СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы разработаны для урока русского языка в 8 классе при изучении и повторении темы "Односоставные предложения. Карточки для работы с текстом выполнены с учетом дифференцированного подхода к обучению и включают в себя задания разного уровня сложности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Односоставные предложения"»

Дидактические материалы по теме «Односоставные предложения»

8 класс

Карточка 1

Прочитайте стихотворение:

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.



Вопрос: Какие типы односоставных предложений использованы автором? Что хочет показать поэт, используя такие предложения?























Карточка 2

Запрошлой ос..нью, при заключени.. мировой по делу мельниц.., частыми переездами по нескольку раз в день с одной мельницы на другую нам до того пришлось заг..нять единствен(нн)ую бывшую в нашем ра..пор..жении ч..тверку л..шадей что надо было пользоваться каждым удобным случаем сократить для них эти двадцативерстные перебежки. Пр..глашенный с общего нашего с Обручевым согласия и проработавший целый день на ближайшей от себя мельнице посредник должен был на следующее утро с такою же целию ехать на мельницу нашего противника где необходимо было и наше присутствие. Не желая никого задерживать медлен(нн)остию, посредник обещал пр..быть на место в 9 часов утра. Ему пр..ходилось ехать по большой почтовой дороге а как деревня государствен(нн)ых крестьян на этой дороге отстоит от нашей мельницы версты на полторы, то мы и упр..сили посредника св..зить нас на своих могучих лошадях туда и обратно обещая в извес..ное время подождать его на большой дороге. (Не)желая, в свою очередь, заставить посредника дожидаться мы к 8 часам утра выехали на улицу деревни и отпустили л..шадей.

(А.А. Фет «Бедные люди»)

Задание: 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
2. Найдите безличные предложения, подчеркните главный член и укажите, чем он выражен.



















Карточка 3

1.Там у них есть цыганочка Стеша. 2.Ты ее не знаешь?

3.Не заметил?

4.– Где же мне ее было заметить? 5. Я почти нигде не бываю.

6. – Ну, так надо тебе ее увидеть. 7. Во-первых, она – прелесть.

8. Какие глаза и ресницы и, я знаю твою страсть к волосам, какие волосы! 9. Но этого мало. 10. Надо, чтобы ты ее услыхал с глазу на глаз. 11. Бедняжка влюблена в одного гусара. 12. Я его видел.

13. Действительно красавец, каналья. 14. А ты знаешь, как хор ревниво бережет своих примадонн. 15. Тут, брат, идиллиями не возьмешь. 16. Выкупи! – а на это мало охотников. 17. Уж не знаю, как они там путаются. 18. Но, видно, дело не выгорает, а девочка-то врезалась. 19. После обеда хор-то разойдется отдыхать, а она возьмет гитару да сядет под окошечко – словно кого поджидает. 20. Запоет, и слезы градом. 21. Тут нередко Иван Васильев подойдет и вполголоса ей вторит. 22. Жалко, что ли, ему ее станет, или уж очень забористо она поет, только, поглядишь, он тут как тут. 23. Вот как бы тебя подвести под эту штуку, ты бы узнал, как поют.

24. Поэзия – да и только! 25. Да вот, чем откладывать, я завтра к тебе приду в двенадцать часов, а в час мы поедем. 26. Ведь ваша братия, кавалеристы, плохие ходоки.

27. – Да как же, любезный друг, я-то вотрусь? 28. Ведь она при мне и петь не станет.

29. – Ну, это я как-нибудь оборудую. 30. Едем, что ль?

31. – Хорошо, приходи.

(А.А. Фет «Кактус»)



Задание: 1. Докажите, что это текст. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тема текста: ____________________________________________________

3. Основная мысль текста: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Стиль текста ___________________________________________________

5. Тип текста (докажите свое мнение) ______________________________________________________

6. Укажите номера:
а) назывных предложений ________________________________
б) определенно-личных предложений _______________________
в) безличных предложений ________________________________

7. Выпишите грамматические основы предложений 4,9, 15, 24, 30:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































Карточка 4


Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные и односоставные). В левый столбик запишите двусоставные предложения, а в правый – односоставные.


Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет.


Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет..


Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший - бури весть.


Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,


Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.


Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.


С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.


Двусоставные

Односоставные

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!