СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по учебному предмету «труд» (технология) швейное дело 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные материалы предназначены для использования на уроках труда (технология) при работе с обучающимися 5 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предложенные задания направлены не только на повышение качества усвоения предусмотренного учебной программой объема знаний, умений и навыков, но и носят коррекционно-развивающий характер, так как способствуют развитию психических процессов (мышления, речи, памяти, воображения, восприятия и др.). Дидактические материалы направлены на обобщение, систематизацию, закреплению знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, организовывать собственную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по учебному предмету «труд» (технология) швейное дело 5 класс»

вариант


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУД»

(ТЕХНОЛОГИЯ) ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 5 КЛАСС

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1.

Автор-составитель: Марова Н. А.

МБОУ «СОШ №46» г. Курск

2024г.













Пояснительная записка

1.Введение

Представленные материалы предназначены для использования на уроках труда (технология) при работе с обучающимися 5 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предложенные задания направлены не только на повышение качества усвоения предусмотренного учебной программой объема знаний, умений и навыков, но и носят коррекционно-развивающий характер, так как способствуют развитию психических процессов (мышления, речи, памяти, воображения, восприятия и др.). Дидактические материалы направлены на обобщение, систематизацию, закреплению знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, организовывать собственную деятельность.

Эти материалы могут быть использованы фронтально, при работе с малыми группами, в индивидуальной работе. Для учеников, испытывающих трудности в овладении техникой чтения, могут быть предложены одни варианты заданий, для детей, испытывающих трудности в понимании содержания прочитанного-другие варианты и т.д.

Используя материалы, учитель труда, в процессе своей работы, после изучения определенных тем и разделов, может организовать проведение промежуточного контроля для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности.

Предлагаемые дидактические материалы, помогут учителю эффективнее организовать процесс обучения, повысить активную самостоятельную деятельность детей с УО (ИН).

Цель дидактического материала - закрепление знаний обучающихся по разделам «Швейные ручные работы», «Швейные машинные работы», «Влажно-тепловая обработка» и др., осуществление промежуточного контроля знаний, организация самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии.

Задачи:

обучающая:

  • способствовать формированию и развитию умений, навыков обучающихся при выполнении швейных ручных и машинных работ, влажно-тепловой обработки;

  • создать условия для усвоения знаний специальных технологических

терминов; развивающая:

-коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинноследственных связей, развивать умения учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль); воспитательная:

  • развивать самостоятельность.

2. Рекомендации к использованию материалов сборника.

Организуя работу с учащимися, педагог должен четко представлять уровень владения ими знаниями и навыками в объеме учебной программы.

Предлагаемые задания могут быть перенесены на карточки и предъявляться детям в качестве раздаточного материала.

При планировании и проведении занятий обязательно следует учитывать принцип дифференцированного подхода, в соответствии с которым одним ученикам предлагаются более легкие варианты заданий, другим-более сложные, но непременно с учетом испытываемых детьми трудностей в обучении и уровня сформированности психических процессов.

Задания разделяются в зависимости от степени сложности:

1,2 группы-задание средней сложности;

3 группа-задание пониженной сложности;

Обозначение степени сложности зависит от возможностей учеников.

Дифференцированные дидактические материалы на уроке технологии по формированию самостоятельных действий, учащихся с нарушением интеллекта, помогают обучающимся усвоить учебный материал и выполнить задания теоретического и практического характера самостоятельно. Помогают овладеть всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков на доступном для них уровне усвоения учебного материала.

3. Материалы для занятий труд(технология) по разделу

«Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской» (5 класс)

1 вариант (1 группа)

Задание 1

Дополни предложение:

Класс, специально оборудованный для работы по пошиву изделий из ткани это -

………………………. ……………………….

Задание 2

Дополни предложения, используя опорные слова. Составь список правил:

Не опаздывать …………...............

Перед началом работы ……………………………………….

Работать только ………………………………………………...

Строго соблюдать ……………………………………………………………………….

После работы ………………………………………………………………………………

Хранить свою незаконченную работу и спецодежду …………………………………...

Опорные слова: надеть спецодежду, на урок, убрать свое рабочее место, в определенном месте, на своем рабочем месте, правила техники безопасности.

Задание 3

Выбери верный ответ:

  • При работе на швейной машине:

а) волосы распустить;

б) убрать волосы под косынку;

в) сделать причёску

  • Под прижимную лапку подставляют:

а) пальцы;

б) одежду;

в) изделие, которое шьёте

  • Ручной инструмент и приспособления (иглы, ножницы, напёрстки, булавки и т.д.) хранят: А) где придётся;

Б) под столом;

В) в строго отведённых для этого местах.

Задание 4

Отгадай загадку:

Пара острых, тонких ног без туфлей и без сапог. На ногах — по голове Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге

Запиши 4 основных правила для безопасной работы с этим инструментом

……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Задание: Отметьте верное утверждение:

Ножницы следует передавать

а) держась за кольца ножниц острием вперед

б) держась за сомкнутые лезвия кольцами вперед

в) держась за раскрытые лезвия кольцами вперед

Ответ:

Подсказка:

Ответ:

Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Инструменты и приспособления для швейных работ» (5 класс)

Задание: Перечисли инструменты и приспособления для ручных швейных работ.

1………………………………………………………………

2………………………………………………………………

3………………………………………………………………

4………………………………………………………………

5………………………………………………………………

6………………………………………………………………





Задание: Раскрась манекен желтым цветом, наперсток-синим, мел - зеленым.

Напиши каким цветом раскрасишь

Катушку ниток -

Пуговицы -

Ножницы -



Выберите из предложенных рисунков инструменты и приспособления для ручных работ, наклейте их и подпишите названия:

  1. – инструменты

………………………………………………………………………………………

  1. – приспособления

……………………………………………………………………………………..

Задание: Распределите инструменты, приспособления, измерительные инструменты по группам. Запишите.

А- инструменты

Б- приспособления

В- измерительные инструменты

Задание: распределите инструменты, приспособления, измерительные инструменты по группам. Используйте слова для справок.

А- инструменты

Б- приспособления

В- измерительные инструменты

Слова для справок: игла, наперсток, ножницы, булавки, сантиметровая лента, линейка, распарыватель.

Подсказка: к инструментам для ручных работ относятся ручные иглы, наперсток, ножницы. К измерительным инструментам-сантиметровая лента, линейка. К приспособлениям - булавки, распарыватель.



Задание: подписать название частей ручной иглы.

Задание: Отгадай загадку: Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь. ( _________) Подписать название частей ножниц.

Задание: подписать название частей ножниц. Используй слова из словаря.

Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Ручные работы» (5 класс)

Какой шов применяют при ремонте одежды по распоровшемуся шву:

а) обтачной

б) накладной

в) стачной

Ответ:



Какой шов применяют при ремонте одежды по распоровшемуся шву. Используй подсказку.

а) обтачной

б) накладной

в) стачной

Подсказка: обтачной шов применяется для соединения деталей изделия, в результате вывертывания которых, шов расположится по их краю (воротник с подворотником, горловина с обтачкой и т.п.)

Подсказка: при выполнении накладного шва- одну из деталей изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой.

Подсказка: стачной шов служит для соединения двух примерно равных деталей. Ответ:





Задание: Соотнесите изображение ручного стежка с его названием:

1

А- Петельный

Б- Петлеобразный

В-Косой

2

3

Ответ:



Задание: Соотнесите изображение ручного стежка с его названием. Используй подсказку.

1

А- Петельный

Б- Петлеобразный

В-Косой

2

3

Подсказка- Петельный стежок применяют для обработки срезов от осыпания.

  • Петлеобразный стежки выполняют строчки постоянного назначения.

  • Косые строчки применяют для обработки срезов от осыпания. Подшивания подогнутого края деталей.

Ответ:



Задание: Соотнеси изображение отделочного ручного стежка с его названием:

1

А- «Вперед иголку»

Б- Стебельчатый

В- Тамбурный

2

3

Ответ:





Задание: Соотнеси изображение отделочного ручного стежка с его названием. Используй подсказку.

1

А- «Вперед иголку»

Б- Стебельчатый

В- Тамбурный

2

3

Подсказка: Стежки «вперед иголку» похожи на прямые стежки.

Подсказка: Стебельчатые стежки с лицевой стороны напоминают веревочку, а с изнаночной стороны- прямые стежки.

Подсказка: Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, а с изнаночнойпрямые стежки.

Ответ:

Рассмотри рисунки. Подпиши к рисунку название стежка.

Слова для справок: косой стежок, петельный стежок, прямой стежок.



Задание: Рассмотри рисунки. Соедини линиями рисунок и название стежка.

Косой стежок

Петельный стежок

Прямой стежок







Материалы для занятий труд(технология) по разделу

«Влажно-тепловая обработка» (5 класс)

Вариант1 (1 группа) Принцип игры «лото»: заполнить карточку «поле-текст» соответствующей картинкой или наоборот, на карточку «поле-картинка», соответствующую картинку текстом.

приутюжить

разутюжить

декатировать

заутюжить

отпарить

отутюжить

Рассмотри рисунки. Подпиши к рисунку название влажно-тепловой работы.

Слова для справок: разутюживание, заутюживание, приутюживание.

Задание: Рассмотри рисунки. Соедини линиями название влажно-тепловой работы и рисунка

Разутюживание

Заутюживание

Приутюживание





Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Материаловедение» (5 класс)

Задание: распределите ткани по окраске: с рисунком, белая, гладкоокрашенная. Используйте подсказку.

А-

Б-

В-

Подсказка: Ткань гладкокрашеная – это однородное полотно, у которого лицевая поверхность и изнанка одинаковы по цвету.

Ответ:

Задание: определите полотняное переплетение из предложенных образцов.

а

б

в

Ответ:

Задание: Каким ткацким переплетением вырабатывают хлопчатобумажные ткани:

а -полотняное

Б- сатиновое

В- саржевое

Ответ:

Задание: Волокно хлопка получают из…………………………………………………………

А- из растения

Б- от животных

В-из нефти и газа

Ответ:

Ответ:

Задание: Выберите единственный правильный ответ. Волокна, которые получают из растений, называются……………………………………………………………….

А-волокна животного происхождения

Б- волокна химического происхождения

В- волокна растительного происхождения

Ответ:

Задание: Выберите единственный правильный ответ. Волокна, которые получают из растений, называются……………………………………………………Используйте подсказку.

А-волокна животного происхождения

Б- волокна химического происхождения

В- волокна растительного происхождения

Подсказка: Хлопок, лён- волокна растительного происхождения.

Ответ:

Задание: Продолжи предложение. Процесс получения ткани это-……………………………

а) прядение

б) ткачество

в) отделка

Ответ:



Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Машиноведение» (5 класс)

1 вариант (1 группа)

Задание: рассмотрите швейные машинки и распределите их на машинки с ручным, ножным и электрическим приводом.

а- б- в-

Машинки с ручным приводом

Машинки с ножным приводом

Машинки с электрическим приводом

Задание: Ответь на вопрос. Что прижимает ткань к игольной пластине и рейке?

а) лапка

б) игла

В) челнок

Ответ:

Задание: Ответь на вопрос. Что прижимает ткань к игольной пластине и рейке. Используй подсказку.

  1. вариант (1 группа)

Задание: Рассмотри картинку. Какими цифрами обозначены части швейной машины?

Задание: Ответь на вопрос.

1.Какая часть швейной машины закрепляется в игловодителе?

2.В какую часть машинной швейной иглы заправляется нить?

Ответ:

Задание: Ответь на вопрос.

1.В какую часть машинной швейной иглы заправляется нить?



Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Машинные работы» (5 класс)

Задание: Выберите вид шва, который относится к соединительным швам:

а) Шов в подгибку закрытым срезом

с

б) обтачной

в) Накладной шов с одним закрытым срезом


Ответ:



группа) Задание: Выберите вид шва, который относится к краевым швам:

а) Обтачной шов

б) Стачной в заутюжку

в) Двойной шов

Ответ:

Задание: рассмотрите рисунки, выберите шов, который применяется при обработке низа изделия.

а) шов вподгибку

закрытым срезом

с

б) обтачной

в) накладной шов с одним закрытым срезом


Ответ:









Ключ.

Описание шва

Название шва

Условное обозначение

1.Шов относится к соединительным швам. Его выполняют машинными строчками в два приёма.

ДВОЙНОЙ

2.Шов относится к краевым швам. При его выполнении срез детали подгибают на изнаночную сторону два раза на 10мм.и закрепляют машинной строчкой.

ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ

3.Шов относится к соединительным швам. При выполнении этого шва одну деталь изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой детали и соединяют машинной строчкой.

НАКЛАДНОЙ

4.Шов относится к соединительным швам. Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и соединяют детали машинной строчкой.

СТАЧНОЙ

5.Шов относится к соединительным швам. Сложить детали лицевыми сторонами, выпустив нижнюю деталь на 10мм. и обогнуть срез верхней детали, застрочить, расправить, отогнуть шов в сторону среза, настрочит на 1-2мм.

ЗАПОШИВОЧНЫЙ




Определить по описанию и условному изображению название машинного шва.

Описание шва

Название шва

Условное обозначение

1.Шов относится к соединительным швам. Его выполняют машинными строчками в два приёма.

2.Шов относится к краевым швам. При его выполнении срез детали подгибают на изнаночную сторону два раза на 10мм.и закрепляют машинной строчкой.

3.Шов относится к соединительным швам. При выполнении этого шва одну деталь изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой детали и соединяют машинной строчкой.

4.Шов относится к соединительным швам. Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и соединяют детали машинной строчкой.

5.Шов относится к соединительным швам. Сложить детали лицевыми сторонами, выпустив нижнюю деталь на 10мм. и обогнуть срез верхней детали, застрочить, расправить, отогнуть шов в сторону среза, настрочит на 1-2мм.