Дидактические игры на уроках русского языка
ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. "Отгадаем знаки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например:
"!" - две вытянутые руки соединены над головой;
"?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью;
"." - кулачки прижаты друг к другу.
(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)
Вариант текста (Л.Куклин "На один звук")::
- Вот сколько на "К" я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- Ой, хватит! И звук тоже может устать.
А вот что на "Т" ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка.
Ай, кажется, я тут напутал немножко!
Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на "С" назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка!
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку - откуда пришла?
И вся ли посуда на кухне цела?
С опровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью ("произвольное внимание") для многих детей этого возраста еще затруднено, и простые указания учителя: "Слушайте внимательно!" - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель - заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подражать движениям других, но материал все равно будет закрепляться (в этом случае - способом непроизвольного запоминания).
2. "Соединяемся и меняемся"
Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ
!
?
!
.
Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).
Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:
У же сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.
3. "Кто больше придумает"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.
4. "Угадай!"
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Описание: К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если "отгадчик" не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.
И гровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы - слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. У детей, составляющих "хор", необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.
5. "На что похоже?"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.
Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу). Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ. o Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства описать образы, возникающие в воображении, - все это активизирует словарный запас. Здесь также происходит тренировка умения осознанно согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.
6. "Мячик-согласователъ"
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи.
Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Собака, гулять". Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.
Д вижение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливает у поймавшего потребность ответить как можно скорее.
7. "У кого смешнее?"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, чувства юмора, мышления.
Описание: Дается задание: придумать смешные предложения (усложненный вариант - придумать смешной рассказ). Можно использовать в качестве домашнего задания. Письменные работы анализируются учителем с целью отбора самых смешных и не смешных - не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с детьми' почему одно смешно, а другое нет. o Условие "чтобы было смешно" создает положительное эмоциональное состояние, позволяе снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей, так как "ошибочные", нелепые предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия, и могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались до сих пор страхом порицания.
8. "Общее сочинение"
Цель: Развитие воображения, устной речи, памяти.
Описание: Учитель произносит два слова, например: "Слон, дерево". Ученик, которого он называет, дополнив, связывает эти слова в одно предложение, например: "У слона ноги толщиной с дерево" - и называет свое слово, с которым должно связаться второе из предложенной учителем пары; эту связь-предложение придумывает следующий в ряду и предлагает дальше свое слово и так до конца ряда. Затем члены ряда вспоминают все использованные слова. То же делает другой ряд. Выигрывает ряд, запомнивший больше слов.
З десь в процессе придумывания ответа непроизвольно закрепляется понимание разницы между простым набором слов и предложением. Очередность ответов "по пространственному положению" снимает с учителя функцию "вызывающего к доске" и делает ситуацию игровой. Соревновательная игра командой (один ряд против другого) усиливает мотивацию для произвольного запоминания, а необходимость дать слово для продолжения активизирует словарный запас.
9. "Два слова"
Цель: Развитие письменной речи, воображения.
Описание: Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают каждый свое слово. Соединение этих слов - тема для сочинения.
С итуация случайности соединения двух слов в теме сочинения очень наглядно показывает детям, что писать действительно можно любые предложения, какие придут им в голову в связи с этой темой. Ведь учитель тоже не знал, какая получится тема, и не может быть указаний и ожиданий того, "что надо" на эту.тему писать. Без опасения сделать "не так" раскрепощается воображение и легче появляются различные речевые ассоциации.
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
10. "Разноцветные буквы"
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7 7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). В идеальном варианте эта таблица размножается по числу детей, и каждый работает с ней индивидуально.
Вариант заданий
А. Найти все желтые гласные. Сколько их.
Б. Сколько синих согласных?
В Сколько красных гласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки - числом пальцев Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.:
В ключение в таблицу цвета как второго признака для букв которые надо найти, с одной стороны, вносит разнообоазие в довольно сложное и монотонное занятие, а с другой - помогает улучшить распределение и объем внимания при зрительном восприятии. Элемент соревновательное усиливает мотивацию к выполнению задания Г последующее проговаривание задания хором помогает закрепить информацию тем, кто не справился.
11. "Хитрый фотоаппарат"
Цель: Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Учитель говорит: "Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас настрою". Пока я считаю до 20, вы найдете в классе и "сфотографируете" своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет "20" все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось". После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.
И гровая ситуация с "превращением" облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа "в уме" инструкцию, избирательно запоминать предметы. Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.
12. "Кто быстрее"
Цель: Развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.
Описание: Дети образуют две команды по пять человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.
Задание: каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее. При желании детей, игра повторяется с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.
С опряжение с полом непроизвольно закрепляет ассоциативную "привязку" в сознании детей разделения букв на две категории: гласные и согласные. Задача - как можно быстрее в разрозненных элементах-буквах узнать целое (слово) - требует от детей достаточного развития одной из основных операций мышления - синтеза; а ситуация соревнования усиливает мотивацию к выполнению этой задачи. При этом происходит также тренировка умения быстро перебирать варианты решения, когда дети вспоминают и пробуют составить разные слова.
13. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание:
I вариант. (Два мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно учителю.
II вариант. (Два мяча.) Учитель, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета; согласных, если мяч синего цвета.
III вариант. (Три мяча.) Учитель молча бросает кому нибудь мяч. Поймавший придумывает слово: с одной гласной, если мяч красного цвета; с двумя гласными, если мяч зеленого цвета; с двумя согласными, если мяч
синего цвета.
В этой игре происходит отработка до автоматизма навыка узнавать и воспроизводить определенную категорию звуков Движение мячика удерживает внимание; необходимость "держать в уме" правило действия - связь цвета ответа - тренирует также умение следовать внутреннему плану действий, а соревновательный характер игры, общий ее темп стимулируют быстроту мышления.
14. "Найди слово"
Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.
Описание: Играют две команды по восемь человек. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером). На доске прикреплены четыре плаката в ряд так, чтобы возле каждого смогли встать по два человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).
Задание для первой команды:
КО-А
У -ОЧКА
- СЫ
Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О - две).
Задание для второй команды:
-УБЫ
СЫ-
СТ-Л
-АРТА
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, Г, Р, Н, О, У, П, К.
Инструкция учителя: "Здесь каждому слову подходят по две буквы. Вы должны как можно скорее найти "свое" слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!" Учитель открывает плакаты и включает секундомер.
Р ешение этой задачи требует определенного словарного запаса и воображения - умения быстро воссоздавать целое при недостающих деталях. Возможность двух вариантов ответа создает проблемную ситуацию, разрешаемую всеми членами команды. Работающий секундомер и элемент соревнования усиливают мотивацию. Для закрепления понятий "гласные" и "согласные" можно также использовать и прием распределения букв: гласные - девочки, согласные - мальчики или наоборот.
15. "Звуки-близнецы"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам "Звонкие и глухие согласные" и "Парные гласные".
Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движения
В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положение языка.
ТЕМА: СЛОГ
16. "Найди себе пару"
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Дети получают карточки со слогами:
НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ - НА - ВЕС
Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.)
П ри соединении элементов в целое дети тренируются в мыслительной операции синтеза. Поскольку элемент-слог - само тело ребенка, и слова составляются как бы "комбинированием" этих тел, идея о том, что слова состоят из слогов, четко запечатлевается в сознании учеников, подкрепляясь ощущением рукопожатия "слога-соседа". Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ - ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА). Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.
17. "Кто больше увидит и запомнит"
Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Участвуют две команды (например, мальчики и девочки).
Задание для первой команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы в классе, в названии которых два слога.
Задание для второй команды: для второй команды. - аналогичное, но искать и запоминать следует предметы, в названии которых три слога.
При произнесении учителем последнего числа "двадцать!" все члены команды закрывают глаза. Один из них (названный учителем) перечисляет все, что запомнил; затем остальные члены команды дополняют. После того как все вспомнили, что могли, дети открываютглаза и вместе с соперниками считают, сколько пропущено. Выигрывает та команда, которая пропустила меньше предметов.
П оиск заданных предметов в процессе счета до 20 включает одновременно несколько умственных действий, что требует хорошего распределения внимания: 1) удерживание в памяти инструкции, 2) направленный поиск в зрительном восприятии, 3) отбор и запоминание нужных предметов, 4) слушание голоса учителя - чтобы на счет "двадцать" закрыть глаза. Мотивацию к этой сложной деятельности подкрепляет игра-соревнование. Идея о слогах как элементах слова присутствует и в инструкции, и в самой деятельности: чтобы отобрать слово для запоминания, сначала нужно его проанализировать, то есть разбить на слоги и сосчитать, сколько их.
18. "Кто больше увидит и запомнит"
(вариант игры)
Цель: Развитие мышления, переживание интеллектуальных эмоций, закрепление учебного материала через связь с эмоциями.
Описание: Проводится на следующий день после предыдущей игры - если правило еще не давалось ("В слове столько слогов, сколько гласных").
Учитель говорит ученикам: "А теперь поиграем, как вчера, только немного изменим условия: пока я считаю до двадцати, вы найдете и запомните те предметы в классе, в названии которых есть две гласные буквы". o На следующий день, после того как дети отыскивали предметы с двумя слогами, у многих из них в памяти еще сохраняются запомненные накануне слова. И теперь, в поисках предметов с двумя гласными в названии, они обнаруживают, что это те же слова, которые вчера определялись как состоящие из двух слогов, только теперь они определяются как слова, включающие 2 гласные.
П редполагается, что большинство детей при этом самостоятельно могут вывести правило о взаимосвязи количества слогов и гласных в слове, переживая при этом "инсайт" - ощущение собственного открытия. Но и те, кто не догадался сам, нужное правило в этих условиях запоминают быстро и прочно.
19. "Сколько в слове слогов?"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.
В этой игре происходит тренировка умения разбивать сло-"о на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобили зовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.
20. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель бросает в случайном порядке мячи разного цвета, произнося при этом односложное слово. Ученик поймавший мяч, перед тем как бросить его обр атно изменяет слово так, чтобы оно стало: если мяч красный - двусложным (дом - дома), если мяч синий - трехсложным (дом - домики). Варианты слов: САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ СТОЛ, НОЖ.
Э то упражнение требует от детей хорошего распределения внимания, так как они одновременно выполняют два умственных действия: удерживают в памяти сложную инструкцию, связывающую цвет мячика с заданием, и быстро изменяют слово образец в соответствии с этой инструкцией. Возможность преобразовать слова разными способами (САДЫ - САДИК- САДИКИ - САДОЧЕК и т. п.) позволяет расширить речевые возможности ребенка. Здесь полезным может быть подключение учителя к игре как равноправного члена, а не только как "задающего слово", тогда придумывать односложные слова должны будут и ученики, когда бросают ему мяч.
21. "Змейка (Закончи слово)"
Цель: Развитие внимания, устной речи, памяти, умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 6-10 человек (в зависимости от свободного пространства), встают в две равные шеренги друг против друга.
Задание для участников: крайний в шеренге ученик называет слог; стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
Задание для зрителей: запомнить все придуманные слова.
В процессе манипулирования слогами у детей закрепляется осознание факта, что слово состоит из слогов. Расположение детей в пространстве - "словесная эстафета" - и отдельное задание для зрителей призваны оживить и разнообразить деятельность, иногда воспринимаемую детьми как слишком трудную и поэтому скучную.
ТЕМА: ПЕРЕНОС
22. "Вместе волка не боимся!"
Цель: Закрепление правила через бессознательное подражание; развитие умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 8 детей - это "зайчики-буквы". Каждому ребенку вручается карточка с буквой так, чтобы в результате составились два слова и в каждом был бы слог из одной гласной. Например: УЛИЦА МОЯ "Буквы", взявшись за руки, объединяются в слоги; слоги-буквы, в данном случае "У" и "Я", скачут зайчиками неподалеку. Ученик, роль которого - "волк-перенос", на это время прячется. Когда учитель видит, что все "зайцы-буквы" нашли свои места, он подает сигнал: "Перенос". По этому сигналу каждая отдельная "буква-слог" должна присоединиться к другому слогу, как при переносе на письме со строки на строку. Того, кто не успеет, "волк-перенос" хватает, и они меняются ролями.
И гровые роли, сюжет с прятаньем и появлением "волка" должны обеспечить достаточное эмоциональное подкрепление мотивации. Разыгрывание и переживание в игре страха "одинокой буквы", ее стремление скорее присоединиться к другим при появлении "переноса" способствуют глубокому запечатлению правила о невозможности отрыва одной буквы при переносе, даже если она является отдельным слогом.
23. "Что нельзя переносить?"
Цель: Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание: Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове "тридцать" все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает все, что нашел, остальные дополняют. В заключение все вместе еще раз проверяют.
С амостоятельный поиск односложных названий предполагает "отбрасывание" неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не оказалось слишком легким и поэтому скучным.
24. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить обратно, называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называется слово, которое переносить нельзя.
С лучайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова - односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса.
25. "Мячик-разделитель"
Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.
М ячик - средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребенку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания).
ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ГЛАСНЫМИ
26. "Медведь и медвежата"
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активизацию слухового анализатора и артикуляции.
Описание: Учитель рассказывает сказку: "Жили-были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: "Та-та-та", а маленький: "Тя-тя-тя". Песенки похожие, но поют медведи по-разному: большой поет грубым, твердым голосом, а маленький - ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду как будто большой медведь, а вы - маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так:
- Ла-ла-ла! - А медвежата - ...
- Ду-ду-ду! - А медвежата - ..."
Э моциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как "твердые" и "мягкие". Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания.
26. "Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, операций мышления, внимания.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым согласным звуком ("с твердым соединением"). Поймавший мяч ученик произносит аналогичное слово с "мягким соединением": РАД - РЯД, МАЛ - МЯЛ, ЛУК - ..., нос - ..., воз - ..., РОВ - ..., вол - ... и т.д.
П ревращение одного слова в другое из-за того, что твердый согласный становится мягким, дает ученику возможность через ощущения (слуховые и кинестетические - при изменении положения языка в "твердом" и "мягком" варианте слова) выделить и понять значение отдельных элементов в слове, т. е. мысленно проделать операции анализа и синтеза, связывая разные звучания слова со своими разными ощущениями. Когда таких слов набирается достаточное количество, ребенок может даже обнаружить значение гласной и самостоятельно сделать обобщение.
27. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель в случайном порядке бросает детям красный или синий мячи, произнося при этом слово, в котором присутствует и "мягкое" и "твердое соединение" согласных с гласными. Поймавший мяч ученик находит в слове и называет: "твердое соединение" если мячик красный; "мягкое соединение", если мячик синий. Например: ды-ня, Ди-ма, Ко-ля, ки-са, пи-ла, ли-са, си-ла, мя-со, ре-па, Ню-pa, тя-ну и т.д.
З десь, как и в других играх и упражнениях с мячиком, главным содержанием является отработка навыка. В данном случае это доведение до автоматизма умения услышать и выделить в предлагаемом слове определенное соединение. Деятельность довольно сложная, она включает: 1) удержание в памяти инструкции; 2) наблюдение за мячиком; 3) быстрый анализ слова и выбор правильного ответа.
ТЕМА: БУКВЫ "И" и "Й"
28. "Внимательные руки"
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала путем использования моторики и подражания.
Описание: Учитель произносит слова с буквами И, И или без них.
Задание: если в слове есть буква И, ученикам следует поднять правую руку; если есть буква И - левую, если нет ни той ни другой, руки остаются на столе.
П сихологическое содержание этого упражнения аналогично первому упражнению, однако работа для слухового восприятия здесь более сложная - анализировать и отмечать движениями надо уже не интонацию целого предложения, а элемент слова - звук; при этом необходимо достаточно тонкое слуховое различение звуков Я и Я. Работа облегчается групповым выполнением, что дает возможность проверки или просто подражания с последующим запоминанием.
29. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель молча в случайном порядке бросает ученикам мячи двух цветов. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет слово: с буквой И, если мяч синий, и с буквой И, если, мяч красный.
Н еобходимость самостоятельного подбора слова для ответа активизирует словарный запас, одновременно побуждая детей производить, анализ "всплывшего" в памяти слова на соответствие инструкции. Умственная деятельность включает:
1) наблюдение за мячиком;
2) удержание в памяти инструкции;
3) извлечение из долговременной памяти нужных слов и удерживание их в оперативной памяти;
4) соотнесение слов с ситуацией (цветом пойманного мяча).
30. "Мячик-разделитель"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с буквой И в середине. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово по слогам, разделяя его для переноса.
Б росание мячика с вопросом и ответом помогает тренировать определенное умственное действие - правильное разделение слова для переноса.
ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
31. "Найди свое слово"
Цель: Развитие быстроты мышления, умения работать в группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Участвуют три команды по 6 человек. Вышедшие к доске 6 учеников получают карточки со словами.
Задание: найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены, проводится их сравнение и обсуждение.
Слова для 1-й команды: .
РАСТЕТ.
ВЫСОКАЯ.
ЕЛЬ.
ВАСЯ.
ЕЛ .
ЯБЛОКО.
Слова для 2-й команды: .
ПОРА .
УЧИТЬ .
УРОКИ .
МАША.
УЧИТ .
УРОКИ.
Слова для 3-й команды: У ЮРЫ.
ЕСТЬ.
ГРУША.
ЮРА.
ЕСТ.
ГРУШУ.
П ри составлении предложений дети сами обнаруживают слова различающиеся только наличием или отсутствием мягкого знака на конце. Этот знак так изменяет значение слова что оно становится подходящим для одного предложения и неподходящим для другого. Таким образом, 53 дети на опыте осознают роль изучаемой буквы. Включенный секундомер и ситуация соревнования стимулируют быстроту мышления и усиливают мотивацию.
32. "Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.
Описание: Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.
З адачи, которые стоят перед детьми:
1) держать в памяти инструкцию;
2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;
3) выделить в ней окончания слов;
4) классифицировать выделенные окончания, т. е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";
5) отреагировать соответствующим движением.
Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.
33. "Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Поймавший мяч ученик, бросая его обратно, произносит аналогичное слово с мягким окончанием.
Возможные слова: УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, ТОП, МЕЛ, ХОР, СТАЛ, ПЫЛ, ЖАР, БЫЛ, ЦЕП, ЛЕЗ, ВЕС, ЛЮБИТ.
Л овя и бросая мячи, дети удерживают внимание на однообразном действии, цель которого - закрепить в их сознании, в слуховой памяти значение мягкого или твердого звучания согласной в конце слова для его понимания. При этом упражняется также способность к различению фонем.
34. "Парные слова"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет одно из парных слов: "БРАТ". Ученик, бросая мяч обратно, говорит: "МЛАДШИЙ БРАТ" или: "БРАТ ИГРАЕТ В МЯЧ". Следующее слово учителя из этой пары слов - БРАТЬ; ученик: "БРАТЬ КНИГУ" и т.д.
H еобходимость подбора слов к услышанному требует от ученика быстро произвести ряд умственных операций:
1) правильно воспринять слово, сосредоточив внимание на его окончании;
2) вызвать речевую ассоциацию;
3) оценить ее как подходящую или неподходящую для ответа. Таким образом тренируется не только слуховое восприятие, но и быстрота мышления, а также активизируется словарный запас.
ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
35. "Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым слогом в середине. Поймавший этот мяч ученик, бросая его обратно, произносит аналогичное слово с мягким слогом.
Возможные слова: галка, полка, банка, уголки.
З десь происходит почти то же, что в предыдущем упражнении; разница заключается в том, что внимание теперь сосредоточивается не на окончании слова, а на его середине.
36. "Найди мягкий звук"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.
В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа.
37. "Мячик с прятками"
Цель: Развитие речи, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком на конце.
Задание: поймавшему мяч: "спрятать" Ь с конца в середину.
Например: ПЕНЬ - ПЕНЬ-КИ, ДЕНЬ - ..., УГОЛЬ - ..., ОГОНЬ - ..., ЗВЕРЬ - ..., ОКУНЬ - ...
П реобразование слов, которое производят ученики, несложно - подражательное прибавление одного и того же окончания. Благодаря этому можно подключить к игре (и вызвать ощущение успеха) детей, обычно испытывающих затруднения в упражнениях с мячиком, которым не позволяют быстро реагировать либо особенности темперамента (флегматики), либо повышенная тревожность, блокирующая умственную деятельность в ситуации дефицита времени.
38. "Кто быстрее"
Цель: Развитие быстроты мышления, умения работать в группе.
Описание: Участвуют две команды по 5 человек. На доске написаны два ряда слов с Ь в середине.
Задание: разделить слова для переноса (мел передается как эстафетная палочка).
И спользование игры-соревнования с коллективным выполнением задания активизирует интерес к традиционному и полезному письменному упражнению, которое обычно выполняется детьми неохотно
ТЕМА: ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ
39. "Лишняя буква"
Цель: Развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: В игре участвуют поочередно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера. К доске выходит первая группа. Каждый ребенок получает по одной букве.
Задание: составить слово; но их предупреждают, что одна буква лишняя. Варианты для ЖИ, ШИ: ЕРШИ(Ы), НОЖИ(Ы), ШИЛО(Ы) и т. п.; для Ч А, ЩА; ЧУ, ЩУ - аналогично.
К огда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. (Отделенность этой "лиш- ней" буквы от используемых нужно подчеркнуть другим ее цветом.) Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним. Кроме того, эта игра дает детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение.
ТЕМА: УДАРЕНИЕ
40. "Хлопки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, оперативной памяти, закрепление понятия "ударение" через моторику.
Описание:
I вариант (тренировочный).
Учитель хлопает в ладоши с разной силой. Задание: запомнить порядок сильных (X) и слабых (х) хлопков и повторить (одному ученику или всему классу) хлопки в том же порядке. Например: Ххх, Хх, хХ, хХх и т.д.
II вариант.
Учитель называет слово, а ученики (вместе или по одному) "отхлопывают" его ритмический рисунок.
П онятие "ударение" детям сначала трудно отнести к анализу звучания слова: нужно еще научиться различать, слышать, что один слог в слове всегда звучит немного иначе. В русском языке слова "ударить" и "хлопнуть" близки по смыслу. Поэтому, хлопая в ладоши с большей или меньшей силой, ученик как бы физически воспринимает и ударение в слове. Тренировочный вариант помогает детям сосредоточиться на своих осязательных ощущениях и их связи с силой звука.
41. "Змейка"
Цель: Развитие воображения, речи, памяти.
Описание: Две команды по 4-5 человек становятся лицом друг к другу. Крайний из одного ряда "отхлопывает" ритм, выделяя ударения (2-3 слога, не больше). Стоящий напротив придумывает слово с этим ритмом и отхлопывает свое задание следующему члену противоположного ряда.
Задание зрителям: запомнить придуманные слова.
И гра требует довольно большого словарного запаса и умения быстро его анализировать, выбирая нужное. Групповое выполнение активизирует внимание и интерес детей.
ТЕМА: УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
42. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет двух- или трехсложное слово. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет в этом слове: ударную гласную, если мяч красный, безударную (-ые), если синий.
У пражнение требует от ученика хорошего осознания понятий "ударная" и "безударная" гласная, а также умения правильно найти их в предложенном слове.
43. "Проверь букву"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание:
I вариант ("Много - один").
Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном.
Возможные слова: КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ.
II вариант
("Один - много"). Учитель, бросая мяч, называет слово в единственном числе. Ученик, бросая обратно, - во множественном.
Возможные слова: ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ВОЛНА, СТЕНА, ДОСКА, ГОРА, КОЛЬЦО, ОКНО, НОГА, СЕСТРА.
З десь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно "не ладящих" с мячиком (см. упр. 37. "Мячик с прятками").
ТЕМА: ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
44. "Повторяем шепотом"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, громко произносит словосочетание, в первом слове которого есть звонкая согласная. Например: БОЧКА БОЛЬШАЯ. Ученик, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово шепотом, соответственно у него получается другое слово, и он придумывает к нему определяющие слова: ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ или ПОЧКА ЗЕЛЕНАЯ и т. д. и произносит вслух.
Варианты слов: ДОЧКА, ЖАР, ЗУБ, ИГРА, КОЗА, УДОЧКА, ТУЖИТЬ.
У пражнение помогает сосредоточить внимание, услышать и осознать разницу между звонкими согласными, в произнесении которых участвует горло (можно положить на него пальцы и почувствовать это), и глухими, в произнесении которых горло не участвует.
45. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с сомнительной согласной на конце. Ученик, бросая мяч обратно, должен: просто назвать букву в конце слова, если мяч синий; изменить слово так, чтобы стало ясно слышно, какая это буква, если мяч красный.
Варианты слов: ЗУБ, САД, МОРОЗ, ЗАВОД, ЭТАЖ, ДУБ, ОТРЯД, ФЛАГ, САПОГ, ТЕТРАДЬ, ГОЛУБЬ, АРБУЗ, ПАРУС, АВТОБУС, ГОЛОС, ЛЕС, РАССКАЗ.
З Игра позволяет внести разнообразие и двигательную активность в традиционное письменное упражнение.
46. "Хитрые буквы"
Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию
Описание: На доске написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1-го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2-го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
Ч тобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности.
ТЕМА: БОЛЬШАЯ БУКВА
47. "Хор"
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (правил грамматики).
Описание: Один ученик выходит за дверь. Группа детей у доски (их число равно количеству слов в правиле) получает по одному слову (предлоги присоединены к соответствующим словам), и когда вышедший возвращается, все произносят хором каждый свое слово.
Задание: услышать, какое правило они говорят. "Хор" повторяется до тех пор, пока водящий не поймет его
У Упражнение дает возможность непроизвольно запомнить короткое правило и может быть рекомендовано для детей с затрудненным произвольным запоминанием. Так же повторяются все правила.
48. "Кто быстрее исправит ошибки"
Цель: Развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание: . На доске - два текста, равные по количеству слов и ошибок.
Задание для участников-соперников: как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
У частники игры как бы выступают в роли учителя, проверяющего письменную работу. Принятие на себя этой роли стимулирует активность детей в деятельности, которая обычно трудна для них, так как требует высокой концентрации внимания
ТЕМА: ВОПРОСЫ "КТО?" и "ЧТО?"
49. "Отгадай вопрос"
Цель: Развитие внимания, мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, бросая мяч обратно,- вопрос к нему ("кто?" или "что?").
М анипуляции с мячиком оживляют необходимое, но однообразное упражнение, давая возможность детям подвигаться и поддерживая их внимание на должном уровне.
50. "Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления, закрепление учебного материала с участием моторики.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос "кто?", дети поднимают правую руку; если "что?" - левую; если оба не подходят - руки остаются лежать на столе.
Н еобходимость после каждого предъявленного слова проделывать определенное движение стимулирует к сосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово к одной из двух возможных категорий. Таким образом тренируется умение анализировать слуховую информацию.
51. "Кто быстрее"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На доске - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. Два участника-соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос "кто?", второй - "что?".
Д ля того чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделить из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.
52. "Кто больше"
Цель: Развитие речи, непроизвольное закрепление учебного материала.
Описание: В игре участвуют два игрока. Необходим секундомер. Задание: назвать за 1 минуту как можно больше слов: для одного игрока - отвечающих на вопрос "кто?", для другого - на вопрос "что?". Зрители-судьи считают и проверяют слова.
В этой игре требуется умение извлекать из долговременной памяти слова задуманной категории, а значит, умение хорошо различать эту категорию. Применение секундомера стимулирует детей к большей активности
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ
53. "Присоедини слово"
Цель: Развитие внимания, устной речи.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет предлог. Ученик, бросая мяч обратно, - слово с этим предлогом. Слово можно задать заранее. Например: В реке, ИЗ реки, К реке.
П роизводимое учеником при каждом ответном броске мяча изменение слова помогает ему четче осознать связь меняющегося окончания слова с предлогом.
ТЕМА: ГЛАГОЛЫ
54. "Мячик с путаницей"
Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет одушевленное существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но "неподходящим" (ворона... МЫЧИТ, врач... ЧИРИКАЕТ и т.д.).
У словие (подбирать "неподходящий" глагол) не только дает детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности.
55. "Кто быстрее"
Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На доске - два текста с равным количеством слов и глаголов. Задача двух игроков - как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?".
Д ля того чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделять из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.
56. ""Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка.
Описание: Учитель читает рассказ, делая остановку после каждого слова.
Задание: если ученики услышат слово, отвечающее на вопрос "что делать?", им следует поднять обе руки над головой и помахать.
Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Размахивание руками после узнавания глагола помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о глаголе.
ТЕМА: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ "КАКОЙ?", "КАКАЯ?", "КАКОЕ?"
57. "Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, поймавший мяч, придумывает к этому существительному подходящее слово: слово, отвечающее на вопрос "какой?", если мяч синий; на вопрос "что делает?", если мяч красный.
Д овольно сложное задание требует нескольких умственных действий:
1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом;
2) получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол);
3) находить нужное слово и связывать его с названным.
58. "Кто больше"
Цель: Развитие воображения, письменной речи.
Описание: Домашнее задание: придумать как можно больше определений, т.е. слов, отвечающих на вопрос "какой?". (Определяемое слово - по собственному выбору детей, то есть нужно еще найти слово, у которого может быть максимальное количество определений.)
В ыполнение этого задания не в классе и без ограничения времени позволяет ученикам дать волю воображению.
59. "Найди пару"
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом: четверо - с существительными и четверо - с прилагательными
Задание: найти подходящее слово к своему. Выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-3 раза, чтобы поучаствовали все).
В ключение движения и общения в традиционное учебное упражнение - согласование существительных и прилагательных - дает детям дополнительную мотивацию к выполнению учебной деятельности.