Дидактическая игра экологического содержания
«Экологическая рыбалка» (авторская игра - разработана воспитателем МОУ детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда Тараниной Еленой Викторовной)
Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет). Эта игра экологического содержания помогает увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игра доставит детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Она расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игра способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы. В игре развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы и становление эстетического отношения к ней.
Задачи:
образовательные
-формировать представления об особенностях и многообразии природного сообщества «Пруд»;
- учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
Развивающие
- развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры
воспитательные
- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
- формировать основы безопасного поведения в природе;
Методические рекомендации:
Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми старших, подготовительных групп.
Возможно использование в играх-викторинах.
Количество игроков: от 5 до 20.
Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).
Оборудование и материалы для игры:
Поле для игры с изображением пруда, карточки-кармашки в виде листьев и цветков кувшинки с железными крепежами (для рыбалки с магнитами), удочки с магнитами, карточки с изображениями животных, 10 карт с рисунками домиков животных, контейнеры для карточек - «Мусор», «Зоопарк», «Обитатели пруда», фишки.
Игра «Экологическая рыбалка»
Цель: Развивать мышление, познавательную активность. Учить делать несложные умозаключения.
Правила игры: Карточки вкладываются в кармашки- листья или цветки кувшинок на игровое полотно «Пруд». С помощью удочки нужно выловить карточку из пруда (передавая удочку по очереди), назвать что на ней нарисовано и определить в какой контейнер нужно положить выловленный предмет в «Зоопарк», «Мусорный бак» или «Обитатели пруда». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Вариант 2:
- «Жил-был веселый прудик. В нем жило очень много обитателей. Но вдруг на пруд пришли отдыхать люди. Они оставили много мусора и прудик загрустил. Давайте поможем ему.» На изображении пруда выкладываются кармашки- листья или цветки кувшинок (в них обитатели пруда и мусор). С помощью удочки дети по очереди ловят карточку, если попадается обитатель пруда, его называют и выпускают в пруд; если попадается мусор – его ребенок забирает себе. Выигрывает тот, у кого больше карточек с изображением мусора.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение экологической сказки:
Звери, птицы, насекомые
Встретились как-то на полянке около пруда бобр, утка и стрекоза. Стали они друг другу о своем житье-бытье рассказывать.
- Я сегодня весь день плотину под солнышком строил, - жалуется бобр, - Был бы у меня домик, я бы смог в нем спрятаться и от жары отдохнуть.
- А я сегодня много рыбы поймала! - закрякала утка, - Её бы в домик отнести - мне бы рыбки надолго хватило, - задумалась утка.
- Но мы ведь маленькие, у нас сил не хватит себе домики построить! – сказала стрекоза.
- А пусть каждый из нас позовёт своих сородичей, - предложила утка, - Всем вместе и домик легче построить.
Не успела утка договорить, как бобр закричал на всю поляну:
- Эй! Все, у кого есть шерсть, идите сюда! Построим большой дом и будем в нём вместе жить.
- Все, у кого есть шесть ног, идите сюда! – сказала стрекоза. – Мы построим себе дом и будем в нём жить.
- Все, у кого есть перья, летите сюда! Мы тоже построим себе дом и будем в нем жить, - вслед за друзьями закрякала утка.
На их зов сбежались и слетелись животные со всей округи. И лиса, и заяц, и ежик, и медведица захотели вместе с бобром домик строить. А дятел с совой к утке прилетели и решили большое гнездо на дереве устроить, чтобы всем места хватило. Около стрекозы собралась целая стайка насекомых – и комары, и мухи, и даже кузнечик прискакал. Решили домик под большим листом лопуха построить.
Закипела на полянке работа, а через несколько дней построили животные три домика.
Стрекоза, комар, муха и кузнечик повесили на своём домике табличку с надписью «Насекомые», а потом подумали и приписали внизу: «Домик для всех, у кого шесть ног».
- А мы приглашаем в свой домик всех, у кого есть перья и крылья! – сказала утка и написала на домике: «Птицы».
- В нашем домике будут жить….- бормотал бобр, прибивая надпись, - О! В этом доме будут жить те, у кого есть зубы!
- И те, у кого есть шерсть! – добавил бобр.
- И те, у кого есть ресницы! – улыбнулась лисичка, рассматривая себя в зеркало.
- Те, кто кормит своих детей молоком! – прорычала медведица.
- Да! В нашем доме будут жить Звери, - сказал бобр и, подумав, добавил: - Только, чур, в домике никто никого не ест!
Для закрепления знаний у детей предлагаю игру «Пустите меня к вам жить…»
Для игры используем 3 карточки с рисунками домиков зверей, птиц и насекомых, а также карточки с изображением насекомых, птиц и зверей.
Воспитатель раздаёт детям по одной-две карточки с изображением животных, а карты с рисунками домиков животных оставляет у себя. Дети рассматривают картинки животных на своих карточках, стараясь определить, в каком домике должно жить его животное.
Выбрав домик, игрок поднимает руку и называет своё животное и от имени этого животного просит впустить его в дом. «Пустите меня к вам жить!» Говоря эти слова, ребенок называет дом, который выбрал. Воспитатель задаёт вопросы о животном, используя текст на обороте карты- домика. Если домик выбран правильно, ведущий приглашает это животное в домик. Если ребёнок ошибся (например, для лисы выбрал домик «Птицы»), воспитатель отвечает «лисе»: «Нет, ты не птица! Ищи себе другой домик». Затем выбирает себе домик следующий игрок. В конце воспитатель подводит итог: какие животные поселились в каждом домике.
Земноводные, рыбы, рептилии
Прослышала лягушка о том, что животные построили себе домики. Захотелось и ей в домике жить. Прискакала лягушка на полянку, стучится она в домик с надписью «Птицы» и говорит:
- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!
А утка из гнезда спрашивает: - У тебя перышки есть?
- Нет, - отвечает лягушка.
-А крылышки у тебя есть?
- Нет, - говорит ей лягушка.
- А клюв у тебя есть?
- Нет, - вздыхает лягушка.
- Тогда ты не птица, иди в другой домик жить.
Поскакала лягушка к другому домику – с надписью «Насекомые». Стучится в домик и говорит:
- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!
А стрекоза её спрашивает:
- У тебя шесть ног есть?
- Только четыре, ква-ква! – заквакала в ответ лягушка.
- Тогда ты не насекомое, иди в другой домик жить, застрекотала стрекоза.
Поскакала лягушка к домику с надписью «Звери». Стучится в домик и говорит:
- Я лягушка-квакушка, пустите меня к вам жить!
А бобр спрашивает её:
- У тебя шерсть есть?
- Нет, - отвечает лягушка.
- Может ты кормишь своих детей молоком? – задумчиво спросила медведица.
- Нет, - вздохнула лягушка.
- Тогда ты не зверь! – решила медведица.
- Ищи себе другой дом!
Расстроилась лягушка, что не пустили её ни в один домик, и поскакала в свой пруд.
На берегу пруда увидела лягушка черепаху, а потом встретила в воде рыбку- маленького карасика. Рассказала им лягушка о домиках, которые выстроили себе звери, птицы и насекомые…
- Мы тоже готовы себе домики построить! – решил маленький карасик и тут же скрылся в глубине пруда – поплыл родню свою собирать.
- Хоть и говорят, что я медлительная, - собралась с мыслями черепаха, - но я тоже соберу всех своих родных, и мы первые домик себе построим! -Сказала так и уплыла.
- Ква-ква! А я что, хуже других? – заволновалась лягушка. – Я позову жабу, и мы тоже себе домик построим!
Через несколько дней на дне пруда вырос первый домик. Это был домик с надписью «Рыбы». А ниже было написано: «Для тех, кто дышит жабрами, живет в воде и имеет плавники».
А на берегу пруда появились два домика, каждый из которых наполовину скрывался в воде. На одном была надпись «Земноводные». Подпись внизу гласила «Для тех, кто имеет влажную кожу и может жить на земле и воде». В этом доме жили лягушка и жаба. На втором домике была надпись «Рептилии». Черепаха подумала и дописала: «Для тех, кто носит панцирь».
А ниже крокодил приписал: «Или кожа покрыта твердыми чешуйками». В этом доме жили черепаха, уж и крокодил.
Для закрепления знаний играем с детьми в игру «Пустите меня к вам жить…»
Раки, моллюски, черви
Прослышал рак о том, что рыбы, земноводные и рептилии построили себе домики, и пополз проситься к ним жить. Стучится он в домик с надписью «Земноводные» и говорит:
- Я рак, пустите меня к вам жить!
А лягушка из домика спрашивает:
- У тебя мягкая и влажная кожа?
- Нет, - отвечает рак.
- Ты можешь жить и на земле, и в воде?
- Нет, - вздыхает рак. – Я живу только в воде.
- Тогда ты не земноводное, - сделала вывод лягушка, - Ищи себе другой домик.
Пополз рак к домику с надписью «Рыбы». Стучится в дом и говорит:
- Я рак, пустите меня к вам жить.
А маленький карасик спрашивает его:
- Ты дышишь жабрами?
- Да! – радостно воскликнул рак.
- Твоё тело покрыто чешуёй? – задал новый вопрос карп.
- А плавники у тебя есть? – поинтересовался ёрш.
- Нет, - удрученно вдохнул рак.
- Тогда ты не рыба, ищи себе другой домик, - сказал карасик.
Пополз рак к домику с надписью «Рептилии». Стучится в домик и говорит:
- Я рак, пустите меня к вам жить.
А крокодил спрашивает его:
- Ты ползаешь?
- Да! – обрадовался рак.
- Твоё тело покрыто панцирем? – задал ему вопрос уж.
- Да! – еще больше обрадовался рак.
- А ног у тебя сколько? - заинтересовалась черепаха.
- Десять! – с гордостью ответил рак.
- Тогда ты не рептилия, иди в другой домик жить, - разочарованно сказала черепаха и втянула свою голову в панцирь.
Расстроился рак, что не пустили его ни в один домик жить, и решил вернуться в пруд. По дороге рак встретил улитку и дождевого червя.
Рассказал им рак о домиках, которые построили себе разные животные. Завидно стало червячку и улитке. Захотели они тоже себе домики построить.
Рак стал строить дом для тех, кто покрыт хитиновым панцирем и имеет десять ног. Так на нем и написал: «Раки».
А улитка строила домик для всех, кто носит на себе раковину, к которую можно спрятаться. Она повесила на свой домик табличку «Моллюски», а ниже приписала «Для всех, у кого одна нога, мягкое тело и есть раковина!»
Дождевой червь позвал пиявку и предложил её построить общий дом. Повесили они на своём домике надпись «Черви» и приписали: «Для тех, у кого длинное тело и нет позвоночника».
Как-то после дождя встретил дождевой червь паучка. Посочувствовал червячок паучку: ведь теперь у всех животных были домики, а у бедного паучка – нет. Паучок подумал и решил, что он очень похож на насекомых, и побежал проситься к ним в домик жить. По дороге встретил паучок комара. Комар выслушал его, но сказал, что у всех насекомых шесть ног, а у паучка – восемь. Загрустил паучок, а потом решил: «А построю-ка я свой домик! Для всех, у кого восемь ног и того, кто живет на земле». Дом у паучка получился похожим на огромную паутину. Паучок написал на нем «Пауки».
Вот так все животные разделились на группы, которые теперь живут в разных домиках.
Игра «Выбери нужное».
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет их общие свойства или признаки и показывает карточку с домиком, а дети должны выбрать как можно больше животных, которые этим свойством обладают и разместить их в домике.
Например: «птицы» -
У них есть крылья и хвост.
Их тела покрыты перьями.
Их малыши появляются из яиц.
Они строят гнезда.
Игра «Я знаю»
Ход игры: Игроки садятся в круг. Ведущий показывает одну из карт с рисунком домика животных какой-либо одной группы. Задача игроков – рассказать, передавая карточку по кругу, что они знают о животных этой группы, не повторяя того, что уже называли.
Например:
-Это домик птиц. Я знаю, что птицы строят гнезда.
После чего передает карту игроку рядом.
- А я еще знаю, что у птиц есть перья и т.д.
Если игрок не смог добавить что-то новое, то ход передается следующему игроку. Выигрывает ребенок, последний назвавший признак данной группы животных.
Дидактическая игра: «Помоги Шерлоку!»
1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл пес Шерлок. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены насекомые: комар, стрекоза и др. На других - обитатели прудов и озёр: карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за обитатели пруда, что они живут в воде или около неё. Шерлок пытается запомнить их, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Шерлок показывает, а дети называют картинку.
Игра «Сообщество пруда».
Цель: учить детей работать в группах; учить правильно расселять обитателей и делать вывод как связаны между собой обитатели водоёма; развивать речь, память, воображение.
На столе плакат с изображением пруда.
Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривании карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра - это и весло, и руль одновременно.
Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?
Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свой пруд, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Воспитатель: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои ранее полученные знания - выберите картинки только с обитателями пруда: насекомые, животные, земноводные и т.д. Заселите их в пруд. 1 группа заселяет водоём, а 2 группа заселяет животный мир вокруг водоема.