Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений
Мастер-класс воспитателя Вострухиной О. С.
В асилий А лександрович С ухомлинский
Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои сказок, мультфильмов. В игре ребенок может кем захочет.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1 . Игра с числами и цифрами.
2 . Игры путешествие во времени.
3 . Игры на ориентирование в пространстве.
4 . Игры с геометрическими фигурами.
5 . Игры на логическое мышление.
2
1
5
- Играя в такие дидактические игры как: «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО», «НАЙДИ СВОЮ ПАРУ», «СОСТАВЬ ЧИСЛО», «СДЕЛАЙ ПОРОВНУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
- Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «СКОЛЬКО ИГРУШЕК НЕ СТАЛО?» и другие можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
- Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Игры с цифрами
- В старшей группе идет знакомство детей с днями недели, объяснение, что каждый день недели имеет свое название.
- В работе с детьми используются разнообразные дидактические игры; «НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ», «НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО», «КРУГЛЫЙ ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Игры путешествие во времени
- При использовании дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять, словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от машинки стоит пирамида, слева от книги - кукла и т.д.
- Существует множество игр, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, например:
- «НАЙДИ ПОХОЖУЮ», «РАСКАЖИ КТО РЯДОМ» , «ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и другие.
Игры на ориентирование в пространстве
- Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала , можно предложить детям поиграть такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «ПОСМОТРИ ВОКРУГ», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?», «ДОМИНО», «УГАДАЙ ФИГУРУ» и другие.
Игры с геометрическими фигурами
- Для развития логического мышления используем счётные палочки, как средство интеллектуального развития дошкольника.
- Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное. Игра "Танграм".
- В играх «Найди лишний предмет», «Каких фигур не хватает», игры с двумя обручами и другие, развивается произвольное внимание, память, логическое мышление.
Игры на логическое мышление
Познание элементарных математических представлений происходит постепенно. Дидактическая игра является одним из методов подготовки детей к изучению математике в школе. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Спасибо за внимание!