СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для уроков развития речи во 2-3 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям для проведения уроков развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для уроков развития речи во 2-3 классах»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Серия I

ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ

И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ

В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ОСЕНЬ

Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрывалось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелётные птицы.

(По Д. Мамину- Сибиряку.)

  1. В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.


2. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

СОЛНЕЧНАЯ ВАННА ГАДЮКИ

Гадюка каждое утро вползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь к неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками.

(По В. Бианки.)

  1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.



3. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица ха ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла влес медвежата бежали за ней вприпрыжку.

(По В. Бианки)

  1. В третьем предложении и четвёртом предложениях подчеркните главные члены предложения.


4. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

СНОВА В ШКОЛУ

Первое сентября дети снова пришли в школу здравствуй, родная школа здравствуйте, дорогие учителя звенит звонок ученики с волнением входят в классы все ли пришли хорошо ли отдохнули.

  1. Подчеркните предложение, которое состоит из подлежащего и сказуемого.


5. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ТИГР

Из всех зверей на свете самый хищный зверь – тигр он живёт в зарослях шкура у него рыжая, полосатая выходит тигр на охоту ночью сегодня оленя схватит, завтра – кабана все звери тигра боятся.

(По А. Гарщину.)

  1. В выделенных предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.


6. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ОСЕНЬ

Поздняя осень низко несутся по небу осенние тучи ветер гнёт деревья и срывает с них листья дождь хлещет по жёлтой траве в стаю собираются перелётные птицы белка делает запас на зиму она рвёт орехи, сушит грибы.

  1. Во всех предложениях, кроме первого, подчеркните главные члены предложения.


7. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ

За ночь сильно похолодало утро настало морозное, ясное на окнах появились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она похожа на листья папоротника как красивы снежные узоры.

(М. Гумилевская.)

2. Выпишите выделенные подлежащие и допишите к ним сказуемые.


8. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ЛЕТОМ

По лесу маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у берёзы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали. Смеялись и брызгались водой, а брызги так и сверкали на солнце.

(По В. Полякову.)

  1. Во всех предложениях, кроме последнего, подчеркните главные члены.


9. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

МАЙ

Всё цветёт, всё зеленеет как хорошо в эту пору в лесу в начале месяца он ещё не оделся листвой многие ветви кустов и деревьев уже цветут тепло, даже немного парит и вот загремел первый гром как из ведра хлынул весенний дождик первая гроза будто омыла землю.

(По Г. Скребицкому)

  1. К выделенным подлежащим найдите сказуемые. Подчеркните их двумя чертами


10. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ЗИМА В ЛЕСУ

Голодный и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шуба пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку.

(И. Соколов-Микитов.)

  1. К выделенным сказуемым найдите подлежащие. Подчеркните их двумя чертами.


11. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ПАХНЕТ СЕНОМ НАД ЛУГАМИ

Идёт сенокос посмотрите, как машина-косилка срезает щирокую полосу густой высокой травы

А вот в лесу, на полянках, косилке негде развернуться там траву косят косами.

(По Г. Скребицкому.)

  1. Выпишите предложение, состоящего из подлежащего и сказуемого. Подчеркните главные члены предложения.


12. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

УЖЕ ВЕСНА

В мае прошли первые грозы от обильных дождей весело зазеленела земля на обсыпанных цветом ветвях распевали птички, жужжали пчёлы всё живое радовалось и спешило жить

  1. Выпишите выделенные подлежащие и допишите к ним сказуемые.


13. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ВЕСНА

Чудесное утро зеленеет трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь

(М. Пришвин.)

  1. К выделенным словам-подлежащим найдите сказуемые. Подчеркните их.


14. С—I

В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

БЕЛКА ЛАКОМИТСЯ МЯСНЫМ

Белка всю зиму лущила шишки да ела заготовленные с осени грибы теперь пришло время полакомиться ей мясным птицы уже в гнёздах отложили яйца некоторые вывели даже птенцов белка отыскивает птичьи гнёзда и таскает себе на обед птенцов и яйца

(По В. Бианки.)

  1. Выпишите из третьего предложения подлежащее и сказуемое, затем напишите вопросы, на которые они отвечают.



15. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

В СТЕПИ

Светит солнце уже пришла весна отец у Коли тракторист он с утра ушёл в поле и сын дорогу знает он тоже в степь шагает он помогать идёт отцу вот будет рад отец

(по И. Белякову)

  1. Из первых двух предложений выпишите главные члены. Напишите к ним вопросы.


16. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

УТРО В ЛЕСУ

Жёлтый клён глядится в озеро,

просыпаясь на заре

За ночь землю подморозило

Весь орешник в серебре

Запоздалый рыжий ёжится,

веткой сломанной прижат

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат

(О. Высотская.)

  1. Из последнего предложения выпишите главные члены к схеме.

------- =====.


17. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ЗАМЁРЗЛИ ПРУДЫ И РЕКИ

С каждым днём всё холоднее и холоднее утром на улицах лужи покрыты тонким ледком но ходить по льду ещё опасно в конце ноября крепчают морозы в эту пору в городах заливают катки

(По Г. Скребицкому.)

  1. Выпишите предложение о морозах. Подчеркните главные члены.


18. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ОБВАЛ

Белка спала в гнезде на ветке если вдруг тяжёлый ком снега обрушился на крышу гнезда белка выскочила её бельчата остались в гнезде белка принялась раскапывать снег он только придавил крышу гнездо осталось цело бельчата даже не проснулись

(По В. Бианки.)

  1. К данным сказуемым выпишите из текста подлежащие. Поставьте к ним вопросы.

… спала. … обрушился. … не проснулись.


19. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

КРАСНОЕ ЛЕТО

На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветёт над водой водяная кашка дикая утка вывела на осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу

(И. Соколов-Микитов.)

  1. В первом предложении подчеркните слово, которое показывает, о чём говорится, и слово, показывающее, что говорится.


20. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ЛЕТО

Прошла весна лето наступило в свои права соловей и другие птицы перестали петь да, прошла голосистая весна наступило и для птиц деловая пора вывелись птенцы у певучих птиц теперь их надо кормить, потом учить летать, беречь от опасных врагов.

(По С. Аксакову.)

  1. Выпишите предложение, состоящее из двух слов. Напишите, какими членами предложения они являются.


21. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

На пригорках чернеет земля оттаяла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошёл только в оврагах белеют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи перелетели на старые грачовники дети готовят скворечники

  1. В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.


22. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ДЕНЬ НА ПТИЧНИКЕ

Летнее утро проснулись птички встали и дети в селе Леночка и Коля идут на птичник дети кормят кур вдруг в небе появился коршун куры и цыплята прячутся по двору важно шагает индюк на озере гуси и утки ловят червяков в инкубаторе вывелись цыплята

  1. Выпишите выделенные подлежащие, допишите к ним сказуемые, рядом напишите вопросы, на которые они отвечают.


23. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.

(По В. Бианки)

  1. Из первых двух предложений выпишите слова к схемам:

===== -------. ------- =====


24. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ПРИШЛО ЛЕТО

Сколько цветов на полях каких только нет: одуванчики, колокольчики, клевер, ромашки с белыми лепестками даже в глазах пестрит звонко трещат кузнечики зато птичьи песни слышатся реже птицам теперь не до пения с утра до вечера хлопотливые родители ловят разных жуков и лягушек

(По Г. Скребицкому)

  1. Подчеркните восклицательные предложения.

  2. Из последнего предложения выпишите главные члены предложения к схеме:

------- =====.


25. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

НА ЛУГУ

Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пёстрый ковёр много здесь разных трав и цветов вот дикий овёс золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки.

(М. Пришвин)

  1. Выпишите выделенные подлежащие, допишите к ним сказуемые и поставьте вопросы по образцу: (что?) Луг (что делает?) зеленеет.


26. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ЗЛАЯ МАЧЕХА

Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди сидели в домах и топили печи в такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.

(По С. Маршаку)

  1. Выпишите сказуемые из последнего предложения к подлежащему девочка.


27. С--I

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

ГРОЗА ПРОШЛА

Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы.

  1. Выпишите восклицательные, затем вопросительные предложения.


Серия II

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ


1. С--II

Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

СБОР УРОЖАЯ

осень, оврагах, в, позолотила, кустарники

дни, короче, всё

минуты, ни, нельзя, терять

закончили, картофеля, уборку, колхозники

сев, озимых, уже, начался

дорогам, машины, по, овощами, с, движутся


2. С--II

Из слова каждой строчки составьте и запишите предложение.

ПРИШЛА ОСЕНЬ

севера, резкий, с, дует, ветер

деревьев, листья, жёлтые, с, падают

днём, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

иней, деревьях, утром, на, появился


3. С--II

Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ЗА ШКОЛОЙ

большой, и, нашей, за, огород, школой, сад

много, в, ягод, сад

грядках, огурцы, на, морковь, горох, растут

собирают, ученики, урожай, осенью, хороший

4. С--II

Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ЗИМОЙ

на, холодно, дворе

покрыл, и, снег, землю, домов, крыши

узорами, стёкла, разрисовал, белыми, мороз

снегу, воробьи, по, прыгают

нахохлились, холода, от, они

крошки, прыгают, подбирают, воробьи

птицам, и, голодно, холодно, зимой


5. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ПОСЛЕ УРОКА

перемену, во, выходят, на, двор, ученики

наш, большой, двор, школьный

остаются, классе, только, в, дежурные

двери, они, и, открывают, окна

чистом, классе, хорошо, работать, в

  1. В первом и третьем предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.


6. С--II

  1. Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

ЗИМА

зима, уже, пришла, настоящая

голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям

верхушки, он, деревьев, качает

да, ели, только, сосны, зелёные

жалобно, в, деревья, стонут, лесу

  1. В первых двух предложениях и в последнем подчеркните главные члены.


7. С--II

Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

СОРОКА

у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо

вить, кустарнике, сороке, в, нравится, гнездо, густом

птичкам, бед, маленьким, от, много, сороки

очень, к, трудно, подойти, сороке

хорошее, у, глаза, чутье, зоркие, сороки, и


8. С--II

Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

СОБАКА БОБ

раз, дом, один, загорелся

маленькая, в, была, была, девочка

собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали

минуту, горевшего, Боб, дома, через, вынес, из, девочку

ребёнка, радости, мать, плакала, от

(По Л. Толстому)


9. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ВЕСНА-КРАСНА

весна, радостная, наступила

яркое, день, солнце, целый, светит

сна, деревья, от, проснулись, зимнего

появились, и, нежные, листочки, на них, почки

зацветут, в, плодовых, садах, скоро, деревья

лугах, на, запестреют, цветы, ранние

года, прекрасное, это, какое, время

  1. Во всех предложениях, кроме последнего, подчеркните главные члены.


10. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ВЕСНОЙ В РОЩЕ

солнечный, был, денёк, тёплый

рощу, ребятишки, в, пошли, берёзовую

ищут, девочки, щавель

ёжика, кустах, в, нашли, мальчики

лесу, ребята, бродили, долго, в

вечером, домой, поздно, возвращались, они

  1. В каждом предложении, кроме первого, подчеркните главные члены.


11. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ПРИШЛА ВЕСНА

к, весна, нам, воротилась

небес, с, солнце, золотыми, льёт, лучами

камешками, по, ручьи, весёлые, зажурчали

цветы, лугам, по, зацвели

головку, одуванчик, жёлтую, поднял, свою

подснежники, в, расцвели, лесу

  1. В каждом предложении подчеркните главные члены.


12. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ЛЕТНЕЕ УТРО

чудесное, наступило, утро

весенний, дул, ветерок, тёплый

журчал, овраге, в, ручеек, чистый

насекомыми, гонялись, за, ласточки

песенка, жаворонка, звонкая, раздавалась

солнышко, небу, яркое, по, поднималось

  1. В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.


13. С--II

  1. Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

БЫЛА ЗИМА

мороз, на доме, в, улице, а, Наташе, тепло

смотреть, узоры, и, весело, сидеть, на, окна, у

мороз, на, расписал, за, стёклах, ночь, узоры

и звёздочки, и кружочки, и завитки, тут

посмотрела, окно, в, Наташа

снега, дворе, от, всё, на, бело

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены.


14. С--II

  1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение.

ГРОЗА

гроза, сильная, началась

дымом, всё, небо, затянулось

лягушки, и, замолчали, птицы

лес, прокатился, первый, через, гром

деревья, заскрипели, старые

треск, раздался, страшный

хлынул, за, каплями, ливень, дождя, первыми

(По И.Гончарову)

  1. В каждом предложении подчеркните главные члены.

15. С--II

  1. Из слов одной строчки составьте и запишите предложение.

СМЕЛЫЕ МАЛЬЧИКИ

два, землянику, собирали, мальчика

огромный, сверху, орёл, спустился, вдруг

он, схватил, мальчика, когтями, острыми

поднялся, вздохнул, в, хищник

мальчик, не растерялся

орла, горло, он, крепко, сжал

орёл, упал, на, мальчиком, с, землю

бросился, товарищ, мальчику, на, помощь

домой, мальчики связали, орла, принесли, и

  1. Из последнего предложения выпишите главные члены к схеме:

------- ===== и =====.


16. С--II

Из слов одной строчки составьте и запишите предложение.

ЧЕРЕПАХА И ОРЁЛ

её, черепаха, орла, летать, просила, научить

советовал, не, орёл, черепахе

просить, продолжала, она, его

орёл, поднял, черепаху, вверх, и, бросил, тогда

разбилась, упала, камни, черепаха, на, и


17. С--II

Из слов одной строчки составьте и запишите предложение.

ОТДЫХ

хороший, на, выдался, редкость, день

за, отправились, город, мы

дал, старый, нам, дед, лодку

берег, переехали, мы, другой, на, реки

незабудки, там, крупные, росли

забрались, душистый, сена, ребята, на, стог

спустился, Алла, в, Римма, овраг, и

(По Е. Досычевой)


18. С--II

  1. Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

ЗИМА

дождливая, долго, осень, хмурая, стояла

первый, неожиданно, снег, выпал

ночь, снег, покрыл, ковром, землю, пушистым, за

реку, мороз, сковал, льдом

первыми, на, высыпали, двор, ребятишки

кататься, горы, хорошо, санках, коньках, и, лыжах, с, на

  1. Подчеркните в предложениях, где возможно, главные члены.


19. С--II

  1. Из слов одной или двух строчек составьте и запишите предложение.

ЛЕТО

тёплое, лето, весёлое, наступило

листвой, давно, деревья, уже, одеты, все

деревьев, ласковое, освещает, солнышко, верхушки

птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в, пение

мёдом, и, поляне, земляникой, на, пахнет

в, хорошо, летом, лесу

  1. Подчеркните в предложениях, где возможно, главные члены.



СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ

Серия III

РАССКАЗ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ


1. С-- III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ОСЕНЬ

Листьями усыпаны все дорожки.

В парках появились стайки красногрудых снегирей.

Осень пришла.

Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

Курлыкая, пролетели над городом журавли.

Дни становятся всё сумрачнее, а ночи длиннее.

(По С.Соколинскому)


2. С-- III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

СЛЕЛЫЙ ПОСТУПОК

Мальчик не испугался и открыл ворота.

Вдруг в тишине раздалось мычание коров.

Рано утром Толя пошёл ловить рыбу.

Смелый пионер спас всех коров.

Горела уже крыша сарая.

Толя не растерялся и побежал к коровнику.




3. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ВОРОБЕЙ

Моя собака приближалась к нему.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

Я возвращался с охоты и шёл по аллеи сада.

Я поспешил отозвать пса – удалился.

(По И. Тургеневу.)


4. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

НАХОДЧИВОСТЬ

Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

Правильно говорят, что собака – друг человека.

Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

Овцы были спасены.

(Из журнала “Юный натуралист”)


5. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

НА ЗАВОДЕ

Отец Саши собирает моторы.

На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы.

У Саши отец – рабочий.

Моторы нужны машинам не работает.

Без мотора машина не работает.

Каждый рабочий на заводе делает свою работу.


6. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПЕТЯ ЕДИТ К БАБУШКЕ

У билетной кассы мама встала в очередь.

Вскоре на станцию пришёл пассажирский поезд.

Наконец, мама получила билеты.

В последний раз мелькнул прощальный огонь, и поезд скрылся из виду.

Вот Петя с мамой уже в вагоне.

Петя утром узнал, что с мамой поедет к бабушке.

Объявили посадку.


7. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

НОВЫЙ ГОД

Такую воду не пьют даже овцы.

Кругом лежала безводная степь.

Закипела в Чулаке большая работа

Редко встречались в ней колодцы с горькой водой.

Но вои пришли в этот край строители.

Сейчас улицы в городе прямые, широкие.

Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома.

А по берегам рек – зелёный шум деревьев.

(По Ю. Качаеву.)


8. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПРИШЛА ЗИМА

Замёрзли реки, пруд за деревнею.

Наступила зима.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

Рады ребятишки.

Дует холодный ветер


9. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу.

Пришла зима.

Лес весь пушистый и белый.

Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

Хорошо там!

(Г.Скребицкий)


10. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ДОЖДЬ

Упали первые тяжёлые капли.

Большая тёмная туча накрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Загромыхал гром, зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой сорванные листья.

Капля за каплей и хлынул тёплый проливной дождь.

(По Н.Соколову)


11. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ЖУРАВЛИК

На болоте он лакомился лягушками и ужами.

Лесник поймал маленького журавля.

На лугу ловил кузнечиков.

Целый день журавлик бродил по окрестности.

Журавли жили на болоте.

Журавлик часто летал на луг и болото.

Скоро журавлик подружился с лесником.


12. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

БЕРЁЗКА

Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная, кудрявая берёзка.

Точно зимний снег, белеет стройный её ствол.

Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная.

Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.

(По В. Полякову)


13. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.


ПРОГУЛКА

Там протекал чистый ручеёк.

Всем было весело.

Осенью наш класс ходил на прогулку в лес.

День был тёплый и солнечный.

Мы вышли к оврагу.

Деревья стояли в золотом уборе.

Мальчики собирали сучья, листья, шишки и зажгли костёр.


14. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ВЕСНА

Бревно унесло водой.

Когда ребята возвращались из школы, ручей стал широким и глубоким.

Было тёплое весеннее утро.

На их пути встретился ручей.

Ребята шли в школу.

Перебраться через ручей им помог сторож Андрей Петрович.

Они перебрались через него по бревну.


15. С--III

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

ЛЁД ТРОНУЛСЯ

Ах какая радость!

Прощайте, льдинки, до будущего года!

Лёд на реке тронулся.

Весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.


16. С--III

Устно расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

Лес обнажился, поля опустели,

Поздняя осень. Грачи улетели.

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

(Н. Некрасов)


17. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Моря, леса и горы.

Советский край, моя земля,

У нас и реки и поля,

Родимые просторы!

(Н. Забила)

18. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Дружно выполнять,

Мы всему научимся,

Будем наши правила

Много будем знать.

(Н. Найдёнова)


19. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ты так рано прилетела

Для чего певунья птичка,

В наши дальние края?

Птичка резвая моя,

Клонит ветер до земли,

И тростник сухой и жёлтый

Заслонили солнце тучи,

Небо всё заволокли.

(А.Плещеев)


20. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Не на небе – на земле,

За широкими долами,

Жил старик в одном селе.

За горами, за лесами,

За широкими морями. (П.Ершов)

21. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Вдоль по улице метёт,

Уж ты зимушка-зима,

Ветер воет, вьюга вьёт,

Ты с морозами пришла.


22. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

И ручьи по оврагам шумят.

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

Журавли караваном летят.

(И. Никитин.)


23. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Все дороги на село

Ни проехать, ни пройти.

Белым снегом замело.

Все дороги, все пути.



24. С--III

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Поклонился нам с тобой;

Колокольчики-цветы

А ты?

Колокольчик голубой

Очень вежливый…

(В. Серов.)


Серия IV

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ


1. С-- IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

ПУСТЫРЬ

На окраине города долгие годы был пустырь. Но вот на пустыре выросли улицы и кварталы домов.

Апрельским вечером после трудового дня жители новых домов принялись за дело.

Сравняли бугры, засыпали канавы. Сгребли и увезли камни и стёкла.

Каждый вечер выходили жильцы на работу. Землю вскопали и посадили молодые саженцы. Сейчас на месте старого пустыря вырос сад. Деревья ещё пока молодые. Но скоро густая тень деревьев ляжет на клумбы, дорожки, скамейки. Птицы навьют в этих ветвях гнёзда.

(По В. Тельпигору)

  1. Где был пустырь?

  2. Что появилось на бывшем пустыре?

  3. Что сделали жители новых домов?

  4. Что сейчас на месте старого пустыря?


2. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛОЩАДКИ

Миша и Алёша на песке строили площадку для запуска космического корабля. Мальчики вырыли яму, уложили её кирпичом, а в центре оставили место для ракеты.

К мальчикам подошла девочка. Скоро площадка была готова. Все от радости закричали и захлопали в ладоши.

  1. Что строили Миша и Алёша?

  2. Что сделали мальчики?

  3. Кто помог мальчикам?

  4. Чему радовались дети?


3. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

ТЕТЕРЕВА

Весна. Раннее утро. Ещё в лесу все спят, а с поляны уже слышится громкий шипящий крик. Это старый лесной петух – тетерев первым прилетел сюда и зовёт других тетерей поиграть, помириться силами.

И в ответ ему из леса раздаётся хлопанье крыльев. Это летят тетерева на незнакомый призыв.

Слетаются на поляну чёрные, красно-бурые петухи, и начинается потеха.

Распустят крылья, хвосты, наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся.

И пёстрые тетёрки тоже сюда прилетят, рассядутся по земле, по деревьям и любуются на весёлые игры лесных петухов.

(Г. Скребицкий.)

  1. Зачем старый лесной петух первым прилетел на поляну?

  2. Какие тетерева слетаются на поляну?

  3. Как ведут себя на поляне лесные петухи?

  4. А как ведут себя тетёрки?


4. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

СКОРО ОСЕНЬ

Пожелтели берёзы и клёны, покраснела листва осинок, пожухла трава. Наступила осень.

Начало осени для лесных жителей – хорошая пора. В лесу есть ягоды, грибы, орехи, жёлуди.

А почему белки в тревоге? Не уродились в этом году шишки на соснах и елях. И вот белки тронулись в далёкие края. Голод гнал их всё дальше. Но вот белки очутились в лесу, где ветви елей гнулись под тяжестью шишек.

Будет теперь у белок корм на всю зиму.

(По Г. Скребицкому)

  1. Почему белки были в тревоге?

  2. Куда и почему тронулись белки?

  3. В каком лесу очутились белки?

  4. Найди в тексте отрывок, где описана осень. Спиши его.

5. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

ТЕТЁРКА

Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек.

Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же открыли глаза.

Не прошло и дня, а они уже окрепли, могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот как зяблики, дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить как самим искать корм Тетёрка гуляла по лесной поляне, а птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов.

(Г. Скребицкий.)

  1. Какие птенцы вывелись у тетёрки?

  2. Как кормила тетёрка своих птенцов?


6. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

В САМОЛЁТЕ

Мальчик с папой летели в Сибирь.

В самолёте было тепло и уютно. Одни пассажиры читали, другие смотрели в окно.

Интересно смотреть из окна самолёта! Внизу тянулись леса, болота, реки, горы и опять леса. Хотелось спуститься и побродить по мягким тропинкам, поплавать в чистых реках. Рядом с нами сидела женщина с маленькой девочкой. Лётчик принёс две простыни, одеяло и подушку. Девочку уложили спать в люльку, которая висела на стене самолёта.

(Из журнала “Юный натуралист”.)

  1. Куда и с кем летел мальчик?

  2. Что делали пассажиры в пути?

  3. Что видели пассажиры из окна самолёта?

  4. Кто сидел рядом с мальчиком?

  5. Кто позаботился о маленькой девочке?


7. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

НЕВОЛЯ

Прилетели из далёких тёплых стран жаворонки. Свил себе жаворонок гнездо, вывел птенчиков и живёт. Весело жаворонку, что семья своя есть.

Поставил мальчик сеть на жаворонка, поймал его и посадил в клетку.

Тосковал жаворонок по своей воле. Тосковал жаворонок по своей родной семье, по своим птенчикам.

Забыл однажды мальчик поставить в клетку воды и погиб жаворонок.

Погибли в поле без матери и птенчики.

  1. От куда прилетел жаворонок?

  2. Что сделал он, когда вернулся на родину?

  3. Как жилось жаворонку в родном гнёздышке?

  4. Что сделал зимой мальчик?

  5. О чёт тосковал жаворонок?

  6. Почему погибли птенчики?

8. С--IV

Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.

ЖУРАВЛИ

Журавлики – журавли,

вы куда свой путь вели?

Где летали?

Мы в чужих небесах,

мы чудесных лесах

побывали.

Расскажите, журавли,

как на том краю земли

зимовали?

Мы в цветущей стране

по родной стране

тосковали.

(П. Воронько)

  1. Где побывали журавли?

  2. Как чувствовали себя журавли в чужой цветущей стране?




Серия V

РАССКАЗЫ ПО ВОПРОСАМ


1. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какое время года наступило?

Какая стоит погода?

Какое небо? Деревья?

Какие птицы уже улетели?

Какие работы закончили колхозники на полях и городах?


2. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

В каком классе ты учишься?

Как ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Какой твой класс?

Какие уроки тебе больше нравятся?

Какой твой любимый предмет?


3. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Где ты живёшь? Какая ваша семья?

Кто твои родители?

Как зовут маму (имя и отчество)?

Как помогаешь своим родителям?

Чем любишь заниматься дома?

Что тебе особенно нравится делать? Почему?


4. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Кто купил тебе портфель?

Какой твой портфель?

Что носишь в портфеле?

Всегда ли в порядке лежат в твоём портфеле учебные вещи?

Где хранишь портфель дома?


5. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Где ты берёшь книги для чтения?

Есть ли у тебя дома книги, журналы для чтения?

Кто их тебе покупает?

Какие книги любишь читать?

Кто из героев тебе особенно понравился? Почему?

На кого из них ты хотел бы быть похожим?


6. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какая ваша квартира? Сколько комнат? Какие? Какие окна? Куда выходят?

Какая мебель есть в квартире?

Кто следит за чистотой? Кто убирает?



7. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Кто твой товарищ (подруга) (имя, фамилия)?

Сколько ему лет? Где живёт твой товарищ (подруга)?

В какой школе и в каком классе он учится? Как учится?

Что тебе нравится в твоём товарище?

Чем увлекаетесь, как проводите свободное время?


8. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Где ты живёшь (город, деревня)?

Где находится твой дом? Какой он по виду? (опиши его)

Что окружает ваш дом?

Кто живёт в этом доме?


9. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какое время года наступит после осени?

Какие подуют ветры?

Чем покроется земля?

Что появится на реках и озёрах?

Как будут развлекаться ребятишки зимой?

Какое время года тебе больше нравится и почем?


10. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какая ёлка была у вас дома?

Кто её покупал? Где?

Кто украшал ёлку?

Какие игрушки на ёлке?

Кого ты приглашал к себе на ёлку?

Что тебе понравилось на ёлке?


11. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Делаешь ли ты зарядку? Когда?

Как себя чувствуешь после зарядки?

Любишь ли ты заниматься спортом?

Какой вид спорта больше нравится?


12. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Как провёл зимние каникулы?

Куда ходил? С кем?

Какие читал книги?

Какой день каникул был самым интересным? Почему?


13. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

На какой улице ты живёшь?

Какая ваша ваша улица? Какие дома?

Растут ли деревья? Какие? Кто заботится о деревьях и оберегает их?

Какие учреждения есть близко от дома (школа, больница, магазин, клуб и т.д.)?


14. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Когда ты приходишь из школы домой? Что сразу делаешь?

Где и когда ты отдыхаешь? Чем занимаешься?

Когда ты готовишь уроки?

Что ты делаешь вечером?


15. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Умеешь ли ты ходить на лыжах, кататься на коньках?

Есть ли у тебя лыжи? Коньки? Какие?

С кем ты ходишь на лыжах?

Полезно ли заниматься спортом?


16. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Любишь ли ты зиму? Почему?

В какие игры можно играть зимой?

Умеешь ли ты лепить снежную бабу?

Есть ли у тебя лыжи? Санки?

Какие зимние загадки ты знаешь? (запиши 1-2 загадки.)




17. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какие у тебя игрушки? Много ли?

Кто тебе покупает игрушки?

Где находятся твои игрушки?

Какая самая любимая игрушка? Опиши её.


18. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Где стоит школа?

Далеко или близко от вашего дома?

Какая ваша школа? Сколько этажей?

Есть ли при школе двор, сад и огород, спортивная площадка?

Где играете вы во время перемен? После уроков?


19. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Чем покрыто тело птиц?

Чем питаются птицы?

Где живут птицы?

Где они строят свои гнёзда?

Какая птица не вьёт себе гнёзда?

Каких птиц можно увидеть только вечером и ночью?


20. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Какие деревья сажают в саду?

Какие ягодные кусты растут в саду?

Когда особенно красив сад? Почему?

Когда снимают с дерева плоды?

Кто вредит деревьям?

Кто охраняет сад от вредных насекомых?

Как надо заботиться о птицах?


21. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Куда пошли дети с корзинками?

Что дети делали в лесу?

Где отдыхали дети?

Когда они вернулись домой?


22. С--V

По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.

Где живёт белка?

Какая у неё головка? Уши? Хвост?

Где устраивает белка своё гнездо?

Чем питается белка?

Вредна или полезна белка?


Серия VI

РАССКАЗ

ПО НАЧАЛУ


1. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. На улице деревни появились пионеры с лопатами. Они стали копать…


2. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов полную корзину. Вдруг под кустом…


3. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Наташа Зубко - отличница. Она старательная и прилежная ученица. Сегодня по математике и за диктант она получила пятёрку. Пришла Наташа домой…


4. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

В школьном саду поспели яблоки и груши. Много работы у ребят осенью. Надо собрать…


5. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Пошёл Олег с папой гулять в парк. Идут они по дорожке и видят: прыгает маленький птенчик. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый…


6. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Юра и Лёша – товарищи. Они живут в одном доме, учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, часто вместе делают уроки. Однажды Лёша заболел…


7. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Был тёплый летний день. Ярко светило солнце. Отряд пионеров шагал по тропинке леса. Вот и берег реки…


8. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Тихо стало в лесу. Многие птицы улетели на юг. Голодно и холодно зимой оставшимся птицам…


9. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Шли по улице два товарища – Петя и Коля. Остановились они у витрины книжного магазина. Полюбовались книгами…


10. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Серёжа и Костя пошли в лес за орехами. Зашли они далеко в лес, а выйти не могут. Уже солнце село, стало темнеть…


11. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Кончились уроки. Толя и Миша решили идти домой через проходной двор. За ними пошёл и первоклассник Стёпа.

На крылечке чужого дома лежала большая собака. Мальчики стали бросать камни…


12. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Охотник шёл берегом лесной реки. Вдруг он услышал треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи…


13. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Володя готовил уроки и забыл убрать со стола тетради, книги, чернила.

В доме жили котята Пушок и Барсик. Пушок прыгнул на стол. За Пушком полез и Барсик…


14. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Уже давно выпал снег, а морозов всё нет. Пруд замёрз только у берега. На берегу кричат ребята, бросают камни на лёд.

Вот из толпы ребятишек вышел Костя Рябчиков и смело…


15. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

У школьников начались весенние каникулы. На неделю отложены учебники и тетради…


16. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Гроза надвигалась. Большая чёрная туча закрывала небо. Деревья тревожно шевелились…


17. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Пришла весна. Распустились зелёные листья на деревьях. Трава зазеленела. Небо стало синее…


18. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Она ежит по лестнице. Вдруг она услышала жалобное мяуканье…


19. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Начались летние каникулы. Наша семья переехала на дачу. Дача стояла в лесу. Близко просекала небольшая река…


20. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Жил в лесу волчишка матерью. Ушла мать на охоту…


21. С--VI

Допишите рассказ по его началу. Запишите название рассказа.

Сентябрь – первый осенний месяц. Нахмурилось небо. Повеяло холодом. В небе появились косяки перелётных птиц…


Серия VII

СВОБОДНЫЕ ДИКТАНТЫ


1. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть так, как запомнили.

НАШ САД

  1. Наша школа – новостройка. Мы, школьники, задумали вырастить свой сад.

  2. Весной своими руками мы заложили на пустыре сад “Победа”.

  3. Сейчас в нашем саду растут яблони, груши, кусты смородины, малины.


2. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ЖИВОЙ УГОЛОК

  1. В нашей школе есть чудесный живой уголок. На окнах и на стенах висят клетки. Там живут чижи, синицы, снегири.

  2. Учительница Анна Николаевна учит нас, как надо заботится о своих питомцев.

  3. Мы любим слушать, как щебечут, поют, свистят наши пернатые друзья.

  4. Дежурные ухаживают и кормят своих птенцов


3. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

  1. На Новый год в школе был карнавал. Алёнку нарядили белочкой. К поясу прицепили пушистый хвостик, на голову – рыжие ушки.

  2. Гриша нарядился волком. Он надел волчью маску. Девочки просто бежали от него.

  3. А Таню нарядили бабочкой. Лёгкие крылья качались у неё за спиной. Праздник получился очень весёлым.

(Из журнала» Круглый год».)


4. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

  1. На уроке учитель рассказывал ученикам о том, как изменится их город за пять лет. Ребята слушали его внимательно.

  2. Когда урок кончился, ребята, радостные и взволнованные, высыпали на улицу.

  3. Все хотели видеть своими глазами, как всё будет делаться! Все хотели всё это делать своими руками!

(В. Осеева.)


5. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ЗАЯЦ

  1. Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лесы. Попал в яму и сломал ногу.

  2. Пополз он к лесу. Увидал зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайчику, дрожит от страха.

  3. Вдруг увидал он ёлочку и забился в снег под её иглы. Кружился филин над ёлкой, но ничего не смог сделать.

(По В. Бианки)



6. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

МИЧУРИН

  1. В городе Козлове жил мальчик Ваня Мичурин. Отец и дедушка его любили работать в саду. Полюбился ты Ваня.

  2. Бывало, ребята играют, а он в саду капается. Он любил сажать, пересаживать.

  3. Окончить гимназию Ване не удалось. Нужда заставила его поступить на работу. Но он свободное время проводил в саду.

  4. Терпеливо выращивал Мичурин новые сорта кладовых деревьев.


7. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть так, как запомнили.

ПРАЗДНИК ДЕРЕВЬЕВ

  1. Весна. Ярко светит солнце. Проснулись мухи, пауки. Запели птицы.

  2. А деревья? И деревья наряжаются празднично. У осоки ещё и листьев нет, а она уже свесила серёжки.


8. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть так, как запомнили.

КАК УСТРАИВАЮТ ГНЁЗДА

  1. Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу старого камыша или хвороста недалеко от воды.

  2. Найдут такую кучу, вытопчут ямку и покроют её своим пухом.

  3. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если надо уйти с гнезда, чтобы попить или поесть. (По А. Крылову.)

9. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ПТИЧЬИ ДОМА

  1. Весной к нам летят перелётные птицы.

  2. Одни птицы вьют гнёзда в кустах, на деревьях, другие – на земле. А есть птицы, у которых гнёзда в дуплах деревьев.

  3. Для таких птиц можно и самим домики делать. В таком домике скворец, синица и воробей жить могут.

  4. Они будут поедать червяков, гусениц, которые портят сад. Птицы – наши друзья!

(По Г. Скребицкому.)


10. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ВОРОБЬИ

  1. Люди пригляделись и не заметили воробьёв. А ведь эти птицы отличаются от всех птиц мира.

  2. Воробьи не живут в клетках, не попадают в западни. Весной они меняют свой наряд без потери пера.

  3. Воробьи – хорошие защитники садов. Потому их так любил Мичурин. При постройки его дома были установлены ниши для гнездования воробьёв.

(Из журнала “Круглый год”.)


11. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ВЕСНА

  1. Три дня дул мокрый ветер. Ночью хлынул дождь, ливень.

  2. К утру дождь прошёл. От снега не осталось и следа

  3. Снеговые ручьи бежали в овражки. Полные до краёв овраги гнали бешеные воды в реку.

  4. Ломая лёд, река выходила из берегов.

(По А. Толстому)


12. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ЖЕРЕБЁНОК

  1. Девочки бежали на конюшню смотреть маленького жеребёнка.

  2. Лошадей в конюшне не было, все работали. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребёнок.

  3. Жеребёночек с белой звёздочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький.

(По Л. Воронковой.)


13. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ГРИБЫ

  1. После дождя пахнет в лесу грибами.

  2. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы.

  3. Между стволами берёз разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики.

  4. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотые лисички.

(По И. Соколову – Микитову)


14. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

ЮНЫЙ КОМПОЗИТОР

  1. Таня Федькина учится в музыкальной школе. Ей девятый год, но она уже сама сочиняет музыку.

  2. В семье Федькиных все любят музыку. У них устраиваются дома концерты, в которых участвуют шесть сестёр Тани, брат мама.

  3. Таня очень любит играть в куклы. Она написала музыку кукольной колыбельной.

(По Г. Ладонщиков.)


15. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

АЙ ДА МОРОЗ!

  1. Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах сосульки.

  2. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками хлопают.

  3. А в лесу мороз кружева развесил – ни пером писать, ни в сказки сказать! Чуть зацепишь – летит на шапки алмазная лёгкая пыль.

(По И. Соколову-Микитову)


16. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

КАК ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА

  1. Грач строит своё гнездо на вершине высокого дерева. Пока грач ищет хворостинку, грачиха караулит постройку.

  2. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Оставлять постройку нельзя, так как другая пара грачей займёт их гнездо.

  3. Соберут грачи сухие прутья, положат их кучкой на ветках – и гнездо готово.

(По А. Клыкову)


17. С--VII

Прочитайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

СЕРАЯ ШЕЙКА

  1. Стаи уток и гусей улетели в тёплые края. Осталось на реке молоденькая уточка. У неё было сломано крыло.

  2. Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку волки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замёрзнет река.

  3. Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья ещё не замёрзла. В ней и спасалась уточка от лисы.

(По А. Крылову.)



Серия VIII

ПЛАН К КАЖДОЙ ЧАСТИ

РАССКАЗА


1. С-VIII

Поставьте вопросы к каждой части рассказа. Запишите план. Запишите рассказ.

ПИОНЕРЫ – ДРУЗЬЯ ПТИЦ

  1. Митя шёл со школы. Тихие стояли деревья. Только на ясене шуршали сухие семенами снегири. Митя остановился и стал глядеть на птиц.

  2. Подбежали озорники Дёмушка и выстрелил из рогатки. Птицы вспорхнули с деревьев.

  3. Митя отнял рогатку и закинул в сугроб. Он сказал, что птиц бить нельзя. Митя был пионер.

(По Л. Воронковой.)


2. С- VIII

Поставьте вопросы к каждой части рассказа. Запишите план. Напишите, хорошо или плохо поступили мальчики. Почему?

СДЕЛАЛИ ПЛОХО

  1. Из деревни до леса дорога шла через поле. У самой дороги росла зелёная берёза. В жару многие отдыхали в тени под берёзой.

  2. Но вот однажды осенью мальчуганы шли домой с вязанками хвороста. Уселись они под берёзой и развели костёр. У самых корней берёзы сделали печурку и стали печь картошку.

  3. Наступила зима, а за ней и весна пришла. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна берёза не покрылась зелёной листвой. Она стояла голая, почерневшая.

(По Г. Скребицкому.)


3. С- VIII

Озаглавьте каждую часть рассказа. Запишите план. Напишите одну часть рассказа, которая больше понравилась.

БОЛЬШАЯ СТАЯ

  1. Прошло жаркое лето. Побурела трава, начал вянуть лист на деревьях. Лес сделался жёлтый, красный, а потом и совсем облетел.

  2. Все лесные малыши к осени выросли. Выросли птенцы и у тетёрки. Петушки нарядились в черные блестящие перья, а курочки сделались пёстренькие.

  3. Молодые тетерева теперь уже хорошо летали, и вся семья присоединилась к другим тетеревиным семьям. Собралась большая стая.

(По Г. Скребицкому.)


4. С- VIII

Прочитайте. Озаглавьте каждую часть рассказа. Запишите план. Запишите ту часть рассказа, в которой говорится о пользе леса.

ЛЕС

  1. Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Весной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго сохраняется.

  2. Советские люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса, выращивают новые, разводят молодые леса там, где часто бывает засуха.

(По И. Соколову-Микитову.)


5. С- VIII

Озаглавьте каждую часть рассказа. Запишите план. Напишите, как тетёрка спасла своих птенцов.

ТЕТЁРКА ОТВОДИТ ВРАГА

  1. По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорёк.

  2. Вдруг хорёк заметил тетёрку. Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

  3. Тетёрка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорёк бросился за нею. Вот он схватил её. Но тетёрка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетёрка взлетела и легко понеслась над кустами и выше.

  4. Хорёк злобно посмотрел ей в след и побежал искать другую добычу.

(По Г. Скребицкому.)


6. С- VIII

Озаглавьте каждую часть рассказа. Запишите рассказ по составленному плану.

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

  1. В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Их никто не тревожил. Осенью в садах было много яблок.

  2. Но вот однажды озорники ребята разорили гнёзда у птиц. И улетели птички.

  3. Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок.


7. С- VIII

Составьте план рассказа. Запишите план. Запишите, как запомнили, третью часть рассказа.

БУЛЬКА

  1. У меня была собака Булька . Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

  2. Булька был смирный, был очень селён. Когда он, бывало, уцепился за что-нибудь, его нельзя никак оторвать.

  3. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, кидал его в стороны, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой.

(По Л. Толстому.)


8. С- VIII

Составьте и запишите заголовки каждой части рассказа. Запишите по составленному плану первую и вторую или третью и четвёртую части рассказа.

КОШКА И БЕЛКА

  1. Пропали у кошки котята. Кошка искала котят, жалобно мяукала.

  2. Детям стало даль её. Вот они нашли в лесу маленькую белку, принесли её домой и положили рядом с кошкой. Кошка обнюхала зверька, полизала его и начала кормить, как своего котёнка.

  3. Когда белка подросла, кошка стала учить его учить ловить мышей. Но белка совсем не хотела ловить и есть мышей.

  4. Раз кошка побежала побежала в сад, и белка быстро прыгнула на дерево и по стволу забралась на самую верхушку. Там она сорвала орешек, разгрызла его и стала есть ядрышко.

С тез пор кошка уже не учила белку ловить мышей.

(По Н. Вагнеру)


9. С- VIII

Составьте план этого рассказа. Запишите его. Спишите ту часть рассказа, в которой автор описывает озимь или пашню. Что сказано о боронах?

Выпишите предложение о жаворонках. Подчеркните в предложении слово, которое очень понравилось.

ВЕСЕННИЙ СЕВ

  1. Ровные чистые озими лежали под солнышком, расправляли свои зелёные, густые стебельки.

  2. За озимыми посевами открылась широкая пашня. Сырые комья свежей земли блестели и чуть дымились под весенними лучами. В небе друг перед другом заливались жаворонки.

  3. Бороны острыми зубьями прочёсывали землю, разбивали комки. И земля лежала ровная, мягкая. И по этой ровной, мягкой земле шли тракторы с сеялками на прицепе.

(По Л. Воронковой.)


10. С- VIII

Озаглавьте каждую часть, запишите план.

Напишите, как работает комбайн.

ОСОБЫЙ КОМБАЙН

  1. Для уборки сахарной свеклы, из которой на заводах варят сахар, есть особый комбайн. У этой замечательной машины снизу устроены сильные и цепкие лапки.

  2. Комбайн медленно движется по полю. А его лапки крепко захватывают, словно кулак, кустики свёклы и вытаскивают из земли. Острые ножи машины мигом отрезают ботву, а свёклу хорошо очищают от земли и ссыпают в кучи.


11. С- VIII

Озаглавьте каждую часть рассказа. Запишите план. Напишите рассказ по составленному плану. Каждую часть рассказа пишите с новой строчки.

ЗИМА В ШКАФУ

  1. В углу коридора стоит белый шкаф. В нём и летом, и весной, и осенью – зима. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.

  2. В тепле молоко, сливки, масло, творог, мясо и другие продукты быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного молока, намазать хлеб свежим душистым маслом.

(По Н. Рудоминскому.)

12. С- VIII

Озаглавьте рассказ и каждую часть рассказа. Запишите план и расскажите по составленному плану.

  1. Пятеро солдат шагали из своей части в город. Был выходной день. Шли они весёлые, в парадных мундирах, сапоги блестели, пуговицы сверкали.

  2. Планы у солдат были большие. Они хотели посмотреть кинокартину, побывать в музее, побродить по улицам, купить книги.

  3. На дороге они увидели грузовую машину. Она заехала колесом прямо в яму. Мотор ревёт, колесо буксует, а машина стоит.

  4. Стали они помогать шофёру вытаскивать грузовик. Долго они возились, пока машина сдвинулась с места.

  5. Посмотрели солдаты на часы, на свои сапоги, повернулись и пошли в свою часть. (По В. Хомченко.)


13. С- VIII

Озаглавьте рассказ. Поставьте вопросы к каждой части рассказа. Запишите план. Запишите, как запомнили, две части рассказа по своему выбору.

  1. Таня по тропинке леса шла в школу. Жила Таня под Москвой, а училась в дачном посёлке.

  2. Вдруг на тропинку вышел лосёнок и загородил дорогу. Таня шагнула вправо, и лосёнок – вправо, Таня – влево, и лосёнок – влево. Лосёнок ткнул мокрым носом в руку и обнюхал портфель.

  3. Таня присела на корточки, достала булку с котлеткой. Половину завтрака дала лосёнку. Лосёнок съел свою порцию, ударил копытцами, обежал вокруг ёлки и опять остановился перед Таней. Таня помахала ему рукой и убежала.

  4. В школе Таня рассказа о встрече с лосёнком Шуре, соседке. Шура посоветовала Тане одной не ходить, так как лосёнок может забодать.

(По О. Зобнину.)

14. С- VIII

Озаглавьте рассказ и каждую часть. Запишите план. Запишите, какой был лосёнок. Напишите изложение третьей части рассказа.

  1. На другой день Таня и Шура пошли в школу вместе. Перебежали лужок, спустились к речке, поднялись в горку.

  2. Оп! Из-за ёлки вышел лосёнок. Нескладный, на длинных ногах, мордочка как валенок.

  3. Таня открыла портфель и протянула лосёнку кусок пирога. Лосёнок съел пирог и потянулся к Шуриному портфелю. Шура отскочила, спрятала портфель за спину. А Таня, обняв Мордашку за шею, подпрыгнула и хотела сесть на него верхом. Но лосёнок брыкнул ногами, и она упала.

  4. Шура посоветовала Тане быть осторожной, так как лосёнок может забодать. Таня назвала Шуру трусихой. Девочки поругались.

(По О. Зобнину.)


15. С- VIII

Озаглавьте рассказ. Запишите план. Напишите изложение третьей части рассказа.

  1. На третий день Таня отправилась в школу одна. Мама велела ей подождать Шуру, но Таня не стала ждать: она ведь с Шурой поругалась.

  2. Таня перебежала лужок, спустилась к речке, поднялась в горку. На тропинке Мордашка.

  3. Мордашка ткнулась носом в портфель. Таня решила не угощать лосёнка, но он не уходил с дороги. Таня рассердилась и прыгнула в сторону. Но Мордашка вдруг мотнул головой, сбил Таню с ног и покатил по траве. Таня хотела вскрикнуть, вскочить, но не могла. Всё закружилось колесом – земля, ёлки, небо.

  4. Таня открыла глаза и увидела Шуру. Шура большой палкой отогнала лосёнка и помогла Тане подняться.

(По О. Зобнину.)

Серия IX

ДЕЛЕНИЕ РАССКАЗА

НА ЗАКОНЧЕННЫЕ ЧАСТИ


1. С-- IX

Разделите рассказ на две части. Озаглавьте каждую часть (можно предложением из рассказа). Запишите, чем отличается вертолёт от самолёта.

ВЕРТОЛЁТ

Миша очень удивился. Когда в первый раз увидел вертолёт. Вот так машина! Вроде стрекозы летели. И трещит. Немного на самолёт похожа. Зачем же такая машина? Самолёту нужна хорошая дорога для взлёта и посадки. А вертолёт может сесть на лужайку, на плоскую крышу дома. Даже если внизу лес, или море, или острые скалы – вертолёт всё равно справиться. Он повиснет в воздухе и из кабины сбросит лисёнку.

(По Л. Гельперштейну.)


2. С-- IX

Прочитайте. Что вы можете сказать о красноармейце Василии Крюкове? О чём этот рассказ? Озаглавьте рассказ.

Разделите рассказ на законченные части. Запишите план рассказа. Расскажите кратко каждую часть рассказа.

У красноармейца Василия Крюкова была ранена лошадь. Его нагоняли казаки. Он отшвырнул винтовку, отстегнул саблю, сунул наган за пазуху и поехал казакам на встречу. Казаки удивились. Они не зарубили Крюкова, а окружили и захотели узнать, что этому человеку надобно. Крюков снял папаху с красной звездой и сказал:” Кто здесь начальник, тот пусть берёт папаху”. Казаки решили, что в папахе зашит военный пакет и позвали начальника. Когда тот подъехал, Крюков вырвал наган и выстрелил в лоб офицеру. Крюкова казаки зарубили и поскакали дальше. Одни казаки ругали Крюкова, другие – офицера. Но были и такие, что ехали молча и думали о том, какая крепкая у красных сила.

(По А. Гайдару.)


3. С-- IX

Разделите рассказ на части. Запишите план статьи. Спишите всё, что говориться о снеговике.

ИДЁТ ВЕСНА

Солнце грело всё сильнее и сильнее. Воробьи, синицы и ласточки кружились в его лучах, чирикали, щебетали. А снеговик одиноко стоял в парке. Никто не обращал на него внимания. Только птицы изредка садились на его шляпку или трубку. Из угольных глаз снеговика потекли крупные чёрные слёзы. Теперь все позабыли про снеговика. Идёт весна, а с нею и новые игры. Прощай, снег! Здравствуй, весна!

(По Л. Гельперштейну)


4. С-- IX

Какие вопросы можно поставить к рассказу? Запишите их. Перепишите одну часть рассказа по своему выбору.

ВЕСНА ПРИШЛА

Вот и зиме пришёл конец. Сразу за один день всё изменилось. Ветер подул с южной стороны. Он пригнал низкие тучи. Укрыли они всё небо. И вот на землю полился первый весенний дождь. А потом показалось солнышко и пригрело землю. Первыми отметили начало весны синицы. Они бойко летали по веткам. Птицы искали в складках копы жучков, червяков, а сами весело распевали.

(По Г. Скребицкому.)




5. С-- IX

Разделите рассказ на 2-3 части. Озаглавьте каждую часть. Запишите план. Напишите рассказ по составленному плану. Каждую часть пишите с новой строки.

КАРАСЬ

Льдом набивали ледник. Взял кусок льда в руки, смотрю, а там во льду чудо! В середине куска – рыба! Маленький карась перья расправил, глазками смотрит, чешуёй блестит. Смотрел я, дивился, чуть пальцы не отморозил. Принёс домой. Положил на блюдо лёд, смотрел, дивился. Вспомнил утро. А на блюде вместо мёртвой рыбы во льду – вода и живая рыба! Ожил карась.

(По Б. Чарушину.)


6. С-- IX

Разделите рассказ на две части. Озаглавьте каждую часть рассказа.

Запишите рассказ по составленному плану.

О ДЯТЛЕ

Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные. Называется эта птица дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на дерево, а прямо на ствол. Сидит дятел, клювом по дереву постукивает и достаёт из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревом много шишек валяется. Это дятел обедал – семена из шишек добывал.

(По Г. Скребицкому.)


7. С-- IX

Разделите рассказ на части. Озаглавьте каждую часть. Напишите рассказ по записанному плану.

БОБЁР

Жил бобёр на лесной реке. Хороша у бобра хата. Бобёр сам деревья пилил, сам их в воду таскал, сам стену, крышу складывал. Хороша у бобра шуба. Ему зимой тепло в воде. Хороши у бобра уши. Плеснёт в реке рыба хвостом, упадёт в лесу лист – всё бобёр слышит. А вот глаза у бобра подгуляли. Подслеповат бобёр. И на сто коротеньких бобриных шагов не видит.

(По В. Бианки.)


8. С-- IX

Расскажите рассказ на законченные части. Озаглавьте каждую часть, запишите заголовки. Выпишите из рассказа предложения, которые вам понравились.

СЕНОКОС

В прекрасный летний день начался сенокос. Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносится от близкого леса и скошенной утром травы! Нетронутая трава стояла стеной. По рядам скошеной травы уже ходили галки и вороны. Они налетели из леса, где были их гнёзда. Галки подбирали разных насекомых, червяков. Я заметил, что птицы клевали и ягоды. В траве земляника была ещё зелёная, но крупная. Весёлая картина сенокоса не выходила из моей головы всю дорогу.

(По С. Аксакову.)


9. С-- IX

Поставьте вопросы к рассказу. Запишите план. Выпишите понравившиеся строки.

ДОЖДИК

Набежала на небо тучка. А в тучке был дождик. Выглянул дождик из тучки и видит зелёный луг. По лугу бегают дети, играют с собакой. Вот в траве спрятался белый котёнок. За лугом колхозный огород. Куры вывели на капустные грядки своих цыплят. Вышел дождик из тучки и полил на землю. Все от дождя стали прятаться. Рассердился дождь, зашумел, застучал по листьям, по крышам. Заплясал на своих длинных ногах по дорожкам. Бабушка открыла окно, подышал свежим воздухом и сказал: “Что за славный дождик!” Услышал эти слова дождик и засмеялся, да так радостно, что брызги полетели в разные стороны.

(По С. Соколинскому.)


10. С-- IX

Разделите рассказ на законченные части. Озаглавьте каждую часть и запишите план. Спишите ту часть, которая больше понравилась.

СНЕЖНЫЙ КОЛОБОК

Ребята гуляли во дворе. Они лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот. Поиграли ребята и ушли домой. Жалко Алёше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман. Дома повесил шубу в шкаф. После обеда Алёша вспомнил про свой колобок. Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.

(По Л. Калинину.)


11. С-- IX

Поставьте вопросы к рассказу. Запишите, что вы лепили из снега.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

День был тёплый. Ребята вышли во двор. Что делать? Стали ребята из липкого снега катать большие шары. Раньше всех снеговика закончил Коля. Замечательный получился снеговик: c метлой в руке, с ведром на голове. У Саши белый мишка вышел как живой. А самая маленькая Катя лепила-лепила, но так зайчик у неё и не получился, куча снега – и всё.

(По В. Сутееву.)


12. С-- IX

Разделите рассказ на законченные части. Запишите план рассказа. Напишите рассказ по составленному плану.

СОБАКА ГРИБНИК

На лесной поляне я встретил маленького щенка и принёс его домой. Я дал ему кличку Майка и стал его обучать. Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках. Прошло лето, затем и осень пришла. В лесу появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами, резвилась. Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив грибы, она громко лаяла. За восемь лет Майка была моей помощницей по сбору грибов.

(По А. Рыжкову.)


13. С-- IX

Прочитайте. Разделите рассказ на законченные части. Запишите план. Напишите ту часть рассказа, которая больше понравилась.

НЕПОСЛУШНЫЙ ЗАЙЧИШКА

Сидит зайчишка на опушке леса и грустит. Перед ним широкий луг. А мама – зайчиха запретила ему появляться на лугу. Упрямый был зайчонок. Прыг да скок. Только щипнул он сладкий клевер, как увидел над собой тень. Пернатая разбойница камнем летит на него. Что делать? Тогда заяц перевернулся на спину и начал лапами махать. А на лапах – острые когти. Чтобы напугать ворону, поднял зайчишка отчаянный крик. Не ожидала этого ворона. Испугалась заячьих когтей и улетела. А заяц что есть духу – к лесу.

(По Б. Александрову.)


14. С-- IX

Запишите название рассказа. Поставьте вопросы к тексту и запишите план. Напишите изложение той части рассказа, которая больше понравится.

Собирая грибы, я увидел у куста гадюку. Она зашипела. Я ударил змею палкой. Тут подбежала Майка и схватила гадюку за хвост. Змея ужалила Майку в морду около глаза. Собака замотала головой и отбежала в сторону. Я ещё несколько раз ударил змею и убил её. Змеиный яд действовал быстро. Майка опустила хвост, высунула язык. Её морда заметно распухала, а изо рта шла слюна. Но я ничем не мог ей помочь. Скоро собака не могла идти. Сначала я нёс Майку на руках. Наконец, ей стало совсем плохо. Наступила смерть. Я под берёзой выкопал яму и зарыл собаку.

(По А. Рыжкову.)


15. С-- IX

Разделите рассказ на части. Озаглавьте каждую часть. Напишите изложение рассказа.

СИРОТКА

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, замурлыкала и лизнула щенка в нос. Сиротка с котятами принялась сосать молоко. Однажды на Сиротку напали собаки. Но тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и бросилась к высокому пеньку. Она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.


16. С-- IX

Напишите план по рассказу. Напишите изложение по составленному плану.

ТЁТЯ ШУРА

Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колёса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колёс. Девочку спасла тётя Шура. Так ласково называют Александру Алексеевну Иванову.

(Из газеты.)


17. С-- IX

Прочитайте. Напишите, о каких признаках говорится в рассказе.

ДО СВИДАНИЯ, ЗИМА!

ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!

Зима ещё цепляется за московскую землю. Нет-нет да и ударит морозцем, скуёт лужицы тонким ледком, оборвёт звон весеннего ручья. И всё-таки весна вступает в свои права. Днём мартовское тёплое солнце разрушает всю ночную работу холода, растапливает лёд, даёт жизнь новым ручьям. В парках и садах столицы на разные голоса поют пернатые вестники весны, набухают почки на деревьях. Скоро из них брызнут свежие зелёные листочки. А в подмосковных лесах нарождаются первые нежные синие цветы – подснежники.

(Из газеты «Вечерняя Москва».)


18. С-- IX

Прочитайте. Составьте и запишите план рассказа. Запишите рассказ так, как запомнили.

ПРОЩАЙТЕ, ДРУЗЬЯ!

Наступает осень. Дни стали короче. Как всё изменилось в природе! Пожелтели листья на деревьях. На полях ещё недавно шелестели на ветру тугие колосья, теперь стало пусто: хлеб скосили и увезли. Вороны и галки на лето улетают в деревню вить гнёзда, а теперь возвращаются назад. Многие птицы улетают на зиму в тёплые страны. Прощайте, пернатые друзья! Счастливого вам пути!

(По Г. Скребицкому)


19. С-- IX

Прочитайте. Разделите рассказ на три части. Озаглавьте каждую часть. Напишите изложение по составленному плану.

КОМУ СМЕХ, КОМУ СЛЁЗЫ

Все в лесу веселятся, а берёзы плачут. Под горячими лучами солнца сон быстрее и быстрее течёт по всему их белому телу. Через пору коры он выступает наружу. Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и собирают его в бутылки. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут. Сок у берёзы всё равно, что у нас – кровь.

(По В. Бианци.)


20. С-- IX

Прочитайте. Разделите рассказ на три части. Озаглавьте каждую часть. Напишите рассказ по составленному плану.

ЗИМНИЙ МЁД

На одной из таёжных лесосек в долине горной реки спилили дерево-великан. Высотой оно было в сорок два метра. Никто не подозревал, что в его дупле находятся дикие пчёлы. На лесовозе вместе с деревом они благополучно перекочевали к пилораме. И только когда стали распиливать дерево, обнаружили пчелиную семью. Рабочие перенесли пчёл на ближайшую пасеку, а мёд собрали. Его было более ста килограммов.

(Юный натуралист, 1978, №2.)


21. С-- IX

Прочитайте. Разделите рассказ на четыре части. Озаглавьте каждую часть. Напишите изложение по составленному плану.

ЛОСИ В БЕДЕ

Летом я была в лагере. Однажды мы увидели в болоте лося и лосиху. Они увязли и не могли выбраться. Мы подняли на ноги весь лагерь. Вожатые отрядов, родители, сторожа лагеря – все собрались на помощь. Лосиха была близко, её скоро вытащили. А лось зашёл далеко, увяз в болоте почти и головой. С ним пришлось долго возиться. Мы все были усталые, но очень довольны, что спасли лосей.

(Из журнала «Юный натуралист».)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!