Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
«СОБЕРИ СЛОВА»
- Прочитайте деформированные слова, запишите их в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- а) Каросо, бярета , сказрас , чийбора, ниравна , сияфеспро , ломасо , повейсо, касоба, латса , цанипше, дагоя
- б) Фершо , лимифая, тельчиу, жайроу, рищвато , ретсек, керата, дормипо , тухпе , жирсапас , рагов , цаов .
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Трактор водит - …
- Электричку - …
- Стены выкрасит - …
- Доску выстругал - …
- В доме свет провёл - …
- В шахте трудится - …
- В жаркой кузнице - …
- Кто всё знает - …
«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
- ( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
- (Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)
- Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
- Тетрадь, пенал. учебник, топор.
- Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
- Курица, овца, корова, лошадь.
«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?
«РАСШИФРУЙТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
Расшифруйте весенние слова и определите их род и число:
- Нытапроли
- Чагр
- Снижкнепод
- Сокласуь
- Чуйре
- Жулы
- Льреал
«ПРОПАЖА»
В клетки нужно вписать имя существительное мужского рода,
единственного числа, которые обозначают нижнее покрытие,
настил в помещении, в доме.
- … учка
- … омка
- … янка
- … оска
- … е
- … ено
- … есье
- … ет
- … ив
«СЛОВА В СЛОВАХ»
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
- Шпагат
- Яблоко
- Буйвол
- Волосы
- Ярмарка
- Голоса
- Полоса
«ПРОВЕРЬТЕ НЕЗНАЙКУ»
Незнайка играл в слова, составляя из
двух слов одно. Проверьте, правильно
ли он составил слова?
- Кол+осы=колоссы
- Вол+осы-волосы
- Зуб+ь+я=зубья
- Дуб+ь+я=дубья
«А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?»
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
- У птицы это крыло – у человека…
- У зверя лапа – у человека…
- У собаки морда – у человека…
- У конфеты фантик – у человека…
- У подводной лодки перископ – у человека…
- У льва пасть – у человека…
- У машины мотор – у человека…
- У рыбы жабры – у человека…
- У берёзы сок – у человека…
- У экскаватора ковш – у человека…
«ИЗ МУЖСКОГО В ЖЕНСКИЙ»
К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две
буквы, чтобы получилось новое слово женского рода.
- Клуб - … жест – …
- Пол – … рак - …
- Полк - … рост - …
- Хлор - … вол - …
- Лак - … мел - …
- Сор - … мак - …
ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что общее есть у пальто и речки?
- Что есть у ребёнка, стула. гриба?
- Что есть у девушки, у моря и у крестьянина?
- Она сверкает на небе, плавает в воде.
- Кашу и птицу назвали…
- Животное и ямка, а слово одно.
«Найди определение»
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена
прилагательные,могут употребляться как в прямом,так и
в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например:
хлеб, климат,подушки – общее определение мягкие.
- Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
- Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
- Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение
каждому слову из второй строки:
- Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
- Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
«Кто быстрее»
Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
- Зелёный, продолговатый, сочный -…
- Маленькая. серенькая, пугливая -…
- Белое. пушистое. лёгкое -…
- Ветвистая, зелёная. колючая -...
- Белый, душистый, лесной -…
- Чистое, голубое, горное -…
«Кто какой?»
Запишите словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.
- трусливый медведь
- хитрая ёж
- шустрая змея
- неуклюжий лиса
- пёстрая ящерица
- рогатый заяц
- колючий волк
- ядовитая белка
- юркая бабочка
«Третье лишнее»
Из списка слов выбрать лишнее. Объяснить свой выбор.
- печь снежный космос
- печной снежинка космический
- печник снеговик космонавт
- лес боль вареный
- лесной больничный варенье
- лесистый болезненный варка
«Восстанови справедливость»
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что:
- Неуклюжий как крот Верный как слон
- Неповоротливый как собака Хитрый как бык
- Слепой как пёс Длинный как заяц
- Трусливый как медведь Вороватый как жираф
- Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим
владельцам.
Загадки – шутки
Ответьте на весёлые вопросы и запишите прилагательные, которые встретились в тексте:
- Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита?
- Каких камней не найдёшь в море?
- Какой болезнью на земле никто не болеет?
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
- Какая лошадь бывает, когда её покупают?
- Какой путь днём не виден, а ночью он виден?
- В каком слове на конце пишется три буквы «е»?
- Как правильно сказать: «Нет белый желток» или «Нет белого желтка»?
- Что случится с белым платком, если его на пять минут опустить в Чёрное море?
- У двух зрячих есть слепой брат. Но у слепого нет двух зрячих братьев. Как может такое быть?
- Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой рост?
- Под каким деревом заяц прячется во время дождя?
«Ох, уж этот нос!»
Замените словосочетания глаголом:
- Задирать нос
- Зарубить на носу
- Клевать носом
- Повесить нос
- Водить за нос
Задания для умников и умниц
а) Как превратить существительные даль, меч,
пень, руль в глаголы?
б) Как пожар и ель превратить в глаголы?
в) В каком глаголе слово «нет» повторяется 100 раз?
Игра “Какое время?”
Определить время глаголов
Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет.
- Длинной шеей поверчу - Груз тяжёлый подхвачу, Где прикажут – положу:
Человеку послужу.
- Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
Игра “Закончи пословицу”
Задача: дописать пропущенный глагол с
противоположным значением и объяснить пословицу.
- Мир строит, а война ……...
- Смелый побеждает, а трус ……..
- Труд кормит, а лень ……...
- Человек от лени болеет, а от труда …….
- Лето припасает, а зима ……..
- Лентяй ест – греется, а работает -……...
- Сумел завязать, сумей и ……..
- Чем зря кричать, лучше …….
- Декабрь год кончает, а зиму …...
- Легко друга потерять, но трудно …...
- По одёжке встречают, а по уму …….
- Ласточка день начинает, а соловей …..
«Угадайте слово»
Расшифруй слова..
- а) Скручивать волокна, делать нитки
- б) Территория страны вместе с её населением, расположенная позади линии фронта
- в) Публичное исполнение ряда музыкальных произведений, балетных, эстрадных и др. номеров по определённой программе
- г) Повышение и понижение тона голоса при произношении
- д) Лишённый перемен, разнообразия, однообразный, скучный
- е) Такой, о котором знали раньше, известный
- ё) Приятный на вид, отличающийся гармоничностью, правильностью линий
- ж) Производить, вызывать, издавать звон
«Четвёртое - лишнее»
- Я, он, оба, ты Тебе, тебя, тобой, табун
- Мы, он, вы, но Вас, воз, вес, вар
- Нас, нами, нем, нам Они, его, ему, яму
- Мнём, мну, мне, мни Но, оно, она, они
- Мной, меня, мни, мне Нос, низ, наст, нас
Загадки – шутки
а) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопкупосуды, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?»
Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
б) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы
получились самые крупные овощи?
в) Какое местоимение состоит из двух предлогов?
г) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать
справа налево?
д) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы
Получилось название животного?
е) Когда руки бывают местоимениями?