ГУ «Ключевая средняя школа отдела образования
Карасуского района»


Учитель начальных классов:
Баранова Алла Александровна.
Пояснительная записка
Основной задачей изучения темы: «Табличное сложение и вычитание» является усвоение на уроках навыка табличного сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующих случаев вычитания. С усвоением табличного сложения и вычитания дети усваивают состав двузначных чисел от 11 до 18 из однозначных чисел, что помогает им быстро решать примеры с переходом через десяток.
В данном пособии собраны самые разнообразные задания на состав чисел с использованием модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Ставились цели: учиться рассуждать и сопоставлять, анализировать; развивать творческие возможности детей, вовлекая их в оценивание своих одноклассников и самих себя ; развивать зрительную память и внимание;
Оценивание нацеливает на дальнейшую деятельность, вырабатывает
ответственность, способствует углубленному пониманию материала.
Учитывая возрастные особенности детей, учу обучающихся каждое выполненное задание оценивать самостоятельно (самопроверка, взаимопроверка) по предложенным мною критериям. Для того, чтобы процесс оценивания был интересным, использую игровые формы в яркой цветовой гамме.
Состав числа 11
1 задание. «Допиши выражения» «Эмоциональный
светофор»
11





к







1.
ж



з
5 + … 4 + … 9 + … 3 + …
2 задание. «Заполни окошко»
2.
к


7 + = 11 11 - = 5 8 + = 11
ж
з
- 2 = 9 5 + =11 + = 11
3 задание. Подчеркни в каждом столбике выражение,
ответ которого будет равен 11.
к
6 + 4 7 + 4 3.
ж
8 + 3 9 + 3
з
5 +6 4 + 8
7 + 3 2 + 9
«Эмоциональный светофор»
Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор.
Зеленый цвет - «Я справился, могу двигаться дальше».
Желтый – «Затрудняюсь».
Красный – «Прошу помощи»
Состав числа 12
1 задание . « Из квартир какого, этажа «Дерево
можно составить число 12 ?» творчества»
12
12
12
12








9
7
8
6
2 задание. «Засели домик»
12 –








3 4 5 6 7 8 9







«Дерево творчества» - прием оценивания. После выполненного задания дети рисуют на дереве:
плоды – выполнено всё правильно;
цветок — получилось почти все, но возникли трудности;
зеленый листик - не все получилось, но я старался;
желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.
Состав числа 13
задание. Вставь пропущенное число.
13
13
13
9
8
6
4
5
7
2 задание «Засели домик»










задание. Найди примеры с ответом 13.
6 + 6 7 + 6
9 + 4 5 + 8
13
8 + 4 5 + 7
6 + 5 9 +3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ |
№ зад. | Вставить число. | «Засели домик» | Найди примеры с ответом 13. |
Оценка | | | |
Критерии:
«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Состав числа 14
1 задание. Игра «Угадай число» «Светофор»


7
9
14




1.
9
6
2 задание. Дополни число до ответа.



7 + = 14 8 + = 14

2.
6 + = 13 7 + = 13


9 + = 14 8 + = 12
3 задание. Игра «Примеров много – ответ один».
Запиши.
3.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
«Светофор». Предлагается оценить в цветовой гамме, используя кубик. Раскрашивает сторону кубика в зелёный, желтый или в красный цвет, таким образом оценить себя.
Зеленый - «Я справился, могу двигаться дальше»,
Желтый – «Затрудняюсь»,
Красный – «Прошу помощи».
Состав числа 15.
1 задание. «Заполни кузов машины» «Лесенка»

5 8
7
9
8

14
15




1
задание. Соедините выражения с их значениями.
9 +4 6 14 - 5
8 + 3 13 15 -9 2
6 + 7 9 12 - 6
9 +2 11 15 и 6
3 задание. «Лесенка»
3.
15

6
7
9
«Лесенка».
На каждой ступеньке ребёнок рисует смайлик.

- без ошибок

- 1 ошибка

- 2-3 ошибки
Состав числа 16.
1 задание. Заполни пустые кружочки. « Три
оценки»
15
16
16






8
9
3 4 5
2 задание. Игра «Съешь виноград»
3 4 5
3 задание. Игра «Верно - неверно» (Математический диктант).
(Дети выполняют задания учителя в оценочном листе).
Если утверждение верное – знак «+», неверное – знак «-».
Оценочный лист |
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Оценка друга |
Верно – «+» Неверно –«-» | | | | | | | |
Число 16 может состоять из двух одинаковых чисел.
Если к 7 прибавить 9, то получится 16.
Если 8 увеличить на 7, то получится 16.
Если 16 уменьшить на 8, то получится 8.
Сумма чисел 7 и 7 равна 16.
Из 16, я вычла задуманное число и получила 9. 3 4 5
Я задумала число 8.
(На доске появляется ключ к ответам: ( + + - + - - )
Взаимопроверка заданий.
Проверяем (обмен тетрадей в паре ):
Критерии:
«5» - без ошибок «4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки «2» - более 4 ошибок
«Три оценки».
Обведите кружком ту цифру, с которой вы согласны. Используя критерии.
Состав чисел 17 -18.
1 задание. Вставь число.
18
17
2 задание. Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.
8 + 8= д 16 -9 = о 15 – 9 = м
9 + 8 = е 18 -9 = о
9 + 9 = ц 17 – 9 = л
3 задание. Раскрась грани кубика Рубика:
8 и 6 | 9 и 6 | 8 и 7 |
7 и 9 | 8 и 9 | 9 и 9 18 17 16 15 14 |
6 и 9 | 5 и 9 | 8 и 8 |
Оценочный лист |
оценка | Вставь число. | Расшифруй слово | Раскрась грани кубика Рубика: | итого |
«5» | | | | |
«4» | | | | |
«3» | | | | |
«2» | | | | |
Критерии:
«5» - без ошибок
«4» - 1, 2 ошибки
«3» - 3, 4 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Используемая литература
Н. Б. Истомина «Методика обучения математике в начальных классах» М 2001
Л.Г. Петерсон «Математика» 2002
И.С. Марченко «Занимательные задания» М., 2010
М.В. Беденко «Олимпиадные задания» М., 200
И.Г. Сухин «Занимательные материалы» М., 2006
Содержание:
Пояснительная записка _____________________________________________ 3
Задания по составу чисел 11________________________________________ 4
12_________________________________________ 5
13 ________________________________________ 6
14 ________________________________________ 7
15 ________________________________________ 8
16 ________________________________________ 9-10
17-18 _____________________________________ 11
Используемая литература ___________________________________________ 12