СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку "Понятие общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал к уроку "Понятие общества"

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку "Понятие общества"»

1


Вам предлагаются материалы из учебного пособия по философии «Мир человека».

Люди и животные

Представим себе фантастическую ситуацию: ребенок изолирован от родителей бабушек и дедушек. Он смотрит на мир широко раскрытыми глазами, любопытствует, ищет – одним словом, творит и через творчество развивается…

Желанная свобода… Жить как Маугли… Кто не позавидует этому?!. Но, увы, ни творчество, ни развитие в таких условиях невозможны. Без взрослого ребенок не только не сможет ответить ни на один вопрос, но вообще не будет их задавать, – превратится в животное. Почему? Дети, вскормленные животными, не могут адаптироваться к жизни в обществе и вскоре погибают. Другой пример: дети, с рождения лишенные общения с взрослыми вырастали идиотами и рано умирали. Или, так называемые госпитальные дети: в раннем возрасте надолго оказавшиеся в стерильных медицинских условиях лучших клиник, они серьезно отставали в умственном развитии от своих сверстников, ибо постоянное общение с матерью «заменяло» формальное обслуживание медицинского персонала.

Оказывается, тот поразительный интеллектуальный взрыв, который каждый человек переживает в детстве, обусловлен не столько той «программой», которая заложена в нем природой, сколько тем, что он обладает языком, приобщается к безбрежному океану человеческой культуры. В этом заключается отличие ребенка от детенышей животного.

Но освоение языка, культуры не может происходить иначе, как через общение ребенка с взрослыми, а в дальнейшем – через книги, произведения искусства, созданные взрослыми…

Человеку, чтобы стать и остаться таковым, нужны контакты с другими людьми, необходима социальная среда как резервуар поведенческого опыта и накопления знаний, как средство выявления и удовлетворения индивидуальных потребностей, включая интеллектуальное и эмоциональное общение. Человек не мыслим вне общества, как и общество немыслимо без людей и системы отношений между ними.

”Английская тайна”

В 1977 году 15 англичан, отобранных среди тысячи добровольцев, с тремя малолетними детьми таинственно исчезли из поля зрения своих близких и родных. Впрочем, сами они тоже не знали, где им предстоит очутиться. В соответствии с тщательно разработанным археологами планом, они на целый год поселились в отдаленном и труднодоступном горном районе Центральной Англии, где им предстояло имитировать образ жизни своих далеких предков-кельтов: изготавливать примитивные орудия труда из подручных материалов, заниматься собирательством и охотой, осваивать первобытное земледелие и скотоводство. Продукты питания, сырье для изготовления одежды и ремесленных изделий, а также помощь при некоторых видах работ они получали от трех коров, четырех свиней, девяти коз, двадцати пяти овец, сорока кур, гончей и овчарки. Связующим звеном с внешним миром были телеоператоры, прибывавшие туда на вертолете в качестве доисторических “торговцев”, обменивавших яйца, масло, горох и мед на изготовленные “кельтами” керамические, железные и плетеные изделия, а заодно...снимавшие фрагменты будущего сериала “Жизнь кельтов в железном веке”. Подобного рода экспериментальные поселения были созданы также в Голландии и Дании, в США и Германии.

Эти эксперименты были задуманы как сугубо технологические, но в качестве побочного, внепланового результата они имели специфический психолого-социологический эффект. Граждане современного(70-х гг.) общества, искусственно вырванные из него и помещенные в условия “первобытности”, возвратившись оттуда, дали очень интересные интервью. В целом их впечатления сводились к тому, что, несмотря на колоссальное физическое и психологическое напряжение, они испытали большое моральное удовлетворение от сложившихся под влиянием “ первобытного образа жизни” форм общения (взаимопомощь, доверие, сотрудничество, коллективизм как предпосылки выживания при имеющихся средствах труда той эпохи), заставившие иначе взглянуть на такие привычные им формы социальных отношений, как индивидуализм и эгоизм, конкуренция и соперничество, корысть и погоня за прибылью.

Их ответы суммированы чехословацкими археологами Ренатой и Ярославом Мадиновыми в книге “Воспоминания о прошлом” ...

«... прежде всего, мы научились быть ответственными по отношению к другим, научились самостоятельности, научились оказывать и принимать дружескую помощь, потому что в те дни каждый зависел полностью от того, как все сообща смогут постоять за себя. Мы действовали всегда дружно, с поразительной, в нашем двадцатом веке утраченной, братской и сестринской приветливостью. Мы стряхнули с себя коросту нашего безграничного эгоистического общества, уничтожили в себе обезумевших в гонке за личным успехом индивидуалистов...

?! Определите взаимосвязь между фактом существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей. Что, представляет из себя труд? Чем он является для человека?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!