СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку литературы по теме "Дневники Л.Н. Толстого о его личности и судьбе" (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет провести урок литературы, посвящённый дневниковым записям Л.Н. Толстого

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку литературы по теме "Дневники Л.Н. Толстого о его личности и судьбе" (9 класс)»

Л. Н. Толстой.  Основные вехи биографии.  Дневники писателя о его личности и судьбе.

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Дневники писателя о его личности и судьбе.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: а)  дневник  -  это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. б)  дневник -   это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день. ДНЕВНИК
  • В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:
  • а)  дневник  -  это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.
  • б)  дневник -   это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

ДНЕВНИК

Вопросы для обсуждения (в тетрадь): 1. Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2. Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? 3. Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они могут быть интересны современному читателю? Задания
  • Вопросы для обсуждения (в тетрадь):

1. Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

2. Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования?

3. Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они могут быть интересны современному читателю?

Задания

Некоторые из периодов жизни человека: Юношеский  - 17-21 год  Зрелый возраст, первый период  - 21-35 Зрелый возраст, второй период  - 35-60 Пожилой возраст  - 60-75 лет   Старческий возраст  - 75 до 90 лет

Некоторые из периодов жизни человека:

  • Юношеский - 17-21 год
  • Зрелый возраст, первый период - 21-35
  • Зрелый возраст, второй период - 35-60
  • Пожилой возраст - 60-75 лет
  • Старческий возраст - 75 до 90 лет
Годы Период жизни Мысли, занимающие в этот период 1855 1847 - 1849 Мои выводы о внутр. мире автора дневника Зрелый период- 1 Юность 1878 - 1883 Зрелый период-2 1907 - 1910 Старость РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Годы

Период жизни

Мысли, занимающие в этот период

1855

1847 - 1849

Мои выводы о внутр. мире автора дневника

Зрелый период- 1

Юность

1878 - 1883

Зрелый период-2

1907 - 1910

Старость

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

1847 год. ЮНОСТЬ (Толстому 19 лет). 17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной... Правила: 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают… 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.  Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:  № I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
  • 1847 год. ЮНОСТЬ (Толстому 19 лет).
  • 17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...
  • Правила:

1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2) Что исполняешь, исполняй хорошо.

3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5) Читай и думай всегда громко.

6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают…

  • 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.

Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

№ I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848  год. 1.  Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2.  Довольствоваться настоящим. 3.  Искать случаев делать добро...  Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка...  Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли...  Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
  • 1848 год.
  • 1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
  • 2. Довольствоваться настоящим.
  • 3. Искать случаев делать добро...
  • Правила исправления:
  • Бойся праздности и беспорядка...
  • Бойся лжи и тщеславия...
  • Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли...
  • Не верить мыслям, родившимся в споре...
  • Не повторять чужих мыслей.
1849  год. 1)  Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2)  Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3)  Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5)  Изучить историю, географию и статистику. 6)  Изучить математику, гимназический курс. 7)  Написать диссертацию. 8)  Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9)  Написать правила. 10)  Получить некоторые познания в естественных науках. 11)  Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы Л. Толстой выполнил!
  • 1849 год.
  • 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  • 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • 3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  • 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  • 5) Изучить историю, географию и статистику.
  • 6) Изучить математику, гимназический курс.
  • 7) Написать диссертацию.
  • 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
  • 9) Написать правила.
  • 10) Получить некоторые познания в естественных науках.
  • 11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
  • Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы Л. Толстой выполнил!
1855  год. (27 лет) 18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, быть деятельным, рассудительным и скромным. 2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны. 21  сентября.... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...
  • 1855 год. (27 лет)
  • 18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, быть деятельным, рассудительным и скромным.
  • 2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
  • 21 сентября.... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...
  • 1878 год. (50 лет)
  • 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...
  • 5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
  • 1881 год. (53 года)
  • Жить в ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)...
  • Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...
  • 1883 год. (55 лет)
  • 30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.
1883 год. 7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо. 1907  год. (69 лет) 26 октября. Ясная Поляна.... (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.

1883 год.

7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1907 год. (69 лет)

26 октября. Ясная Поляна.... (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.

1908  год. 19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей. 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сей-час ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех. 1910 год. 7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...
  • 1908 год.
  • 19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.
  • 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сей-час ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
  • 1910 год.
  • 7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
  • 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...