Дидактическая игра «Подбери словечко»
Выполнила: воспитатель 1кк
МДОАУ «Д/С №99»
Хлудова Л.Г.
Актуальность:
И гра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития . Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
- способствует совершенствованию разговорной речи
- способствует обогащению словаря
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка
Цель: систематизировать лексическую систему языка.
Задачи:
1) учить детей осуществлять поиск слова по
следующим признакам: морфологическим,
фонетическим, грамматическим, семантическим;
2) систематизировать словарь по лексическим темам;
3) развивать зрительное, слуховое, тактильное
восприятие;
4) развивать умение высказывать свои мысли в
форме простого распространенного предложения.
Возраст: 5-6 лет.
Формы реализации: индивидуальная, подгрупповая работа.
Перечень игрового оборудования: представлен сериями предметных картинок, направленных на систематизацию словаря, развитие фонематического слуха.
Планируемые результаты :
- ребёнок умеет осуществлять поиск слова по морфологическим, грамматическим, семантическим признакам;
- ребёнок умеет систематизировать словарь по лексическим темам;
- у ребёнка хорошо развито зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
- ребёнок умеет высказывать свои мысли в форме простого распространённого предложения;
- у ребёнка хорошо развито творческое воображение.
Предлагаемые этапы игры:
- Подготовительный: - сопоставление реальных предметов и картинок, их замещающих.
- Основной: - установление простейших семантических, фонетических связей при работе с 1-2 предметными картинками;
- установление семантических, фонетических связей при работе с серией сюжетных картинок.
- Заключительный: - самостоятельная актуализация заданных лексем с использованием данного игрового оборудования;
- творческое решение поставленной вербальной задачи путем установления парадигматических, тематических, фонетических, синтагматических ассоциаций.
Виды работы по структурированию словаря с использованием данного наглядного пособия.
1.Актуализация. Соотнесение слова стимула и слова- реакции.
Цель: соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, узнавать изображение в измененных условиях и соотносить с соответствующим словом.
Лексический материал: ёжик, гусеница, яблоко, кот, зонт, карандаш 1.Этап: Инструкция: Назови, кто это? 2.Этап: Инструкция: «Посмотри картинки, отбери те, на которых нарисован петушок». 3.Этап: Инструкция: «Раздели картинки на группы, назови».
2. Формирование синтагматических ассоциаций.
Цель: учить подбирать слово-реакцию к слову- стимулу, образовывая словосочетание, учитывая грамматические признаки.
1.Этап: Инструкция: «Про какой предмет можно сказать «красный»? 2.Этап: Инструкция: «Подбери предметы, про которые можно сказать…синий» (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).
Лексический материал:
Слово – стимул: красный. Слово – реакция: яблоко, редис, цветок. Слово – стимул: желтый. Слово – реакция: лимон, банан, перец, яблоко, дыня. Слово – стимул: зеленое. Слово – реакция: яблоко, огурец, виноград, горох, лук. Слово – стимул: синий. Слово – реакция: шар, цветок, ведро, шапка, банты. Слово – стимул: оранжевый. Слово – реакция: апельсин, морковь, шар, колготки. Слово – стимул: круглая. Слово – тарелка, мяч, луна, монета, таблетка. Слово – стимул: пушистая. Слово – лиса, кот, лама. Слово – стимул: гладкий. Слово – портфель, галстук, кубик, ложка.
Пример установления синтагматических ассоциаций:
по форме:
круглая… юрта круглый… колобок круглый … торт
по цвету:
красная… юбка красные… ягоды красный …плащ
по фактуре:
3 . Дифференциация слов близких по звучанию (фонетический признак).
Цель: учить подбирать и дифференцировать слова, близкие по акустическому признаку (отрабатывать способность актуализировать слово, учитывая фонетический признак)
1. Этап: Инструкция: «Назови картинку, подбери с похожим названием»? 2. Этап: Инструкция: «Подбери предметы, похожие по звучанию (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).
Лексический материал:
Слово- стимул: слова- реакции.
дом (ком, лом, сом, том) кот (рот, крот, плот, народ) шишка (мишка, малышка, пустышка, книжка) мама (рама, лама, панама) челка (щелка, пчелка, елка, иголка)
Пример установления фонетических ассоциаций:
4. Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих отношения часть – целое. Цель: структурировать словарь, дифференцировать название целого объекта и его частей. 1. Этап: Инструкция: «Назови предмет. Найди и назови картинки, обозначающие его части. Это платье. У него есть: платье: воротник, рукав, манжета, пуговица 2. Этап: Инструкция: «Назови предметы. Нади и назови их части (предъявляется 2 и более картинок с постепенным усложнением).
Лексический материал:
платье: воротник, рукав, манжета, пуговица; дом: крыша, окно, стена, крыльцо; машина: кабина, кузов, фара, колесо; кошка: хвост, лапы, шерсть, усы; птица: крылья, клюв, перья, ноги.
5.Формирование парадигматических ассоциаций, выражающих родовидовые отношения.
Цель: соотносить реальное изображение и лексему её обозначающую, формировать умение правильно актуализировать слова с обобщающим значение. 1. Этап: Инструкция: «Перечисли, предметы, назови их одним словом. Это диван (стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван). Это все – мебель. 2. Этап: Инструкция: «Подбери похожие предметы. Назови, одним словом».
Лексический материал:
мебель: стол, стул, кресло, кровать, шкаф, диван; инструменты: молоток, пила, топор, иголка, клещи, ножницы; продукты питания: рыба, сыр, мясо, молоко, хлеб, яйцо. одежда: брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто.
Пример ассоциации, составленной ребенком 5 лет:
Это пчела . У неё жало острое как иголка. Дом, в котором живет пчела, называется — улей. Крылья пчелы похожи на бантики. Глаза- круглые, как мяч.
Спасибо за внимание