СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра экологического содержания «Экологическая рыбалка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра экологического содержания

«Экологическая рыбалка» (авторская игра - разработана воспитателем МОУ детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда Тараниной Еленой Викторовной)

 

Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет). Эта игра экологического содержания помогает увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игра доставит детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Она расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игра способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы. В игре развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Цель:

формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы и становление эстетического отношения к ней.

Задачи:

образовательные

-формировать представления об особенностях и многообразии природного сообщества «Пруд»;

- учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;

Развивающие

- развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;

закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры

воспитательные

- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;

- формировать основы безопасного поведения в природе;

 

Методические рекомендации:

  1. Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми  старших, подготовительных групп.
  2. Возможно использование в играх-викторинах.
  3. Количество игроков: от 5 до 20.
  4. Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра экологического содержания «Экологическая рыбалка»»

Дидактическая игра экологического содержания

«Экологическая рыбалка» (авторская игра - разработана воспитателем МОУ детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда Тараниной Еленой Викторовной)


Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет). Эта игра экологического содержания помогает увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игра доставит детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Она расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игра способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы. В игре развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.


Цель:

формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы и становление эстетического отношения к ней.

Задачи:

образовательные

-формировать представления об особенностях и многообразии природного сообщества «Пруд»;

- учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;

Развивающие

- развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;

закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры

воспитательные

- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;

- формировать основы безопасного поведения в природе;


Методические рекомендации:

  1. Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми старших, подготовительных групп.

  2. Возможно использование в играх-викторинах.

  3. Количество игроков: от 5 до 20.

  4. Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).


Оборудование и материалы для игры:

Поле для игры с изображением пруда, карточки-кармашки в виде листьев и цветков кувшинки с железными крепежами (для рыбалки с магнитами), удочки с магнитами, карточки с изображениями животных, 10 карт с рисунками домиков животных, контейнеры для карточек - «Мусор», «Зоопарк», «Обитатели пруда», фишки.

Игра «Экологическая рыбалка»

Цель: Развивать мышление, познавательную активность. Учить делать несложные умозаключения.

Правила игры: Карточки вкладываются в кармашки- листья или цветки кувшинок на игровое полотно «Пруд». С помощью удочки нужно выловить карточку из пруда (передавая удочку по очереди), назвать что на ней нарисовано и определить в какой контейнер нужно положить выловленный предмет в «Зоопарк», «Мусорный бак» или «Обитатели пруда». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Вариант 2:

- «Жил-был веселый прудик. В нем жило очень много обитателей. Но вдруг на пруд пришли отдыхать люди. Они оставили много мусора и прудик загрустил. Давайте поможем ему.» На изображении пруда выкладываются кармашки- листья или цветки кувшинок (в них обитатели пруда и мусор). С помощью удочки дети по очереди ловят карточку, если попадается обитатель пруда, его называют и выпускают в пруд; если попадается мусор – его ребенок забирает себе. Выигрывает тот, у кого больше карточек с изображением мусора.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение экологической сказки:

Звери, птицы, насекомые

Встретились как-то на полянке около пруда бобр, утка и стрекоза. Стали они друг другу о своем житье-бытье рассказывать.

- Я сегодня весь день плотину под солнышком строил, - жалуется бобр, - Был бы у меня домик, я бы смог в нем спрятаться и от жары отдохнуть.

- А я сегодня много рыбы поймала! - закрякала утка, - Её бы в домик отнести - мне бы рыбки надолго хватило, - задумалась утка.

- Но мы ведь маленькие, у нас сил не хватит себе домики построить! – сказала стрекоза.

- А пусть каждый из нас позовёт своих сородичей, - предложила утка, - Всем вместе и домик легче построить.

Не успела утка договорить, как бобр закричал на всю поляну:

- Эй! Все, у кого есть шерсть, идите сюда! Построим большой дом и будем в нём вместе жить.

- Все, у кого есть шесть ног, идите сюда! – сказала стрекоза. – Мы построим себе дом и будем в нём жить.

- Все, у кого есть перья, летите сюда! Мы тоже построим себе дом и будем в нем жить, - вслед за друзьями закрякала утка.

На их зов сбежались и слетелись животные со всей округи. И лиса, и заяц, и ежик, и медведица захотели вместе с бобром домик строить. А дятел с совой к утке прилетели и решили большое гнездо на дереве устроить, чтобы всем места хватило. Около стрекозы собралась целая стайка насекомых – и комары, и мухи, и даже кузнечик прискакал. Решили домик под большим листом лопуха построить.

Закипела на полянке работа, а через несколько дней построили животные три домика.

Стрекоза, комар, муха и кузнечик повесили на своём домике табличку с надписью «Насекомые», а потом подумали и приписали внизу: «Домик для всех, у кого шесть ног».

- А мы приглашаем в свой домик всех, у кого есть перья и крылья! – сказала утка и написала на домике: «Птицы».

- В нашем домике будут жить….- бормотал бобр, прибивая надпись, - О! В этом доме будут жить те, у кого есть зубы!

- И те, у кого есть шерсть! – добавил бобр.

- И те, у кого есть ресницы! – улыбнулась лисичка, рассматривая себя в зеркало.

- Те, кто кормит своих детей молоком! – прорычала медведица.

- Да! В нашем доме будут жить Звери, - сказал бобр и, подумав, добавил: - Только, чур, в домике никто никого не ест!

Для закрепления знаний у детей предлагаю игру «Пустите меня к вам жить…»

Для игры используем 3 карточки с рисунками домиков зверей, птиц и насекомых, а также карточки с изображением насекомых, птиц и зверей.

Воспитатель раздаёт детям по одной-две карточки с изображением животных, а карты с рисунками домиков животных оставляет у себя. Дети рассматривают картинки животных на своих карточках, стараясь определить, в каком домике должно жить его животное.

Выбрав домик, игрок поднимает руку и называет своё животное и от имени этого животного просит впустить его в дом. «Пустите меня к вам жить!» Говоря эти слова, ребенок называет дом, который выбрал. Воспитатель задаёт вопросы о животном, используя текст на обороте карты- домика. Если домик выбран правильно, ведущий приглашает это животное в домик. Если ребёнок ошибся (например, для лисы выбрал домик «Птицы»), воспитатель отвечает «лисе»: «Нет, ты не птица! Ищи себе другой домик». Затем выбирает себе домик следующий игрок. В конце воспитатель подводит итог: какие животные поселились в каждом домике.

Земноводные, рыбы, рептилии

Прослышала лягушка о том, что животные построили себе домики. Захотелось и ей в домике жить. Прискакала лягушка на полянку, стучится она в домик с надписью «Птицы» и говорит:

- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!

А утка из гнезда спрашивает: - У тебя перышки есть?

- Нет, - отвечает лягушка.

-А крылышки у тебя есть?

- Нет, - говорит ей лягушка.

- А клюв у тебя есть?

- Нет, - вздыхает лягушка.

- Тогда ты не птица, иди в другой домик жить.

Поскакала лягушка к другому домику – с надписью «Насекомые». Стучится в домик и говорит:

- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!

А стрекоза её спрашивает:

- У тебя шесть ног есть?

- Только четыре, ква-ква! – заквакала в ответ лягушка.

- Тогда ты не насекомое, иди в другой домик жить, застрекотала стрекоза.

Поскакала лягушка к домику с надписью «Звери». Стучится в домик и говорит:

- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!

А бобр спрашивает её:

- У тебя шерсть есть?

- Нет, - отвечает лягушка.

- Может ты кормишь своих детей молоком? – задумчиво спросила медведица.

- Нет, - вздохнула лягушка.

- Тогда ты не зверь! – решила медведица.

- Ищи себе другой дом!

Расстроилась лягушка, что не пустили её ни в один домик, и поскакала в свой пруд.

На берегу пруда увидела лягушка черепаху, а потом встретила в воде рыбку- маленького карасика. Рассказала им лягушка о домиках, которые выстроили себе звери, птицы и насекомые…

- Мы тоже готовы себе домики построить! – решил маленький карасик и тут же скрылся в глубине пруда – поплыл родню свою собирать.

- Хоть и говорят, что я медлительная, - собралась с мыслями черепаха, - но я тоже соберу всех своих родных, и мы первые домик себе построим! -Сказала так и уплыла.

- Ква-ква! А я что, хуже других? – заволновалась лягушка. – Я позову жабу, и мы тоже себе домик построим!

Через несколько дней на дне пруда вырос первый домик. Это был домик с надписью «Рыбы». А ниже было написано: «Для тех, кто дышит жабрами, живет в воде и имеет плавники».

А на берегу пруда появились два домика, каждый из которых наполовину скрывался в воде. На одном была надпись «Земноводные». Подпись внизу гласила «Для тех, кто имеет влажную кожу и может жить на земле и воде». В этом доме жили лягушка и жаба. На втором домике была надпись «Рептилии». Черепаха подумала и дописала: «Для тех, кто носит панцирь».

А ниже крокодил приписал: «Или кожа покрыта твердыми чешуйками». В этом доме жили черепаха, уж и крокодил.

Для закрепления знаний играем с детьми в игру «Пустите меня к вам жить…»

Раки, моллюски, черви

Прослышал рак о том, что рыбы, земноводные и рептилии построили себе домики, и пополз проситься к ним жить. Стучится он в домик с надписью «Земноводные» и говорит:

- Я рак, пустите меня к вам жить!

А лягушка из домика спрашивает:

- У тебя мягкая и влажная кожа?

- Нет, - отвечает рак.

- Ты можешь жить и на земле, и в воде?

- Нет, - вздыхает рак. – Я живу только в воде.

- Тогда ты не земноводное, - сделала вывод лягушка, - Ищи себе другой домик.

Пополз рак к домику с надписью «Рыбы». Стучится в дом и говорит:

- Я рак, пустите меня к вам жить.

А маленький карасик спрашивает его:

- Ты дышишь жабрами?

- Да! – радостно воскликнул рак.

- Твоё тело покрыто чешуёй? – задал новый вопрос карп.

- А плавники у тебя есть? – поинтересовался ёрш.

- Нет, - удрученно вдохнул рак.

- Тогда ты не рыба, ищи себе другой домик, - сказал карасик.

Пополз рак к домику с надписью «Рептилии». Стучится в домик и говорит:

- Я рак, пустите меня к вам жить.

А крокодил спрашивает его:

- Ты ползаешь?

- Да! – обрадовался рак.

- Твоё тело покрыто панцирем? – задал ему вопрос уж.

- Да! – еще больше обрадовался рак.

- А ног у тебя сколько? - заинтересовалась черепаха.

- Десять! – с гордостью ответил рак.

- Тогда ты не рептилия, иди в другой домик жить, - разочарованно сказала черепаха и втянула свою голову в панцирь.

Расстроился рак, что не пустили его ни в один домик жить, и решил вернуться в пруд. По дороге рак встретил улитку и дождевого червя.

Рассказал им рак о домиках, которые построили себе разные животные. Завидно стало червячку и улитке. Захотели они тоже себе домики построить.

Рак стал строить дом для тех, кто покрыт хитиновым панцирем и имеет десять ног. Так на нем и написал: «Раки».

А улитка строила домик для всех, кто носит на себе раковину, к которую можно спрятаться. Она повесила на свой домик табличку «Моллюски», а ниже приписала «Для всех, у кого одна нога, мягкое тело и есть раковина!»

Дождевой червь позвал пиявку и предложил её построить общий дом. Повесили они на своём домике надпись «Черви» и приписали: «Для тех, у кого длинное тело и нет позвоночника».

Как-то после дождя встретил дождевой червь паучка. Посочувствовал червячок паучку: ведь теперь у всех животных были домики, а у бедного паучка – нет. Паучок подумал и решил, что он очень похож на насекомых, и побежал проситься к ним в домик жить. По дороге встретил паучок комара. Комар выслушал его, но сказал, что у всех насекомых шесть ног, а у паучка – восемь. Загрустил паучок, а потом решил: «А построю-ка я свой домик! Для всех, у кого восемь ног и того, кто живет на земле». Дом у паучка получился похожим на огромную паутину. Паучок написал на нем «Пауки».

Вот так все животные разделились на группы, которые теперь живут в разных домиках.


Игра «Выбери нужное».


Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет их общие свойства или признаки и показывает карточку с домиком, а дети должны выбрать как можно больше животных, которые этим свойством обладают и разместить их в домике.


Например: «птицы» -

У них есть крылья и хвост.

Их тела покрыты перьями.

Их малыши появляются из яиц.

Они строят гнезда.


Игра «Я знаю»


Ход игры: Игроки садятся в круг. Ведущий показывает одну из карт с рисунком домика животных какой-либо одной группы. Задача игроков – рассказать, передавая карточку по кругу, что они знают о животных этой группы, не повторяя того, что уже называли.

Например:

-Это домик птиц. Я знаю, что птицы строят гнезда.

После чего передает карту игроку рядом.

- А я еще знаю, что у птиц есть перья и т.д.

Если игрок не смог добавить что-то новое, то ход передается следующему игроку. Выигрывает ребенок, последний назвавший признак данной группы животных.



Дидактическая игра: «Помоги Шерлоку!»

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл пес Шерлок. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены насекомые: комар, стрекоза и др. На других - обитатели прудов и озёр: карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за обитатели пруда, что они живут в воде или около неё. Шерлок пытается запомнить их, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Шерлок показывает, а дети называют картинку.

Игра «Сообщество пруда».


Цель: учить детей работать в группах; учить правильно расселять обитателей и делать вывод как связаны между собой обитатели водоёма; развивать речь, память, воображение.


На столе плакат с изображением пруда.

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривании карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра - это и весло, и руль одновременно.


Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?


Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свой пруд, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Воспитатель: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои ранее полученные знания - выберите картинки только с обитателями пруда: насекомые, животные, земноводные и т.д. Заселите их в пруд. 1 группа заселяет водоём, а 2 группа заселяет животный мир вокруг водоема.