Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Программа воспитания в детском саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Игра используется как средство развития речи, памяти, мышления, воображения, расширения и закрепления представления об окружающей жизни).
Главная задача дидактический игры научить детей решать умственные задачи, предложенные им в игровой занимательной форме, дети сами находят решение, преодолевая при этом определённые трудности. Дети воспринимают умственную задачу как игровую, практическую, это повышает их умственную активность.
Во время дидактической игры формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов возникают интеллектуальные игры. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: настольно-печатные; с игрушками и предметами; словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, подбираются разнообразные дидактические игры. Игры по своей сложности должны соответствовать возрасту детей, если дать детям слишком сложную игру, они не смогут в неё играть, и наоборот - слишком лёгкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Они должны быть доступны детям, и вместе с тем, требовать определённого напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Играя с игрушками, разными предметами, с картинками у детей накапливается чувственный опыт. Разбирая и собирая матрёшку, подбирая парные картинки, ребёнок учится различать и называть форму, цвет, размер и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие дошкольника в дидактической игре неразрывно связано с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в словах. Для решения игровой задачи требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к рассуждениям, умозаключениям, умению применять свои знания в разных условиях. Это возможно только в том случае, если у детей сформированы конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Дидактические игры увлекают детей и формируют у них интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлекательная игра повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогают быстрому и устойчивому запоминанию. Всё это характеризует дидактическую игру как важное средство подготовки детей к школе. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он не заметно для себя решает дидактическую задачу.
Любая дидактическая игра содержит в себе несколько элементов: дидактическую задачу, правила, содержание и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является задача. Она неразрывно связана с программой обучения в детском саду. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (люди, их быт, труд, события общественной жизни, природа, животные и растительный мир), развитие речи (развитие связной речи, мышления, обогащения словаря, закрепление правильного звукопроизношения). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (это люди и их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни, природа и другое). Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Любая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.