Дидактические игры к урокам литературного чтения
1. Игра «Внимание».
Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.
Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали - ель, щель
- мех, смех
- лук, люк
- Что менялось в словах?
2. Игра «Угадай».
Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов. Содержание игры: Дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.
Например: Мы с пап сегод пош в ки.
3. Игра «Найди пару».
Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.
Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей
Друзья познаются в беде.
У одного с трудом, у двоих со смехом.)
4. Игра «Кораблекрушение».
Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.
5. Игра «Найди слово в слове».
Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.
6. По опорным словам отгадать название рассказа.
Например:
Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)
Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)
Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)
7. Конкурс «Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
8. Игра «Откуда я?».
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.
9. Игра «Расскажи по картинке».
В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы. (Это иллюстрация к рассказу ... . Здесь изображены ... . Это тот отрывок рассказа, где происходит ... .)
10. Игра «Третий лишний».
Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)
Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)
11. Игра «Угадай название сказки».
Учитель зачитывает отрывки из сказок.
Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)
Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».
(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).
12. Игра «Продолжи стихотворение».
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
(На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.)
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
(А зелень золотистая
На солнышке горит.)
Лёд идёт! Лёд идёт!
Вереницей длинной
(Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины)
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
(И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий)
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит струится маленький
Серебряный ручей
13. Игра «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество»
Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Содержание игры:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.
О жанрах, устного народного творчества поговорим.
И что же новое определим
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой -
В нём каждый лепесточек расписной.
Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.
Задание №1.
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
«Детки - радость, детки же и горе»
«Вся семья вместе - так и душа на месте»
«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру
научил
Задание №2.
Прочитайте скороговорки
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха -ха-ха-ха!
В один, Клим, клин колоти.
Задание №3
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать!
Рассчитайтесь - ка, ребята,
Что в кружочке здесь стоят.
Катилось яблоко
Конь ретивый
Мимо сада.
С длинной гривой
Мимо сада,
Скачет по полям
Мимо града.
Тут и там.
Кто поднимет,
Где проскачет он,
Тот и выйдет!
Выходи вон.
Задание №4.
Определите жанр:
Три - та - та, три - та - та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка - по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Задание №5.
- Что такое небылицы?
Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.
Задание №6.
- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Два брюшка, четыре ушка.
Задание №7.
Разгадайте кроссворд - и вы узнаете ещё один жанр устного народного творчества.
Игра «Накорми зайчика» Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
Быстро слово ищи.
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.
Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.
Игра «Поймай ошибку».
Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
Игра «Разгадай»
Цель: формирование темы урока самими учащимися .
Разгадай имена и скажи, что их объединяет?
Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)
Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?
Игра «Строчки рассыпались»
Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:
И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса
С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна
С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.
Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.
Утром кот. Принёс на лапах. Первый снег! Первый снег!
Игра «Замени слово»
Цель: обогащение словарного запаса,
на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто спользуемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.
ветер разноцветные парашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные кораблики
деревья озорной шалун
трава седеющие пряди
облака сказочные красавицы
Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.
Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо»:
Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь
показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.
1 группа | 2 группа |
Стакан красив, на нем яркая наклейка. | Хрупкий, его легко разбить. |
Он прозрачный, виден цвет жидкости. | У него нет ручки. Горячий чай трудно держать |
Цель: увеличение объема и распределения внимания
Игра « Веришь – не веришь»
Озеро Ямное
« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»
( из воспоминаний В.В. Бианки).
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.
Игра « Вот иду я и вижу…»
Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)
Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)
Игра « Ты художник»
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».
Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
Игра «ОХОТНИКИ»
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Охотники очень внимательны и наблюдательны.
Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.
К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
Кроссворд "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)
2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)
3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)
4. Как звали пса? (Соколко)
5. Жених царевны (Елисей)
6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)
7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? (снег)
8. Что было в яблоке? (яд)
9. Кто помог Елисею разыскать невесту? (ветер)
Кроссворд "Сказка о царе Салтане"
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)
2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)
3. Что грызла белка под елью? (орешки)
4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)
5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)
6. Звание Гвидона? (князь)