: кабина, кузов, фара, колесо;  кошка: хвост, лапы, шерсть, усы;  птица: крылья, клюв, перья, ноги.

Лексический материал:

платье: воротник, рукав, манжета, пуговица; дом: крыша, окно, стена, крыльцо; машина: кабина, кузов, фара, колесо; кошка: хвост, лапы, шерсть, усы; птица: крылья, клюв, перья, ноги.

 5.Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих родовидовые отношения.    Цель:   соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, формировать умение правильно актуализировать слова с обобщающим значение.  1. Этап: Инструкция: «Перечисли, предметы, назови их одним словом.  Это диван (стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван). Это все – мебель.  2. Этап: Инструкция: «Подбери похожие предметы. Назови, одним словом».

5.Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих родовидовые отношения.

Цель:   соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, формировать умение правильно актуализировать слова с обобщающим значение. 1. Этап: Инструкция: «Перечисли, предметы, назови их одним словом. Это диван (стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван). Это все – мебель. 2. Этап: Инструкция: «Подбери похожие предметы. Назови, одним словом».

 Лексический материал:  мебель: стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван;  инструменты: молоток, пила, топор, иголка, клещи, ножницы;  продукты питания: рыба, сыр, мясо, молоко, хлеб, яйцо.  одежда: брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто. Пример ассоциации, составленной ребенком 5 лет:  Это пчела .  У неё жало острое как иголка.  Дом, в котором живет пчела, называется — улей.  Крылья пчелы похожи на бантики.  Глаза- круглые, как мяч.

Лексический материал:

мебель: стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван; инструменты: молоток, пила, топор, иголка, клещи, ножницы; продукты питания: рыба, сыр, мясо, молоко, хлеб, яйцо. одежда: брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто.

Пример ассоциации, составленной ребенком 5 лет:

Это пчела . У неё жало острое как иголка. Дом, в котором живет пчела, называется — улей. Крылья пчелы похожи на бантики. Глаза- круглые, как мяч.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание