СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра - активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»

Поиграем и узнаем

Поиграем и узнаем

Дидактические игры в системе обучения и воспитания дошкольника Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.  Дидактическая игра  — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактические игры в системе обучения и воспитания дошкольника

Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактическая игра  — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Что даёт игра дошкольнику ? совершен-ствует творческие навыки свободу развивает воображение даёт поиск оптимальных решений предполагает обучение. порядок  гармонию  даёт психологи-ческую устойчивость компенсацию недостатков   активизацию умственных способностей увлеченность  увеличивает потребность ребенка в общении

Что даёт игра дошкольнику ?

совершен-ствует творческие навыки

свободу

развивает воображение

даёт поиск оптимальных решений

предполагает обучение.

порядок

гармонию

даёт психологи-ческую устойчивость

компенсацию недостатков 

активизацию умственных способностей

увлеченность

увеличивает потребность ребенка в общении

Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Основные функции дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей  содержит два начала:  учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель-логопед и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя: -умственное воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель-логопед и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя:

-умственное воспитание;

  • нравственное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.
Дидактические игры Словесные игры Игры с предметами Настольно-печатные игры

Дидактические игры

Словесные игры

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Структура дидактической игры. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Структура дидактической игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая задача Подведение итогов Игровые действия Составляющие дидактической игры Правила игры Дидактическая задача

Игровая задача

Подведение итогов

Игровые действия

Составляющие дидактической игры

Правила игры

Дидактическая задача

Дидактические игры, применяемые на логопедических занятиях  Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет  на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

Дидактические игры, применяемые на логопедических занятиях

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет  на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе  с дошкольниками имеющими речевые нарушения  учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи: •     Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. •     С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков. •     При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами. •     Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

В работе  с дошкольниками имеющими речевые нарушения  учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

•     Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

•     С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

•     При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.

•     Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:  •     Игра должна опираться на программный материал; •     Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный); •     Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям; •     Пособия для игры должны быть внешне привлекательными; •     Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:

•     Игра должна опираться на программный материал;

•     Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

•     Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;

•     Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

•     Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.  В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь.  Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Игры для формирования звукопроизношения у дошкольников Формирование шипящих звуков Формирование свистящих звуков Формирование сонорных звуков Формирование звуков к,г,х,й Автоматизация звуков я,е,ё,ю,(й) Автоматизация и дифференциация разных звуков

Игры для формирования звукопроизношения у дошкольников

Формирование шипящих звуков

Формирование свистящих звуков

Формирование сонорных звуков

Формирование звуков к,г,х,й

Автоматизация звуков я,е,ё,ю,(й)

Автоматизация и дифференциация разных звуков

Игра «Кто в каком домике живет?» Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков [Л] [Л'], закрепить понятие твердый звук и мягкий звук, закрепить понятие слог, определить количество слогов. Ход игры: ребенок называет картинку, начиная сверху, четко произносит автоматизируемые звуки. Определяет какой звук - мягкий или твердый в этом слове. Определяет сколько слогов в слове. Ребенок поселяет слова состоящие из одного слога на первый этаж, из двух слогов –на второй этаж, из трех - на третий этаж.

Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков [Л] [Л'], закрепить понятие твердый звук и мягкий звук, закрепить понятие слог, определить количество слогов.

Ход игры: ребенок называет картинку, начиная сверху, четко произносит автоматизируемые звуки. Определяет какой звук - мягкий или твердый в этом слове. Определяет сколько слогов в слове. Ребенок поселяет слова состоящие из одного слога на первый этаж, из двух слогов –на второй этаж, из трех - на третий этаж.

Л Ль

Л

Ль

Дидактические игры по развитию лексики у дошкольников Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Дидактические игры по развитию лексики у дошкольников

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Дидактические игры для развития связной речи дошкольников Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем. При работе над связной речью активно используют разнообразные дидактические игры.

Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

При работе над связной речью активно используют разнообразные дидактические игры.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств). В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди». Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук». Ребёнок: «У меня рабочий фартук». Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек». Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета». Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками». Ребёнок: «А мой — красной лентой». Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана». Ребёнок: «А у этого — один большой на груди». Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов». Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты». Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол». Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

Дидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года» Цель:  •формировать пространственно-временные представления детей, обогащение словаря и формирование грамматических категорий.  •развивать связную речь, учить выделять и объяснять взаимосвязь предметов и явлений.  •развивать психические процессы (мышление, память, внимание)  •воспитывать любовь к природе в разные времена года.  Подготовительная работа: рассматривание картин, уточнение  и расширение словаря, обучение пониманию последовательности событий, изображенных на картине, обучение мнемотехнике. Основная работа: Обучение детей составлению рассказа по собранным картинкам самим ребенком или другими детьми. Можно предложить ребенку план рассказа, например «Весна»  1.Какое время года изображено на картинке? 2. Назови первые приметы этого времени года 3.Назови весенние месяцы  4.Назови признаки весны  5.Какие птицы прилетают весной?  6.Что изменяется в природе?

Дидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года»

Цель: •формировать пространственно-временные представления детей, обогащение словаря и формирование грамматических категорий. •развивать связную речь, учить выделять и объяснять взаимосвязь предметов и явлений. •развивать психические процессы (мышление, память, внимание) •воспитывать любовь к природе в разные времена года. Подготовительная работа: рассматривание картин, уточнение  и расширение словаря, обучение пониманию последовательности событий, изображенных на картине, обучение мнемотехнике.

Основная работа: Обучение детей составлению рассказа по собранным картинкам самим ребенком или другими детьми. Можно предложить ребенку план рассказа, например «Весна»

1.Какое время года изображено на картинке?

2. Назови первые приметы этого времени года

3.Назови весенние месяцы 4.Назови признаки весны 5.Какие птицы прилетают весной? 6.Что изменяется в природе?

После заданных вопросов ребенок может сам сложить картинку, соответствующую определенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу, но и по своему замыслу. В процессе игры дети отгадывают загадки, сравнивают явления, слушают и запоминают стихи.

После заданных вопросов ребенок может сам сложить картинку, соответствующую определенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу, но и по своему замыслу. В процессе игры дети отгадывают загадки, сравнивают явления, слушают и запоминают стихи.

Использование дидактических игр в работе над формированием грамматического строя речи Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь -это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Использование дидактических игр в работе над формированием грамматического строя речи

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь -это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Грамматика -это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка, грамматика представляет собой систему систем», объединяющую словообразовании, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Грамматика -это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка, грамматика представляет собой систему систем», объединяющую словообразовании, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала -- в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание . Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименовании животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала -- в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание . Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименовании животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу : он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий которые можно с ним совершать.  Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры;   объяснение хода и правил игры;   показ игровых действий в процессе, которого воспитатель  или логопед учит детей правильно выполнять действие;   определение роли взрослого в игре. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической  задачи;   подведение итогов игры.

Обязательное требование к наглядному материалу : он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий которые можно с ним совершать.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры;
  •   объяснение хода и правил игры;
  •   показ игровых действий в процессе, которого воспитатель  или логопед учит детей правильно выполнять действие;
  •   определение роли взрослого в игре. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической  задачи;
  •   подведение итогов игры.
Логопедическая работа с предложно-падежными конструкциями с детьми дошкольного возраста в дидактических играх. Предлог - служебная часть речи,которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребёнка -21 предлог. Нарушения предложно-падежных конструкций проявляется в виде ошибок: 1)пропуск и замена предлогов; 2)замена одной предложно-падежной конструкции другой; 3)неправильное употребление падежного окончания существительного; 4)неправильное употребление как предлога,так и падежного окончания.

Логопедическая работа с предложно-падежными конструкциями с детьми дошкольного возраста в дидактических играх.

  • Предлог - служебная часть речи,которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребёнка -21 предлог.
  • Нарушения предложно-падежных конструкций проявляется в виде ошибок:
  • 1)пропуск и замена предлогов; 2)замена одной предложно-падежной конструкции другой; 3)неправильное употребление падежного окончания существительного; 4)неправильное употребление как предлога,так и падежного окончания.
 Обследование ведётся в двух направлениях: 1.Выявление понимания значения предлогов. 2.Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребёнка. Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.  Основная форма работы- логопедические занятия,проводимые фронтально,по подгруппам и индивидуально.Упражнения,направленные на формирование предложно-падежных конструкций,включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или физкультминутки. Виды фронтальных занятий и основные задачи: Лексико-грамматические занятия. *Развитие понимания речи. *Расширение и уточнение словарного запаса. *Формирование грамматических средств языка. *Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов. Обучение грамоте. Дети учатся писать предлоги. Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Обследование ведётся в двух направлениях:

1.Выявление понимания значения предлогов. 2.Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребёнка.

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

Основная форма работы- логопедические занятия,проводимые фронтально,по подгруппам и индивидуально.Упражнения,направленные на формирование предложно-падежных конструкций,включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или физкультминутки. Виды фронтальных занятий и основные задачи: Лексико-грамматические занятия. *Развитие понимания речи. *Расширение и уточнение словарного запаса. *Формирование грамматических средств языка. *Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов. Обучение грамоте. Дети учатся писать предлоги.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Требования к изучению предлогов в падежных конструкциях:  1.Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на,у,в,под,над,с,cо. 2.Составление предложений с предлогами на,под,над,к,у,от,с(со),из,в,по,меж- ду,за,перед. 3.Практическое усвоение в речи предлогов над,между,из-за,из-под,выражаю- щих пространственное расположение предметов. При формировании у детей чётких лексических значений пространственных предлогов,необходимо,чтобы,каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов.Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы.Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях,так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.На этой ступени необходимо закрепить предлоги не только в слухоречевой,но и в зрительной памяти детей.

Требования к изучению предлогов в падежных конструкциях:

1.Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на,у,в,под,над,с,cо.

2.Составление предложений с предлогами на,под,над,к,у,от,с(со),из,в,по,меж- ду,за,перед.

3.Практическое усвоение в речи предлогов над,между,из-за,из-под,выражаю- щих пространственное расположение предметов.

При формировании у детей чётких лексических значений пространственных предлогов,необходимо,чтобы,каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов.Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы.Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях,так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.На этой ступени необходимо закрепить предлоги не только в слухоречевой,но и в зрительной памяти детей.

Перечень игровых упражнений,направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов:  1.Игра:”Где находится предмет” Цель:Закрепить умение составлять предложение с предлогом.  2.Игра:”Правильно подними карточку’’ Цель:Учить детей находить нужную схему предлога. 3.Игра:”Добавь маленькое слово” Цель:Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Перечень игровых упражнений,направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов:

1.Игра:”Где находится предмет” Цель:Закрепить умение составлять предложение с предлогом.

2.Игра:”Правильно подними карточку’’ Цель:Учить детей находить нужную схему предлога.

3.Игра:”Добавь маленькое слово” Цель:Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Коррекционно – логопедическая работа над предложно – падежными конструкциями.

Коррекционно – логопедическая работа над предложно – падежными конструкциями.

Дидактические игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

«Пройди вокруг и не заблудись»  Цель : научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению. Описание игры . Игра состоит из игровых полей (для кждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинке к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля). Если игрок правильно определил место звука на каждой картинке, он пройдет лабиринтом от картинке к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернется к началу на своем игровом поле.

«Пройди вокруг и не заблудись»

Цель : научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Описание игры . Игра состоит из игровых полей (для кждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинке к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).

Если игрок правильно определил место звука на каждой картинке, он пройдет лабиринтом от картинке к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернется к началу на своем игровом поле.

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе С цель оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Использование ИКТ

в коррекционно-логопедической работе

С цель оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!