СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические упражнения на развитие исследовательских способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические упражнения на развитие исследовательских способностей младших школьников»

Задание 2

Дидактические упражнения на развитие исследовательских способностей младших школьников

Класс:2

Предмет: литературное чтение.

Упражнение 1

Блок «Учимся видеть проблемы»

Дети знакомятся с творчеством И. А. Крылова. После чтения и анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» детям предлагается вообразить себя одним из главных героев басни (Лебедем, Щукой или Раком).

Представь себя на месте персонажа и скажи, как бы мог поступить ты на их месте, чтобы удалось вытянуть воз? Дайте совет героям басни. Какая главная мысль произведения? Вспомни пословицы, смысл которых отображает суть басни. Приведи примеры этих пословиц.

Упражнение 2

Блок «Учимся видеть проблемы»

Дети знакомятся с творчеством Б. Житкова «Храбрый утенок». Перед первым чтением произведения детям предлагается сразу его концовка:

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела. С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Задание: подумай, а потом расскажи о том, что было в начале. Попробуй спрогнозировать, кто является главными героями в сказке? Какая проблема у них возникла? Кто помог ее решить? Расскажи сказку с самого начала (что спрогнозировал), а концовку используй данную.

Упражнение 3

Блок «Учимся задавать вопросы»

При изучении произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», конечным итогом должно быть умение составить план пересказа этого произведения. Чтобы помочь детям это сделать (первый раз составляют план пересказа соответственно программе), я предлагаю детям поменяться со мной местами, побыть в роли учителя. После первичного чтения произведения предлагаю им составить и задать вопросы по содержанию рассказа, опираясь на вопросительные слова на доске:

КТО…?

КАК…?

КУДА…?

ПОЧЕМУ…?

ЧТО…?

КАКОЙ?

ГДЕ…?

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ…?

Примеры детских вопросов: кто главные герои рассказа? Как звали мальчиков? Куда они отправились? Почему остались дома одни? Почему им было страшно? Что они услышали? Какой разговор у них был? Где они нашли ежика? Сколько времени жил ежик с ними на даче?

Позже предлагаю найти в тексте предложения, которые являются ответами на поставленные вопросы. Ставлю наводящие вопросы: что было сначала? Что произошло потом? Чем закончился рассказ? Используя выделенные предложения, которые являются ответами на вопросы, дети составляют план пересказа.

Упражнение 4

Предмет: русский язык

Блок «Классификация»

При изучении основных понятий русского языка, которые детям необходимо усвоить во втором классе, являются понятия «Члены предложения», «Части слова» и «Части речи». Я столкнулась с проблемой, что дети часто не различают эти понятия и не умеют классифицировать их. Например, на вопрос: «Что относится к главным членам предложения?» Они отвечают, что это корень, суффикс, основа и т.д. На вопрос «Что такое корень слова?», они могут ответить, что это главный член предложения…

Чтобы научить детей различать эти понятия, я предлагаю задания на классификацию этих понятий по признакам, которые они сами определят.



1 этап задания:

Детям предлагается 3 коробки, каждая из которых обозначена так «Части речи», «Члены предложения», «Части слова». Дальше я выдаю каждому ребенку множество карточек, на которых записаны единичные понятия: подлежащее, имя существительное, суффикс, сказуемое, корень, имя прилагательное, глагол, приставка и т.д. Детям необходимо разложить карточки в нужные коробки (глагол –в коробку «Части речи», суффикс- в коробку «Части слова», подлежащее –в «Члены предложения»).

2 этап задания:

Далее я выдаю детям карточки, на которых записаны целые предложения, отдельные слова или просто части слов. Например:

-Ик-

-малина.

-Осенью часто идут дожди.

-Мор

-море

-К вечеру море было спокойное.

-Пре- и д. р.

Используя изученные правила, детям необходимо положить карточку опять же в нужную коробку, перед тем как это сделать, необходимо высказать свое мнение, почему именно так они классифицируют карточки.

Например, ребенку попадается карточка –Ик-.Рассуждения приблизительно звучат так: «Эту карточку я положу в корочку «Части слова». Почему? Потому, что это суффикс. Суффикс не является целым словом, поэтому не может быть частью речи или членом предложения. Если ребенку попадается карта с отдельным словом, например «море», то ребенок может положить ее в 2 коробки. Рассуждения приблизительно звучат так: «Эту карточку я могу положить в коробку «Части слова» потому, что это имя существительное. Еще я могу положить в коробку «Члены предложения», потому, что слово «море» может выступать подлежащим в предложении. В коробку «Части слова» я однозначно не могу положить. Потому, что в слове есть корень и окончание.

Упражнение 5

Блок «Умозаключение и выводы»

Для обобщения и систематизации знаний детей по умению различать понятия «Части слова», «Члены предложения», «Части речи», которое описывалось в упражнении выше, в продолжении урока, как обобщение, умозаключение и систематизация этих понятий, повторения изученных правил, я предлагаю использовать следующее упражнение на закрепление знаний единичных понятий этих разделов.

Учитель вызывает к доске ребенка, шепотом на ушко называет ему слово. Ребенок должен рассказать, что это такое (изученное раннее правило), не называя вопроса учителя и привести примеры. Остальные учащиеся должны догадаться, что это.

Например, учитель называет слово «Приставка». Ребенок вслух говорит: «Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: пре, при, об, за, раз, рас…»