Картотека дидактических игр по ознакомлению
детей с родным краем.
1.«Край, в котором я живу» (игра с разрезными картинками).
Цель - развитие мышления, мелкой моторики, расширение знаний о родном крае, развитие связной речи.
Описание игры: Детям необходимо собрать разрезную картинку и, рассмотрев еѐ, рассказать о данном месте, растении, животном, о том, какое оно имеет отношение к краю, в котором мы живем.
2.«Угадай по описанию».
Цель – развитие логического мышления, внимания, активизация словаря.
Описание игры: Угадать по описанию взрослого или других ребят, о каком памятном месте города идет речь.
3. «Четвертый лишний».
Цель – развивать внимание, память, логическое мышление. Обогащение знаний о родном крае. Активизация и обогащение словаря.
Описание игры: Исключить изображение, слово, предмет, не относящиеся к области, к городу Смоленску.
4.«Подбери словечко».
Цель – развитие мышления, обогащения словаря определениями, расширение знаний о родном крае.
Описание игры: Подобрать слова –определения к словосочетаниям и словам (улица Нахимова, река Днепр, …). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь.
5.«Герб Смоленска».
Цель – знакомство детей с Гербом Смоленской области.
Описание игры: используя образец, дети выкладывают на белом поле элементы герба.
6 « Где находится памятник?».
Цель - учить ориентироваться по карте -схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Описание игры: Взрослый предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение.
7.«Найти отличия».
Цель - учить сравнивать о характерные особенности старого и современного города, развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Описание игры: Рассматривают фотографии или иллюстрации, изображения улицы и людей старого и современного города.
8.«Знатоки».
Цель - закреплять знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. (фотографии видов города, главных
достопримечательностей.)
9.«Собери из частей целое».
Цель -учить, из частей составлять целое, (из фрагментов – вид города, крепостную стену). Разрезные картинки.
10.«Пройдемся по улицам города».
Цель - учить ориентироваться по карте города.
Закреплять знания о названиях улиц города.( Фотографии. Карта города)
11.«Как зовут тебя деревце».
Цель - учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. (Пазлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.)
12 «Экскурсии по городу».
Цель - закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных
и культурных зданий, жилых кварталов. Фотовыставка (ребенок – гид) .
13.«Логическая цепочка» мир профессий и организаций.
Цель - Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть
характер работы, учебное заведение, организация, в которой эта профессия
нужна. Загадки – карты (врач – больница, поликлиника) .
14.«Вот моя улица, вот мой дом».
Цель - учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.
15 «Интервью».
Цель - учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. (Микрофон корреспондентской газеты.)
16.«Город будущего».
Цель – учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитание внимательного отношения к родному городу, чувство гордости за него.
Описание игры: Взрослый предлагает детям представить город Смоленск через 100 лет. Составляют рассказ о городе в будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо-плохо».
17 «Так бывает или нет».
Цель - учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. (Карточки с составленными рассказами о городе, его достопримечательности.)
18 «Загадки о городе». Цель - формировать речевые навыки, мышление.
(Загадки о достопримечательностях города - вокзал, филармония, кинотеатр, парк, площадь Победы, детский сад)
19.«Что, где, когда?».
Цель - закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. (Открытки с изображением старого и нового города.)
20 «Я – фотограф». Цель - развивать у детей творческое воображение,
стремление увидеть и показать всем собственный город. (Игрушки –
фотоаппарат, листы бумаги, фломастер).
21 «Кто подберет больше слов».
Цель - формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Смоленска. (Смоленск - красивый, большой, уютный, любимый).
22 «Так бывает?».
Цель - формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение. Описание игры: взрослый называет словосочетание, ребѐнок раскрывает его значение (например: холодный Смоленск (город зимой), весѐлый Смоленск (город в праздник), мокрый Смоленск (город во время дождя) и т.д.