Наречие
КАРТОЧКА №1
Закончите предложения. Составьте рассказ о наречии. Запишите его.
Наречие - это (самостоятельная или служебная)
часть речи.
Наречия - это слова, которые обозначают признак _________,_______,________.
Главный формальный признак наречий - отсутствие_______________.
В предложении наречия выполняют роль________________ .
Наречие
КАРТОЧКА №2
Спишите предложения. Подчеркните наречия как члены предложения.
На улице было ветрено. Нам подали кофе по-варшавски. Мне было скучно. Надоели твои «зачем» и «почему». Наше прекрасное завтра мы завещаем детям. Ты, по-моему, ошибаешься.
Наречие
КАРТОЧКА №3
Определите значение наречий.
Образец: делать аккуратно - признак действия, ...
Очень весёлый, совсем дитя, очень быстро, лежать тихо, идти медленно, брови вразлёт, гораздо сильнее, шёл неуверенно, писал красиво, яйца всмятку.
Наречие
КАРТОЧКА №4
Спишите. Определите вид обстоятельств, выраженных наречиями.
Он тотчас позвонил. Я сделал это сдуру. Ребята весело общались. Всем смертям назло. Отец много курил. Это чересчур умная книга. Везде валялись журналы. Слева расположился кот. Постепенно она привыкла к нам4. Из-за камышей медленно выплыла лодка.
Наречие
КАРТОЧКА №5
Этимологически большинство наречий - это застывшая форма той или иной части речи. Поэтому нужно уметь отличать наречия от других частей речи.
Распределите словосочетания по колонкам:
С наречием | С другими частями речи |
| |
Волосы ёжиком, играть с ёжиком; свалиться на голову, разбить наголову; одет по-летнему, по летнему небу, во-вторых, хочется отметить, во вторых классах.
Наречие
КАРТОЧКА №6
Выпишите предложения с наречиями.
Она равнодушна к роскоши. 2. Он принял решение сгоряча. 3. Речь его была слишком тороплива. 4. Кого-либо из них нужно попросить отправить письмо. 5. Дом построен хорошо. 6. Дом хорош. 7. Когда-то этот дом принадлежал графу Воронцову. 8. В чём-то ты прав. Многие здесь бывали. 9. Деревня сгорела дотла. 10. Сослепу я не заметил, что банка треснула. 11. Ребёнку скоро идти в школу, а он ещё не позавтракал. 12. Накануне они договорились о встрече. 13. На встречу с артистами пришло много зрителей. Навстречу нам шёл какой (то) странный мужчина.
Наречие
КАРТОЧКА №7
Выпишите предложения с наречиями.
Всё бродит и бродит около дома. 2. Он повторил это дважды. 3. Дым стоял столбом. 4. Девушка торопливо шла к остановке4. 5. Он делает2 зарядку ежедневно. 6. Слова его были откровенны. 7. Мы приедем вместе. 8. Везде дожди, только у нас - снег. 9. Ходить пешком гораздо полезней. 10. Мальчик побежал домой за уползающим ужом. 11. Девушка очень тороплива. 12. Всё невозможно знать. 13. Как красиво ты пишешь! 14. Как красива эта песня! 15. Рисунок плох. 16. Ты нарисовал плохо.
Наречие
КАРТОЧКА №8
Закончите предложения. Составьте рассказ о наречии. Запишите его.
Наречие - это (самостоятельная или служебная)
часть речи.
Наречия - это слова, которые обозначают признак _________,_______,________.
Главный формальный признак наречий - отсутствие_______________.
Однако существует группа качественных наречий с суффиксом -о, (-е), которые могут иметь______. У таких наречий начальной формой является_____. В предложении наречия выполняют роль___________.
Наречие
КАРТОЧКА №9
Составьте предложения с данными омоформами. Объясните случаи слитного и раздельного написания этих слов.
Сначала - с начала. Ввысь - в высь. Вправду - в правду. Навстречу - на встречу. Наутро - на утро. Вглубь - в глубь. Наполовину - на половину.
Что такое омоформы? Является ли синонимом к этому языковому понятию поговорка «Федот, да не тот». Аргументируйте свой ответ.
Наречие
КАРТОЧКА №10
К данным местоименным наречиям прибавьте приставки не- и ни- , поставьте ударение. Объясните правописание не- и ни- .
Где, когда, куда, сколько, откуда, мало.
Наречие
КАРТОЧКА №11
С данными наречиями составьте вначале предложения так, чтобы не с этими наречиями писалась слитно, а затем - раздельно.
(Не) торопливо, (не) внимательно, (не) красиво, (не) обдуманно, (не) правильно, (не) активно, (не) логично, (не) оригинально, (не) заботливо.
Подберите антонимы к данным наречиям.
Наречие
КАРТОЧКА №12
Запишите по одному наречию, образование которого соответствует указанной модели.
Образец: Из- а - изредка (приставочно-суффиксальный способ);
~ еле-еле (сложение, дублирование основ).
В ~; на ~ о; на ~ у; на ~ е; за ~ ; кое - ~ ; ~ ами; ~ о; на ~ ; в ~ и; ~ ом; ~ е; ~ ой; в - е; в ~ о; не ~ ; до ~ а; за ~ о; из ~ а; ни ~ ; от под ~ ; ~ -нибудь; ~ - либо; на ~ ую; по ~ у; по- - ому; с ~ у; с ~ и.
Наречие
КАРТОЧКА №13
К данным наречиям присоедините приставку не-, составьте с новыми словами предложения.
Быстро, широко, далеко, низко, светло, темно, ярко, легко, тяжело, сладко, глубоко, настойчиво, интересно, ласково, кратко, старательно, насмешливо, внятно, активно, мягко.
Наречие
КАРТОЧКА №13
Спишите, раскрывая скобки, в местоименных наречиях поставьте ударение.
Мелодия звучала (не) громко. Где (н_) когда был клуб Жданова, теперь стоит новенькая церковь. (Н_) когда не говори «(н_) когда». Он двигался как (то) (н_) лепо. Цветы ставить было уже (н_) куда. Мы открыли жалюзи, иначе (н_) куда (не) проникает свет. Все поняли, что Анна (н_) где и (н_) когда (не) пропадёт. Н_ (с) кем посоветоваться. (Н_) кому руку подать. (Не) ожиданно запахло сиренью1. (Не) удивительно, что ты опоздал.
Наречие
КАРТОЧКА №14
Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит:
вразвалку, лениво, небрежно;
красиво, легко, изящно;
осторожно, тихо, крадучись;
стремительно, чётко;
тяжело, медленно.
Наречие
КАРТОЧКА №15
Раскройте скобки и вставьте, где нужно н или нн, а также другие пропущенные буквы.
Девочка смущё_о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как (то) пусты_о. 4. Зрители начали хлопать преждевреме_о. 5. Мужчине плакать (не) прилич_о. 6. Любил я тай_о. 7. Хвалу приемли равнодуш_о. 8. Напрас_о пророка о тени он просит. 9. И медле_о жгли их до утра огнём. 10. Он отнёсся к нам благоскло_о. 11. И многие годы (не) слыш_о прошли. 12. Она выглядит раскош_о. 13. Всё вокруг было очень таинстве_о. 14. Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15. Но веч_о любить (не) возмож_о. 16. Есть речи - значенье тем о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не) возмож_о. 17. Она смотрела на меня изумле_о. 18. Я заходил постоя_о в аптеку. 19. Нельзя рассказывать моното_о.
Наречие
КАРТОЧКА №16
От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание.
Активный, неожиданный, негаданный2, деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.
Наречие
КАРТОЧКА №17
К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -о или -а.
... давн глух..., ... полн..., ...легк..., ...далек,.., ...высок..., ...прост сыт..., ...редк... .
Наречие
КАРТОЧКА №18
Спишите наречия, допишите суффиксы -а или -о. С пятью наречиями составьте предложения.
Налев_, снов_, вправ_, досух_, допьян_, издавн_, исподтишк_, накрепк_, зажив_, замертв_, дочист_, сызнов_, начист_, накрепк_, спрост_, сначал_, засветл_.
Наречие
КАРТОЧКА №19
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Потухшие зрачки двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев направ_. 2. И снов_ перед вами пали самодержавные сыны. 3. Он искос_ взглянул на жену. 4. Чай был настоян дочерн_. 5. Такой привилегией он пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 6. Мы вышли из дому затемн_. 7. Пурга дочист_ вымыла скалы. 8. Мы решили вернуться засветл_. 9. Он знал о приезде брата заведом_.
Наречие
КАРТОЧКА №20
Подберите и запишите примеры к утверждению: пишется -о после шипящих в ударных суффиксах наречий.
Знач_к, хорош_, туш_ный, жж_нка, свеж_, быч_к, горяч_, блестящ_, боч_нок, ноч_вка.
Наречие
КАРТОЧКА №21
Выпишите по порядку: а) существительные, б) причастия, в) наречия, г) глаголы, д) прилагательные. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.
Затуш_вывают, хорош_, реш_нный, алыч_вый, туш_нка, знач_к, выкорч_вывать, копч_ ный, свеж_, дириж_р, ухаж_р, стосвеч_вый, горяч_, сгущ_нка, кушач_к, напряж_ нный, харч_, жгуч_, борщ_вый.
1