СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация на тему "Дидиктические игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ»

Игра является ведущей деятельностью дошкольников и имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции, так как она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Дети с помощью игры познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы;

- вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам;

- закрепляет знания, умения.

Игра имеет два основных направления, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  • Познавательное развитие. В игре дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т. д.).

  • Личностное развитие. В играх дошкольники обучаются способам сотрудничества, формам общения и отношения к другим людям.

В настоящее время существует множество различных дидактических пособий для развития познавательных способностей и речи детей с ОВЗ, которые направлены на обучение:

• находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

• сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять;

• помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа;

• требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию

• уметь задавать вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет».

• активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.

• формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности;

• проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так коррекция отрицательных - эгоизм, упрямство, хвастливость.

• преодолевается в игре нерешительность, неуверенность в себе, удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

Для подготовки ребенка с ОВЗ к школе рекомендуем перечень развивающих дидактических игр:

1. Игра: «Он, она, они»: обучение детей согласованию существительных с местоимениями «он, она, они»; учит различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.



2. Игра: «Подбери картинку к предлогу»: учить понимать пространственные значения предлогов, дифференцировать предлоги «в – на, над – под, за – перед и др.»; совершенствование умения составлять простые предложения с использованием предлогов.

3. Игра «Найди пару»: уточнение словаря, развитие умения различать предметы, сходные по значению, закрепление правильного употребления простого предложения, развитие зрительного и слухового внимания.



4. Игра «В гостях у Клоуна» (живое - неживое): научить различать живые и неживые предметы, упражнять в постановке вопросов «Кто это? Что это?», закрепить навык построения простого (назывного) предложения, развивать внимание, память.


5. Игра «Составь предложение»: активизировать словарь по лексическим темам, соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам.



6. Игра «Шнурок протяни, рассказ собери»: составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов.


7. Игра «Карлсон в гостях у малыша»: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам.


8. Игра «Мой, моя, моё, мои»: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.


9. Игра «Добавь предлог в предложение»: научиться детей правильно использовать в речи предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.


10. Игра «Расскажи о временах года»: помогает ориентироваться во временах года, сезонных изменениях в природе; развивает навыки сравнения и классификации предметов, учит анализировать информацию, устанавливать закономерности.



11.Игра «Где это находится?»: помочь детям закреплять пространственные понятия, развить внимание, мышление и речь.



12. Комплект игр для развития мелкой моторики, для согласования существительных с прилагательными, узнавание предметов по контуру, развитие связной речи «Обведи и назови», «Раскрась и назови», «Обведи и составь рассказ».


Используя в своей работе технологию дидактической игры, можно:

- выявить индивидуальные особенности детей;

- способствовать устранению нежелательных проявлений в характере;

- способствовать развитию необходимых компонентов для успешного общения детей друг с другом в процессе совместного выполнения задания;

- стимулировать развитие всех компонентов речи у детей с ЗПР;

- активизировать все психические процессы, она позволила гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- расширять границы жизненного опыта ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!