СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игрушка "Кукла Катя и кукла Ваня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию ребенка может содействовать игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям. Нашим детям сегодня не хватает таких кукол, которые несут доброту, материнство, семейные и национальные ценности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игрушка "Кукла Катя и кукла Ваня"»


Номинация «Лучшая игрушка, выполненная своими руками»

«Кукла Катя и кукла Ваня»

«Кукла — способ познания жизни и для тех,

 кто ее создает и для тех, кто с ней общается».

Дайн Г.Л

Актуальность:

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно ФГОС выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные эталоны нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу. Кукла – первая среди игрушек, самая древняя и наиболее популярная. Её значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Играя с куклой, ребёнок имитирует поведения того или иного человека, апробирует новые способы взаимодействия, приобретает навыки коммуникации, повышает грамотность речи. Эта игрушка является своеобразным образцом для подражания и влияет на развитие половой идентичности, формирование гендерных установок. На всех этапах развития ребёнка игрушка выполняла и выполняет духовную, социальную, психологическую, эстетическую, экологическую функции.

Сегодня много в продаже кукол, которые отображают насилие, жестокость, стимулируют агрессивное, разрушительное поведение. Это травмирует психику ребенка. Развитию ребенка может содействовать игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям. Нашим детям сегодня не хватает таких кукол, которые несут доброту, материнство, семейные и национальные ценности.

Считается, что дети больше любят играть самодельными игрушками, чем покупными. Возможно из-за того, что самодельным игрушкам мы дарим частичку своего тепла и доброты. Самые маленькие дети любят мягкие и теплые предметы, напоминающие тепло человеческого тела. Для этого  подойдут мягкие тряпичные куклы. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. Создание таких кукол самими педагогами – одно из верных направлений на этом пути.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика человека. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Игрушка, с которой ребёнок имеет



постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья.

С куклами возиться – бытию учиться! (народная мудрость) Кукла обучает человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка не способна дать столько, сколько даёт простая кукла. Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка.


Цель:

Активизировать познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающей жизни. Развивать мелкую моторику, сенсорное и половое воспитание детей.


Задачи:

- повышению познавательной активности;

- формированию у детей представление о человеке (частях тела, различие пола человека);

- развитие мелкой моторики;

- формированию навыков самообслуживания;

- совершенствованию психических процессов (внимание, воображение, память, мышление);

- обогащение представлений об окружающем мире;

- закреплению знаний о предметах одежды и последовательности надевания;

- обогащение речи детей;

- формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.


Возрастная категория: 1,5-3 года



Описание кукол:

Текстильные куклы это красивые, безопасные  и интересные игрушки. Выполнены эти куклы (мальчик и девочка) из разных материалов - туловище из фетра, наполнитель синтепон, волосы из шерстяной пряжи.








Глаза сделаны из фетра, разных цветов, на липучках, могут меняться в зависимости от сюжета игры (например, игра «Катя (Ваня) спит»). Губы тоже на липучках и выражают различные эмоции.


Высота кукол - 60 сантиметров.







Куклы подвижные. Руки и ноги могут сгибаться в локтях и коленях.




Наряды сшиты из фетра разных цветов, нижнее белье из хлопковой ткани. Застежки одежды крепятся на липучки.

Особенность нарядов состоит в том, что они двусторонние, спереди и сзади различаются и по цвету, и по оформлению.


Кукла Катя

Набор предметов одежды: платье, халат, юбка, футболка, блуза, плавки, туфли.


Кукла Ваня

Набор предметов одежды: шорты двух цветов с ремнем, футболка, рубашка, трусы, туфли.






Это, конечно, не такие красотки, как фабричные, но зато тёплые очень!

Работа с дидактическими куклами способствует интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие и речевое развитие, используется в индивидуальной и подгрупповой совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Таким образом, куклы Катя и Ваня – обладают целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять их в практике воспитателя:

- доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает эмоциональный фон на занятиях;

- вариативность дидактических игр с участием кукол позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

- богатство содержания дидактических игр с участием Кати и Вани создает необходимую базу для развития речи, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников.

Кукол можно использовать в развлечениях, в театрализованной деятельности, в центрах предметно-развивающей среды группы, для перехода из одного вида деятельности (например, свободной игровой деятельности) к другому (образовательной деятельности, дидактической игре), для организации обучения через игру, для поздравления с праздником, вручения подарков, в ходе различных бесед о пользе и вреде чего-либо, о хорошем и плохом поведении и для благополучной адаптации вновь прибывших детей.

С дидактическими куклами связана работа по закреплению навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. Например, такие дидактические игры, как «Угостим Катю и Ваню чаем», «Научим Катю и Ваню мыть руки» и т.п. позволят закрепить с детьми умение правильно держать ложку, пользоваться чашкой, вытирать рот салфеткой, говорить «спасибо»; учить мыть руки, выполняя определенную цепочку последовательных действий и т.д.

Кукол Катю и Ваню можно использовать во многих вариантах игр.

Игра «Знакомство с куклой Катей, Ваней»

Цель игры: вызвать у детей доброжелательное отношение и интерес к игре с дидактической куклой.

Игра «У нашей Кати, Вани сегодня день рождения!»

Цель: знакомить с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывать чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать подарки.

Игра «У куклы Кати новый шкаф»

Цель игры: закрепить знания детей о названии одежды и обуви, ее последовательности одевания и раздевания.

Игра «Катя (Ваня) заболела»

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

Игра «Наша кукла хочет спать»

Цель: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); научить ласково, обращаться с куклой.

Игра «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды; дифференцировать одежду для мальчиков и девочек; обучать детей последовательно одевать кукол.




Игра «Подбери по цвету»

Цель: учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета; учить правильно, называть цвет, используя сочетания слов - названий предмета и цвета.

Игра «Сосчитаем пальчики»

Цель: учить считать до 3-5.

Игра «Моё лицо».

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (красные, голубые, зеленые). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Игра «Мальчики и девочки».
Цель: дать знания или закрепить знания детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и разли­чие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, по­ведении и деятельности.

Игра «Это есть у меня, это есть у Кати и Вани».

Цель: закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела.

И много других игр!

Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста, нужно обязательно осуществлять показ игровых действий, знакомить с функцией игрушки, проговаривать конкретные игровые ситуации, использовать разнообразный наглядно - игровой материал и постепенное усложнение игрового содержания. Ребёнку задают вопрос: «Где у куклы ручки? А где глазки?» и т.д., добиваясь того, чтобы ребенок показывал пальчиком то, что вы называете.

Кукла — это образ человека в игре ребѐнка, где дети подражают действиям взрослых. Куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.

Народная мудрость гласит: «Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»

Так давайте дарить счастье нашим детям, а они, когда вырастут, подарят его своим!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!