«Дидактические игры своими руками»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
Игра «Послушай и найди»
Цель: развивает внимание.
Ход: дети рассматривают картинки и ищут ответ на вопрос воспитателя.
Лото «Наряди елку».
Цель: развитие представлений детей о разнообразии новогодних игрушек, их названии, назначении; развитие и обогащение словаря.
Игра «Подбери снежинку»
Цель: развивает внимание.
Игра «Составь предложение по схеме»
Задачи:
расширение индивидуального словаря;
обучение навыку составления простых и предложных предложений;
формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
обогащение лексики;
развитие воображения.
Дидактическая игра «Собери мухомор».
Задачи: стимулировать развитие мышления детей через активизацию счётной деятельности. Развивать мелкую моторику. Продолжать учиться соотносить цифру с числом (количеством).
Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. добавить на шляпку гриба фишки точки, в соответствии с цифрой, изображенной на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадает с цифрой на ножке.
Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: научить детей соотносить изображения взрослых животных детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята. После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний. Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.
Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье. Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом. Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.
Игра «Прочитай по первым буквам»
Цель: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
4. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
5. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный или согласный звуки, буква и звук.
Педагог объясняет последовательность игры: рассматриваем и называем картинку. Дети называют, какой звук они слышат, и как называется буква. Соотносят букву к картинке.