вариант
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУД»
(ТЕХНОЛОГИЯ) ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1.
Автор-составитель: Марова Н. А.
МБОУ «СОШ №46» г. Курск
2024г.
Пояснительная записка
1.Введение
Представленные материалы предназначены для использования на уроках труда (технология) при работе с обучающимися 5 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предложенные задания направлены не только на повышение качества усвоения предусмотренного учебной программой объема знаний, умений и навыков, но и носят коррекционно-развивающий характер, так как способствуют развитию психических процессов (мышления, речи, памяти, воображения, восприятия и др.). Дидактические материалы направлены на обобщение, систематизацию, закреплению знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, организовывать собственную деятельность.
Эти материалы могут быть использованы фронтально, при работе с малыми группами, в индивидуальной работе. Для учеников, испытывающих трудности в овладении техникой чтения, могут быть предложены одни варианты заданий, для детей, испытывающих трудности в понимании содержания прочитанного-другие варианты и т.д.
Используя материалы, учитель труда, в процессе своей работы, после изучения определенных тем и разделов, может организовать проведение промежуточного контроля для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности.
Предлагаемые дидактические материалы, помогут учителю эффективнее организовать процесс обучения, повысить активную самостоятельную деятельность детей с УО (ИН).
Цель дидактического материала - закрепление знаний обучающихся по разделам «Швейные ручные работы», «Швейные машинные работы», «Влажно-тепловая обработка» и др., осуществление промежуточного контроля знаний, организация самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии.
Задачи:
обучающая:
способствовать формированию и развитию умений, навыков обучающихся при выполнении швейных ручных и машинных работ, влажно-тепловой обработки;
создать условия для усвоения знаний специальных технологических
терминов; развивающая:
-коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинноследственных связей, развивать умения учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль); воспитательная:
2. Рекомендации к использованию материалов сборника.
Организуя работу с учащимися, педагог должен четко представлять уровень владения ими знаниями и навыками в объеме учебной программы.
Предлагаемые задания могут быть перенесены на карточки и предъявляться детям в качестве раздаточного материала.
При планировании и проведении занятий обязательно следует учитывать принцип дифференцированного подхода, в соответствии с которым одним ученикам предлагаются более легкие варианты заданий, другим-более сложные, но непременно с учетом испытываемых детьми трудностей в обучении и уровня сформированности психических процессов.
Задания разделяются в зависимости от степени сложности:
1,2 группы-задание средней сложности;
3 группа-задание пониженной сложности;
Обозначение степени сложности зависит от возможностей учеников.
Дифференцированные дидактические материалы на уроке технологии по формированию самостоятельных действий, учащихся с нарушением интеллекта, помогают обучающимся усвоить учебный материал и выполнить задания теоретического и практического характера самостоятельно. Помогают овладеть всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков на доступном для них уровне усвоения учебного материала.
3. Материалы для занятий труд(технология) по разделу
«Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской» (5 класс)
1 вариант (1 группа)
Задание 1
Дополни предложение:
Класс, специально оборудованный для работы по пошиву изделий из ткани это -
………………………. ……………………….
Задание 2
Дополни предложения, используя опорные слова. Составь список правил:
Не опаздывать …………...............
Перед началом работы ……………………………………….
Работать только ………………………………………………...
Строго соблюдать ……………………………………………………………………….
После работы ………………………………………………………………………………
Хранить свою незаконченную работу и спецодежду …………………………………...
Опорные слова: надеть спецодежду, на урок, убрать свое рабочее место, в определенном месте, на своем рабочем месте, правила техники безопасности.
Задание 3
Выбери верный ответ:
а) волосы распустить;
б) убрать волосы под косынку;
в) сделать причёску
а) пальцы;
б) одежду;
в) изделие, которое шьёте
Ручной инструмент и приспособления (иглы, ножницы, напёрстки, булавки и т.д.) хранят: А) где придётся;
Б) под столом;
В) в строго отведённых для этого местах.
Задание 4
Отгадай загадку:
Пара острых, тонких ног без туфлей и без сапог. На ногах — по голове Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге
Запиши 4 основных правила для безопасной работы с этим инструментом
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
Задание: Отметьте верное утверждение:
Ножницы следует передавать | а) держась за кольца ножниц острием вперед б) держась за сомкнутые лезвия кольцами вперед в) держась за раскрытые лезвия кольцами вперед |
Ответ:
Подсказка:
Ответ:
Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Инструменты и приспособления для швейных работ» (5 класс)
Задание: Перечисли инструменты и приспособления для ручных швейных работ.
1………………………………………………………………
2………………………………………………………………
3………………………………………………………………
4………………………………………………………………
5………………………………………………………………
6………………………………………………………………
Задание: Раскрась манекен желтым цветом, наперсток-синим, мел - зеленым.
Напиши каким цветом раскрасишь
Катушку ниток -
Пуговицы -
Ножницы -
Выберите из предложенных рисунков инструменты и приспособления для ручных работ, наклейте их и подпишите названия:
– инструменты
………………………………………………………………………………………
– приспособления
……………………………………………………………………………………..
Задание: Распределите инструменты, приспособления, измерительные инструменты по группам. Запишите.
А- инструменты | Б- приспособления | В- измерительные инструменты |
| | |
Задание: распределите инструменты, приспособления, измерительные инструменты по группам. Используйте слова для справок.
А- инструменты | Б- приспособления | В- измерительные инструменты |
| | |
Слова для справок: игла, наперсток, ножницы, булавки, сантиметровая лента, линейка, распарыватель.
Подсказка: к инструментам для ручных работ относятся ручные иглы, наперсток, ножницы. К измерительным инструментам-сантиметровая лента, линейка. К приспособлениям - булавки, распарыватель.
Задание: подписать название частей ручной иглы.
Задание: Отгадай загадку: Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь. ( _________) Подписать название частей ножниц.
Задание: подписать название частей ножниц. Используй слова из словаря.
Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Ручные работы» (5 класс)
Какой шов применяют при ремонте одежды по распоровшемуся шву:
а) обтачной | б) накладной | в) стачной |
| | |
Ответ:
Какой шов применяют при ремонте одежды по распоровшемуся шву. Используй подсказку.
а) обтачной | б) накладной | в) стачной |
| | |
Подсказка: обтачной шов применяется для соединения деталей изделия, в результате вывертывания которых, шов расположится по их краю (воротник с подворотником, горловина с обтачкой и т.п.)
Подсказка: при выполнении накладного шва- одну из деталей изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой.
Подсказка: стачной шов служит для соединения двух примерно равных деталей. Ответ:
Задание: Соотнесите изображение ручного стежка с его названием:
1 | А- Петельный Б- Петлеобразный В-Косой |
2 |
3 |
Ответ:
Задание: Соотнесите изображение ручного стежка с его названием. Используй подсказку.
1 | А- Петельный Б- Петлеобразный В-Косой |
2 |
3 |
Подсказка- Петельный стежок применяют для обработки срезов от осыпания.
Петлеобразный стежки выполняют строчки постоянного назначения.
Косые строчки применяют для обработки срезов от осыпания. Подшивания подогнутого края деталей.
Ответ:
Задание: Соотнеси изображение отделочного ручного стежка с его названием:
1 | А- «Вперед иголку» Б- Стебельчатый В- Тамбурный |
2 |
3 |
Ответ:
Задание: Соотнеси изображение отделочного ручного стежка с его названием. Используй подсказку.
1 | А- «Вперед иголку» Б- Стебельчатый В- Тамбурный |
2 |
3 |
Подсказка: Стежки «вперед иголку» похожи на прямые стежки.
Подсказка: Стебельчатые стежки с лицевой стороны напоминают веревочку, а с изнаночной стороны- прямые стежки.
Подсказка: Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, а с изнаночнойпрямые стежки.
Ответ:
Рассмотри рисунки. Подпиши к рисунку название стежка.
Слова для справок: косой стежок, петельный стежок, прямой стежок.
Задание: Рассмотри рисунки. Соедини линиями рисунок и название стежка.
| Косой стежок |
| Петельный стежок |
| Прямой стежок |
Материалы для занятий труд(технология) по разделу
«Влажно-тепловая обработка» (5 класс)
Вариант1 (1 группа) Принцип игры «лото»: заполнить карточку «поле-текст» соответствующей картинкой или наоборот, на карточку «поле-картинка», соответствующую картинку текстом.
| |
приутюжить | разутюжить |
| |
декатировать | заутюжить |
| |
отпарить | отутюжить |
Рассмотри рисунки. Подпиши к рисунку название влажно-тепловой работы.
Слова для справок: разутюживание, заутюживание, приутюживание.
Задание: Рассмотри рисунки. Соедини линиями название влажно-тепловой работы и рисунка
| Разутюживание |
| Заутюживание |
| Приутюживание |
Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Материаловедение» (5 класс)
Задание: распределите ткани по окраске: с рисунком, белая, гладкоокрашенная. Используйте подсказку.
Подсказка: Ткань гладкокрашеная – это однородное полотно, у которого лицевая поверхность и изнанка одинаковы по цвету.
Ответ:
Задание: определите полотняное переплетение из предложенных образцов.
Ответ:
Задание: Каким ткацким переплетением вырабатывают хлопчатобумажные ткани:
а -полотняное | Б- сатиновое | В- саржевое |
| | |
Ответ:
Задание: Волокно хлопка получают из…………………………………………………………
А- из растения | Б- от животных | В-из нефти и газа |
| | |
Ответ:
Ответ:
Задание: Выберите единственный правильный ответ. Волокна, которые получают из растений, называются……………………………………………………………….
А-волокна животного происхождения | Б- волокна химического происхождения | В- волокна растительного происхождения |
| | |
Ответ:
Задание: Выберите единственный правильный ответ. Волокна, которые получают из растений, называются……………………………………………………Используйте подсказку.
А-волокна животного происхождения | Б- волокна химического происхождения | В- волокна растительного происхождения |
| | |
Подсказка: Хлопок, лён- волокна растительного происхождения.
Ответ:
Задание: Продолжи предложение. Процесс получения ткани это-……………………………
а) прядение | б) ткачество | в) отделка |
| | |
Ответ:
Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Машиноведение» (5 класс)
1 вариант (1 группа)
Задание: рассмотрите швейные машинки и распределите их на машинки с ручным, ножным и электрическим приводом.
а-

б-

в-
Машинки с ручным приводом | Машинки с ножным приводом | Машинки с электрическим приводом |
| | |
Задание: Ответь на вопрос. Что прижимает ткань к игольной пластине и рейке?
а) лапка | б) игла | В) челнок |
| | |
Ответ:
Задание: Ответь на вопрос. Что прижимает ткань к игольной пластине и рейке. Используй подсказку.
вариант (1 группа)
Задание: Рассмотри картинку. Какими цифрами обозначены части швейной машины?
Задание: Ответь на вопрос.
1.Какая часть швейной машины закрепляется в игловодителе?
2.В какую часть машинной швейной иглы заправляется нить?
Ответ:
Задание: Ответь на вопрос.
1.В какую часть машинной швейной иглы заправляется нить?
Материалы для занятий труд(технология) по разделу «Машинные работы» (5 класс)
Задание: Выберите вид шва, который относится к соединительным швам:
а) Шов в подгибку закрытым срезом | с | б) обтачной | в) Накладной шов с одним закрытым срезом |
| | | |
Ответ:
группа) Задание: Выберите вид шва, который относится к краевым швам:
а) Обтачной шов | б) Стачной в заутюжку | в) Двойной шов |
| | |
Ответ:
Задание: рассмотрите рисунки, выберите шов, который применяется при обработке низа изделия.
а) шов вподгибку закрытым срезом | с | б) обтачной | в) накладной шов с одним закрытым срезом |
| | | |
Ответ:
Ключ.
Описание шва | Название шва | Условное обозначение |
1.Шов относится к соединительным швам. Его выполняют машинными строчками в два приёма. | ДВОЙНОЙ | |
2.Шов относится к краевым швам. При его выполнении срез детали подгибают на изнаночную сторону два раза на 10мм.и закрепляют машинной строчкой. | ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ | |
3.Шов относится к соединительным швам. При выполнении этого шва одну деталь изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой детали и соединяют машинной строчкой. | НАКЛАДНОЙ | |
4.Шов относится к соединительным швам. Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и соединяют детали машинной строчкой. | СТАЧНОЙ | |
5.Шов относится к соединительным швам. Сложить детали лицевыми сторонами, выпустив нижнюю деталь на 10мм. и обогнуть срез верхней детали, застрочить, расправить, отогнуть шов в сторону среза, настрочит на 1-2мм. | ЗАПОШИВОЧНЫЙ | |
Определить по описанию и условному изображению название машинного шва.
Описание шва | Название шва | Условное обозначение |
1.Шов относится к соединительным швам. Его выполняют машинными строчками в два приёма. | | |
2.Шов относится к краевым швам. При его выполнении срез детали подгибают на изнаночную сторону два раза на 10мм.и закрепляют машинной строчкой. | | |
3.Шов относится к соединительным швам. При выполнении этого шва одну деталь изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону другой детали и соединяют машинной строчкой. | | |
4.Шов относится к соединительным швам. Две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и соединяют детали машинной строчкой. | | |
5.Шов относится к соединительным швам. Сложить детали лицевыми сторонами, выпустив нижнюю деталь на 10мм. и обогнуть срез верхней детали, застрочить, расправить, отогнуть шов в сторону среза, настрочит на 1-2мм. | | |