Дидактические игры по математике
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"
Дидактическая игра "Поймай рыбку".
Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.
Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.
Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.
Дидактическая игра "Живой уголок".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”.
Средства обучения: карточки с животными и кормом.
Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.
Дидактическая игра "Собирай - ка".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.
Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.
Дидактическая игра "Собери робота".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: корзина, различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Числа в пределах 10.
При изучении тем этого блока у детей должны быть сформированы следующие знания:
- Последовательность ряда однозначных чисел;
- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;
- Знаки сравнения ();
-Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.
- Переместительное свойство сложения;
Первоклассники должны к концу года уметь:
- Читать, записывать и сравнивать однозначные числа;
- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;
-Измерять длину отрезка с помощью линейки;
-Построить отрезок заданной длины.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.
Дидактическая игра "Хлопки".
Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.
Средства обучения: карточки с рисунками.
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).
Дидактическая игра "Лучший счётчик".
Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.
Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.
Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
Дидактическая игра "По порядку номеров".
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
Дидактическая игра "Составим поезд".
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Дидактическая игра "Подарки Петрушки".
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками".
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Дидактическая игра "Числа, бегущие навстречу друг другу".
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 9 + 1 =10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.
Дидактическая игра "Слушай и считай".
Дидактическая цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
Дидактическая игра "Войди в ворота".
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.
Дидактическая игра "Контролёры".
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
Дидактическая игра "В гости к Белоснежке".
Дидактическая цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.
Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.
Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.
Дидактическая игра " Угадай число".
Дидактическая цель: подготовить к изучению буквенных выражений.
Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.
Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.
Дидактическая игра "Число потерялось".
Дидактическая цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.
Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.
Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.
Дидактическая игра "Кто быстрее?".
Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.
Дидактическая игра "Живые примеры".
Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.
Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.
Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.
Дидактическая игра "Будь внимательным".
Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.
Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. ( Приложение №1).
Дидактическая игра "Спор цифр".
Дидактическая цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.
Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.
Дидактическая игра "Молчанка".
Дидактическая цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.
Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
Дидактическая игра "Освободи птичку".
Дидактическая цель: закрепить знание полных десятков.
Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.
Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
Дидактическая игра "Найди цифру".
Дидактическая цель: закрепить знания последовательности полных десятков.
Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .
Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.