Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития.»
Дидактическая игра как средство сенсорного развития
Возраст 2-3 года – период, когда происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. При грамотно созданных условиях это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе. Исходя из этого, главенствующей задачей периода раннего детства становится создание благоприятных условий для сенсорного развития детей. Для начала разберемся, что же включает в себя объемное понятие «сенсорное развитие»? Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов. Предлагаю вашему вниманию несколько категорий игр, которые помогут обеспечить малышам полноценное сенсорное развитие. Условно они подразделяются на: · игры на развитие тактильных ощущений. · игры и упражнения для закрепления понятия формы. · игры и упражнения на закрепления понятия величины. · игры и упражнения на закрепление цвета. Среди игр первой категории можно выделить следующие: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару». Одной из безумно любимых игр малышей несомненно является «Чудесный мешочек». Закрепить понятие о форме помогут такие игры, как: - «Найди предмет указанной формы» - «Какая фигура лишняя?» - «Найди предмет такой же формы». Закрепление понятия величины одно из самых сложных для малышей, однако, и в этом помогут дидактические игры: - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Дальше – ближе» - «В какую коробку?» (перед нами пять видов игрушек разных размеров, распределите их по пяти разным коробкам в зависимости от размера). Последняя категория - игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет». Подводя итоги, хочется отметить, что игра ребенка по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Играйте с детьми! Развивайтесь вместе!